Смекни!
smekni.com

Основы религиоведения (стр. 73 из 104)

ществует.

Не все проявления свободомыслия были благотворными для

развития культуры. Критериями благотворности тех или иных про-

явлений свободомыслия являются гуманистическая направленность,

духовное раскрепощение человека, способствующее возрастанию его

творческой деятельности, развитие способности критического осмыс-

ления действительности, преодоление авторитаризма и догматизма, со-

действие нравственному совершенствованию человека и общества.

252

Глава XIX

СВОБОДОМЫСЛИЕ В ДРЕВНЕМ МИРЕ

Зарождение свободомыслия Элементы свободомыслия, как говорят этно графы, возникают уже на стадии разложения первобытно-общинного строя. Этнографы встречались с эскимосами,

которые не верили в духов, отрицали могущество шаманов. Видимо,

такие взгляды были единичными и являлись следствием осознания

своей собственной силы, ловкости и бесстрашия, а также обнаружения

того, что мистические силы не оказывают воздействия на трудовые

процессы.

С возникновением классового общества, с появлением людей ум-

ственного труда, по мере развития культуры свободомыслие проявля-

ется чаще, захватывая и демократические, и элитарные слои общества.

Оно присуще всем народам древнего мира, хотя развивалось нерав-

номерно. Так, в крупных рабовладельческих деспотиях Древнего Во-

стока (Египет, Вавилон), где фараон или царь обладали правом

распорядиться жизнью человека, а жрецы выделились в отдельную ка-

сту, имели большую власть, свободомыслие пробивалось в духовную

жизнь народа с трудом. Наиболее яркие проявления свободомыслия

мы находим в Древней Греции и Риме. Благоприятные климатические

и географические условия давали возможность человеку здесь чувст-

вовать себя более независимым от природных стихий. Для древнегре-

ческих городов-полисов было характерно демократическое устройство

общества; свободных граждан здесь было больше, чем рабов, и они

могли участвовать в управлении государством. Многие афинские граж-

дане были грамотными. Жречество как особое сословие не сформирова-

лось, ритуалы выполняли граждане, теология не была разработанной.

Никто не был обязан верить в то, что говорили о богах и героях Гомер

и Гесиод, хотя обрядовая сторона религии играла значительную роль,

а страх перед богами и загробной жизнью присущ любому верующему

греку или римлянину. В отличие от Египта или Вавилона в Греции

и Риме развивалось философское учение, послужившее импульсом для

критического осмысления религии.

При всем своеобразии регионов древнего мира в духовной культуре

населявших их народов содержались элементы богоборчества,

скептицизма, безрелигиозного восприятия мира и человека.

Богоборчество Богоборческие идеи нашли отражение во

и скептицизм в культуре древ- многих литературных памятниках древнего

него мира мира. В древнекитайской "Книге песен"

("Ши-цзин", XI - VI вв. до н. э.) сохранился

богатый материал, свидетельствующий о том, что рабы проклинали

божество - "Верховного императора": "Почему Верховное небо так не-

справедливо? Почему оно так жестоко? Почему оно творит такое зло?

253

Почему оно лишило нас полной возможности жить?"1. Представления

богоборцев отражены в Библии. Так, в Книге Иова сомнения в спра-

ведливости Бога возникают из-за великих страданий, выпавших на

долю Иова. Автора волновал вопрос: почему страдает невинный че-

ловек, почему угнетены бедняки, вдовы и сироты, а богатые

насильники процветают, почему вообще существует зло в мире, если

Бог считается благим?

Настроения богоборчества обнаруживаются и в древнегреческой

культуре. Еврипид (ок. 480 - 406 до н. э.) написал драму "Вакханки",

в которой царь Фив борется с богом Дионисом. Эсхил (ок. 525 - 456

до н. э.) в драме "Прикованный Прометей" использует миф о титане

Прометее, пожалевшем людей, которых хотел уничтожить Зевс. Про-

метей похитил у Гефеста огонь для людей, научил их счету, чтению,

письму, искусствам, дал им знания. За нарушение воли Зевса Про-

метей наказан, он жестоко страдает. Но богоборец Прометей пред-

рекает падение Зевса и выражает свое отношение к богам: "Я

ненавижу всех богов: они мне за добро мучением воздали"2.

Религиозные представления подвергаются сомнениям в двух

памятниках Древнего Египта - "Песне арфиста" и в "Беседе разоча-

рованного со своим духом" (XXII - XXI вв. до н.э.). В первом из

них обнаруживается столкновение с традиционными верованиями: бес-

цельны усилия людей по соблюдению заупокойного культа; гробницы

разрушаются, расхищается их содержимое. Здесь впервые выражено

сомнение в загробном существовании: "Никто не приходит оттуда...

чтобы рассказать о их пребывании". То же настроение в "Беседе...":

разочарованный стремится к самоубийству, но дух отговаривает его:

"Если вспомнишь ты о погребении - это вызывание слез, это огор-

чение людей... Не выйдешь ты больше наружу, чтобы увидеть сол-

нце!"3

Скептицизм нередко перерастал в прямое отрицание религии. В

Индии в VI в. до н. э. появилось несколько философских школ, среди

них -локаята (санскр. "лока" - мир, мирские дела). Воззрения ло-

каятиков сохранились в сочинениях их идейных противников. Лока-

ятики отвергли брахманистские идеи кармы и нирваны, сняли

священный ореол с Вед, считая, что Веды "страдают пороками -

лживостью, противоречивостью, многословием".

Знания о мире и человеке, В мифологии древнего мира реальные знания

мифология и философия о способах врачевания, о свойствах растений

и животных, о других племенах и странах со-

единялись с заблуждениями. Ко времени возникновения философии

в Индии и Китае были уже накоплены знания в области математики,

астрономии, химии, достигнут высокий уровень медицинских знаний.

В Древней Греции появилась математика, не ставившая перед собой

чисто утилитарных задач (школа Пифагора). В конце VI в. до н.э.

254

была выдвинута идея сферичности Земли. Внерелигиозными были

знания об обществе. Именно в Греции возникла история как само-

стоятельная отрасль знания, в качестве таковой она развивалась и в

Древнем Риме. Греческие и римские историки - Фукидид (ок. 460 -

400 до н. э.), Тит Ливии (59 до н. э. - 17 н. э.) - представили историю

как развертывающийся процесс, не зависящий от богов: события, их

результаты обусловлены человеческими действиями и характерами.

Возникла и архитектура как особая наука. Римский историк и инженер

Витрувий (I в. до н. э.) написал "Десять книг об архитектуре", где

архитектура представлена как научный синтез искусства и техники.

Все эти области знания благотворно влияли на философскую

мысль, которая ставила проблемы бытия, познания, человека, религии

и решала их вне мифологии, хотя могла и сохранять кое-какие эле-

менты мифологического мышления. Философские учения в древности

содержали в себе комплекс конкретных знаний о природе и человеке.

С VI в. до н. э. союз конкретных знании и философии начинает пре-

одолевать мифологическое сознание.

Античная философия явила миру образцы раскованного, творче-

ского подхода к проблемам бытия и познания. Многообразны суждения

древних мыслителей о первооснове явлений природы: вода, воздух,

стихии, нус, апейрон, огонь, атомы, идея. Философы разных направ-

лений - Демокрит, Сократ, Лукреций и др. - свободно рассуждали

о природе вещей и человеке, основываясь на совокупности знаний о

мире. По мере развития философской мысли происходит еще одно со-

бытие: она стремится освободить внутренний мир человека от страха

перед богами и потусторонним миром, размышляет о причинах и роли

религии в обществе.

Критика учения о богах У тех, кто задумывался над вопросом о

с позиций здравого смысла природе представлений о богах, возникало не-

доумение по поводу несоответствия этих пред-

ставлений многочисленным фактам реальной жизни.

Сохранились сведения о Диагоре (V в. до н. э.), в веселых шутках

которого содержалась изрядная доля сомнения в религиозном учении.

Когда он прибыл в Самофракию, его друг обратил внимание на то,

что в храме много табличек с надписями, пожертвованных людьми,

спасшимися от кораблекрушения. "Так-то оно так, - ответил Диагор,

- только здесь нет изображений тех, чьи корабли буря потопила и

они сами погибли в море"4. Были у древних греков и другие сооб-

ражения: "Если бы боги действительно пеклись о роде человеческом,

то они должны были бы сделать всех людей добрыми или, по меньшей

мере, особенно опекать добрых"5.

Раскрывалась и логическая противоречивость мифологии: если, сог-

ласно греческим мифам, боги рождались, то они должны и умирать

подобно людям, но, согласно мифам, они бессмертны; боги в мифах

255

предстают как подчиненные друг другу, а это не соответствует пред-

ставлению об их всемогуществе" и т. д. Греческий философ-скептик

Карнеад из Кирены (214 - 129 до н. э.) выступал против телеологиче-

ского доказательства бытия бога, указывая на несовершенство мира

и жизни. Вот одно из рассуждений Карнеада: если боги существуют,

то они живые существа, значит, у них должны быть чувства, а если

это так, то они должны ощущать не только сладкое, но и горькое;

в таком случае бог будет восприимчив к беспокойству, к изменению

в худшее, значит, он тленен, следовательно, он не бог.6

Весьма многообразны проявления критики религии с позиций здра-

вого смысла в Индии и Китае. Древнекитайский философ Ван Чун

(27-ок. 100), выступавший не только против обожествления Конфуция,

но и против обожествления неба, задавался вопросом: если небо обла-

дает сознанием и может высказывать порицание правителю, "сбивше-