Смекни!
smekni.com

Основы религиоведения (стр. 39 из 104)

западного, и восточного христианства.

Принятие христианства Образование самостоятельных православных

Киевской Русью церквей началось в первые века возникно-

вения христианства. В III в. выделились Алек-

сандрийская и Антиохийская церковь (Сирия, Ливан), затем

133

Иерусалимская. В V в. ведущее положение приобретает Константино-

польская церковь. В конце III в. восточное христианство приняла

Армения, в IV в. - Грузия, в IX в. - Моравия и Болгария.

Проникновение православия в Киевскую Русь началось с середины

X в., но официально оно стало государственной религией в 988 г. Пра-

вославие было такой религией, которая могла служить интересам ут-

верждения феодализма. Киевская Русь имела более тесные торговые

и культурные связи с Византией, где господствовало православие,

великокняжеской верхушке импонировало подчинение церкви свет-

ской власти, возможность совершать богослужение на родном языке.

В середине X в. Киевская Русь была сильным феодальным госу-

дарством с высоким уровнем развития ремесла и торговли, духовной

и материальной культуры. Упрочению новой общественной системы,

а вместе с тем и централизованной великокняжеской власти не мог

способствовать родоплеменной политеизм, он утратил способность быть

социальным интегратором и регулятором. Все древнеславянские боги

скроены по племенным масштабам. Поэтому боги одних племен не

имели никакого значения для других племен. Нужна была объединя-

ющая идея единого Бога. Русь нуждалась в религии с единым, лишен-

ным этнических различий Богом, свободным от родоплеменных

традиций. Этим требованиям и соответствовал христианский Бог.

Необходимость новой религии диктовалась и рядом международных

причин. Русь поддерживала постоянные контакты с Византией, За-

падной Европой, где уже господствовало христианство. Для упрочения

подобных контактов нужна была и общая идейная платформа: ведь

русичи считались "варварами". Введение новой религии соответство-

вало потребностям общественного прогресса.

Немаловажной является роль Киевского князя Владимира I Свя-

тославича (ум. 1015). Он был выдающимся реформатором: провел

административную, религиозную, фискальную, военную и другие

реформы. При принятии христианства он проявил понимание

исторической необходимости, волю для осуществления нелегкой за-

дачи, твердость в преодолении сопротивления.

Почему было принято православие? В "Повести временных лет"

имеется рассказ о "выборе веры". Представители различных религий

предлагали Владимиру свои вероучения: волжские болгары - ислам,

хазары - иудаизм, папский легат - католицизм, греческий философ

- православие. Предпочтение было отдано православию, т. е.

византийской разновидности христианства.

После принятия христианства, уже при сыне Владимира Ярославе

Мудром (ок. 978 - 1054), в Киеве была создана митрополия во главе

с присланным греком митрополитом Леонтием. Ярослав заложил собор

св. Софии, Киево-Печерский монастырь (1051, с 1598-лавра). Рус-

ская митрополия стала делиться на епархии во главе с епископами

— в основном греками. Церковь уже при Владимире стала получать

134

"десятину" и скоро превратилась в крупного феодала. Появились мо-

настыри, выполнявшие колонизационные, оборонительные, культуро-

генные и другие функции.

С XII в. церковь и князья начали борьбу за независимость от

Византии. В XV в. Византия была накануне утраты самостоятельности.

В 1589 г. по инициативе царя Федора Иоанновича (1557 - 1598) был

собран поместный собор с участием восточных патриархов, на котором

избрали патриархом митрополита Иова (ум. 1607). С этого времени

церковь стала обретать большую самостоятельность.

Внутрицерковная борьба Дальнейшее укрепление церковной

в XVII -ХУШ вв. организации было предпринято в XVII в.

патриархом Никоном (1605 -1681). Исправ-

ляя богослужебные книги и изменяя некоторые обряды (трехперстное

крестное знамение вместо двухперстного и др.), Никон преследовал

цель доказать ортодоксальность русской православной церкви и ее не-

оспоримое преимущество перед всеми остальными христианскими цер-

квами. Царь Алексей Михайлович (1629 - 1676) поддержал реформы

патриарха, а поместные соборы 1655 и 1656 гг. одобрили их. Но цен-

трализация церковного управления вызвала протест со стороны

значительной части бояр и купечества, низшего духовенства и кре-

стьянства. Началось брожение внутри церкви, приведшее к расколу.

В основе внутрицерковного конфликта лежали общественные

противоречия, которые в силу исторических условий того времени по-

лучили религиозное выражение. Это придавало движению рас-

кольников широкое общественное звучание, проявлявшееся, особенно

на первых порах, как протест против существующего строя.

Выступая против нововведений Никона, старообрядцы прежде всего

отвергли положение об их соответствии древнему христианству. Они

называли нововведения "дьявольским наваждением", царя -

"антихристом", Никона - "собакой". Тем самым и церковная, и свет-

ская власть объявлялись не божественным, а противозаконным уста-

новлением. Именно поэтому церковь и государство совместными

усилиями пытались подавить раскольническое движение. Против рас-

кольников использовались средства власти: тюрьмы и ссылки, казни

и гонения. Движение раскольников потрясло сами основы церковной

и государственной власти.

Попытка честолюбивого патриарха Никона утвердить приоритет

духовной власти над светской потерпела неудачу. Поместный собор

в 1667 г. осудил Никона и лишил его сана. Признав независимость

патриарха в решении духовных вопросов, собор тем не менее под-

твердил необходимость подчинения церкви царской власти.

В результате раскола образовалось две группы старообрядцев:

поповцы (имели священников) и беспоповцы (священников заменили

135

уставщики). В свою очередь, эти группы делились на множество толков

и согласий2.

В середине XVIII в. социально-политические противоречия привели

к образованию различных новых течений, среди которых наиболее

мощными были "духовные христиане" - молокане и духоборы. Мо-

локане единственным источником божественной истины считали

Библию. Церковная иерархия, монашество, иконы, мощи, святые ими

отвергались. Человек спасается только личной верой. Церковь и

царизм преследовали молокан, они выселялись на окраинные земли

России.

Другое направление духовных христиан, возникшее также в се-

редине XVIII в. в среде государственных крестьян, - духоборы. Они,

как и молокане, отвергали монастыри и монашество, почитание икон

и креста, официальные православные обряды и таинства. Порвав с пра-

вославием, духоборы отказались брать в руки оружие, служить в

армии. Они осуждали эксплуатацию человека человеком, выступали

против имущественного неравенства, насилия. Основным вероисповед-

ным документом духоборы считали не Библию, а "Книгу жизни"

("Книга жизни" - это собрание псалмов, сочиненных самими духо-

борами). Бог в "Книге жизни" толкуется как "вечное добро", Иисус

Христос - как человек с божественным разумом. Как и молокане, ду-

хоборы ссылались на окраины России, преимущественно в Закавказье.

Несколько раньше - во второй половине XVII в. - среди оброчных

крестьян возникло течение христоверов, учивших, что Христос может

вселиться в каждого верующего, отличавшихся крайним аскетизмом

и мистицизмом. Они отрицали институт церкви, отказались от пра-

вославной церковной обрядности. Главной формой богослужений

христоверов стали так называемые "радения", имевшие целью

достижение единства со святым духом. Обычно "радения" сопровож-

дались плясками, песнопениями, пророчествами, экстазами. От

христоверов отпочковалась небольшая группа наиболее фанатичных

верующих, которые в качестве главного средства нравственного совер-

шенствования считали оскопление мужчин и женщин.

Церковная реформа Петр I (1672 - 1725) ликвидировал патриар-

началаХVШв. шество, а в 1721 г. учредил Святейший

правительствующий синод во главе с обер-

прокурором, назначаемым императорским указом. Царь стал главой

церкви. Синод присягал ему на верность. Все вопросы церковной де-

ятельности решались обер-прокурором. Церкви вменялось выполнять

ряд государственных функций: руководство начальным образованием,

запись актов гражданского состояния, наблюдение за политической

благонадежностью подданных. Духовенство обязано было доносить о

замеченных им действиях, "клонящихся ко вреду государства".

136

Православная церковь После падения самодержавия церковь

в новых предпринимает ряд мер по укреплению своей

общественно-исторических системы управления, С этой целью 15 августа

условиях 1917 г. собрался Поместный собор, который

восстановил патриаршество. 18 ноября 1917 г. патриархом был избран

московский митрополит Тихон (Белавин) ( 1865-1925).

В своих первых обращениях к духовенству и верующим Тихон

призывал к укреплению веры, усилению нравственного воздействия

на общество, невмешательству в политические вопросы. Однако после

опубликования Советским правительством декретов и постановлений

о конфискации синодальной типографии, о расторжении браков и

особенно "Об отделении церкви от государства и школы от церкви"

Тихон обнародовал ряд документов, осуждающих правительственные

акты.

Особенно решительно Тихон выступил против декрета ВЦИК от

23 февраля 1922 г. об изъятии церковных ценностей для нужд

голодающих. В своем обращении к духовенству и верующим от 28