Смекни!
smekni.com

Основы религиоведения (стр. 66 из 104)

и Сунны. Искомую цель суфия (фана) он интерпретировал как со-

единение души с божеством, ее полное растворение в нем с утратой

земной призрачной индивидуальности. Ибн Араби известен прежде

всего как создатель весьма усложненного философско-пантеистичес-

кого учения, получившего название "единство и единственность

бытия" (вахдат аль-вуджуд). Бытие, в соответствии с этим учением,

представляет собой проявление единой "божественной сущности" в бес-

конечных и беспрестанно меняющихся образах материального мира.

Человека Ибн Араби представлял как "вселенную в миниатюре". Ис-

пользуя кораническую символику и мифологию, Ибн Араби разработал

учение об эпифании (ат-таджалли) - самопроявлениях абстрактного

Абсолюта в форме конкретных сущностей, учение о "совершенном че-

ловеке" (аль-инсан аль-камиль), рассматривающее человека как

"образ Бога" и причину творения. Он также систематизировал

суфийские представления об иерархии святых-мистиков.

Достигнув в XIII - XIV вв. расцвета, философский суфизм позднее

утратил свои творческие потенции. Признанные суфийские авторитеты

позднего средневековья занимались главным образом популяризацией

основ исламского мистицизма.

Религиозно-философские В средние века шла интенсивная разработка

воззрения в шиизме религиозно-философской системы шиизма,

разделившегося еще в VIII в. на два основных

течения - умеренное и крайнее, которые, в свою очередь, распались

на многочисленные школы.

При существенных догматических различиях внутри шиитского

ислама его объединяло признание божественной природы верховной

власти и исключительного права на нее рода "четвертого праведного

халифа" Али. Поскольку в Коране отсутствует прямое упоминание

Али, то шиитские комментаторы прибегли к аллегорическому толко-

ванию отдельных коранических выражений, чтобы обосновать право

Алидов на верховное руководство мусульманской общиной (имамат).

Учение об имамате стало основополагающим в шиизме. Руководители

исламской общины (государства) - имамы из рода Али - рас-

сматривались как единственно законные и полномочные представители

Аллаха на земле. Расколы и разногласия в шиизме вызвал прежде

всего вопрос о передаче права на имамат тому или иному потомку

Али.

Сторонники крайнего шиизма в своем большинстве проповедовали

идею обожествления Али и представителей его рода. Умеренные шииты

(имамиты), отвергая эту идею, ревностно защищали "божественную

сущность" имамата и представление об абсолютной непогрешимости

и сверхъестественных знаниях его носителей.

Основные положения шиитской доктрины власти, признанные сов-

228

ременными последователями шиитского вероисповедания, были выра-

ботаны к началу X в. В последующие века шел процесс кодификации

шиитской догматики, углубления ее философского обоснования. В

религиозно-философской трактовке имамат предстает как важнейшая

космическая сила, как эманация вечного божественного света, а имамы

- как исполнители предписаний Аллаха, высшие непререкаемые ав-

торитеты в делах веры и мирской жизни.

Религиозно-философские В середине XIX в. в наиболее развитой части

и теологические воззрения арабского мира (Египет, Сирия, Ливан) на-

в реформаторском движении чался период культурного подъема, по-

лучивший название арабское Возрождение

(Нахда). Его идеологи стремились синтезировать элементы восточной

и западной цивилизаций, ставя во главу угла задачу возрождения

"славного арабского наследия", былого могущества арабов в эко-

номической, политической и культурной сферах. В процессах, харак-

терных для арабского Возрождения, особое место заняло его

религиозное направление, представленное исламским реформаторст-

вом.

Реформаторское движение зародилось на рубеже 70 - 80-х годов

в Египте и позднее распространилось как на Востоке, так и на Западе

арабо-мусульманского мира. Формально реформаторы выступили с

консервативных позиций под лозунгом возрождения ислама в первоз-

данной чистоте, призвали к освобождению вероучения от накопленных

за века искажений и наслоений. В действительности, провозгласив

идею "очищения" ислама и возвращения его к прежнему величию,

они, по существу, отбросили средневековое традиционалистское

понимание ислама и встали на путь его активного приспособления к

требованиям зарождавшихся капиталистических отношений. Первым

крупным деятелем реформаторского движения, разработавшим его

исходные положения, был известный мусульманский деятель Джамаль

ад-Дин аль-Афгани (1839 - 1897). Выдвинутые им религаозно-фило-

софские идеи развил один из его учеников, выдающийся теолог и пра-

вовед из Египта Мухаммед Абдо (1849 - 1905).

Мусульманские реформаторы, возрождая средневековую му-

тазилитскую традицию, утверждали, что вера должна основываться на

внутреннем убеждении каждого верующего в обоснованности доказа-

тельств существования Бога. В противоположность доктринальной не-

терпимости традиционалистов, настаивавших на принятии постулатов

веры без их рационального осмысления, реформаторы выступили за

возрождение права на свободное толкование мусульманского священ-

ного наследия, за независимость в суждениях относительно сути

религиозных текстов. Примером нового рационалистического толко-

вания священной книги мусульман стал фундаментальный труд Му-

хаммеда Абдо "Толкование Корана".

229

Особое место в творчестве реформаторов заняла проблема уяснения

места человека в мире и роли познания в постижении Бога и соз-

данного им мироздания. Они отстаивали способность человека позна-

вать окружающий мир, его право на активное овладение реальностью

бытия. Реформаторы выступили против фаталистических суждений,

апеллируя к мутазилитской доктрине, исключавшей абсолютный ха-

рактер божественного предопределения. По их убеждению, человек

обладает свободой волеизъявления как естественным присущим ему

качеством, несет ответственность за свои поступки.

Рационализм концепции реформаторов определил значительную

гибкость их подходов к фундаментальной проблеме взаимоотношения

веры и знания. Они признавали правомочность научно-философского

знания, считая, что знание наряду с верой явилось результатом бо-

жественного откровения. Реформаторы уделяли значительное

внимание доказательствам того, что ислам содержит в себе все посылки

для научного исследования. Они утверждали, что Коран определяет

широчайшие возможности познания и только неверное понимание духа

и сути ислама приводило к отрицанию пользы научного знания. С

помощью иносказательного толкования священных текстов реформа-

торы стремились доказать, что в Коране содержатся указания на за-

коны эволюции природы и общества, на современные достижения

человеческой мысли.

Определяя свое отношение к современной европейской науке,

реформаторы отвергли присущее исламскому традиционализму не-

гативное отношение к новшествам в целом и "инорелигиозным" в ча-

стности. Они считали непредосудительным заимствование западного ,

научного и технического опыта для возрождения мусульманского Во-

стока при условии учета специфики его национального развития.

Процесс адаптации религиозно-философских и правовых норм

ислама к новым историческим условиям сопровождался переосмыс-

лением исламских воззрений, связанных с политической сферой, и

прежде всего идей исламского единения как метода разрешения обще-

ственно-политических проблем мусульманского Востока.

В последней четверти XIX в. была сформулирована концепция

панисламизма, опиравшаяся на представления о единстве и солидар-

ности всех членов мусульманской общины и утверждавшая необ-

ходимость объединения мусульман в рамках единого теократического

государства. В основу этой доктрины был положен тезис о руководящей

роли ислама как в духовной, так и в общественной жизни арабо-му-

сульманского Востока. Наиболее последовательное выражение идеи

исламского единения получили в творчестве Джамалъ ад-Дина аль-

Афгани, одного из основателей панисламизма. Он рассматривал ислам

как единую идейную платформу, способную сплотить мусульман в

борьбе против экспансии колониальных держав и вселить в них уве-

ренность в возможность возрождения. Объявляя приверженность

230

религии выше любой другой приверженности, в том числе националь-

ной, аль-Афгани вместе с тем поддерживал идеи национализма,

признавал их значимость в борьбе против иностранного засилья. В то

же время многие мусульманские идеологи противопоставляли

панисламизм буржуазному национализму, который трактовался как

идеология западного образца.

Лозунги реформаторов вдохновляли многих общественных и

политических деятелей арабо-мусульманского Востока. Вместе с тем

отсутствие в этом движении организационного единства, узость

социальной базы и секуляризация общественно-политической жизни

привели к его оттеснению на второй план.

Религиозно-философские Сохранение за религией в значительной части

традиции и современность арабо-мусульманского мира доминирующей

роли в формировании духовного климата,

глубокое внедрение в повседневную жизнь стереотипных религиозных

нормативов и установок в значительной мере определили специфику

ситуации, характеризующейся менее динамичным по сравнению с Ев-

ропой развитием философской мысли (с XIV в.). Собственно фило-

софская мысль, возникшая на Ближнем и Среднем Востоке в раннее