Смекни!
smekni.com

Основы религиоведения (стр. 41 из 104)

Латинской Америке и США. Католицизм исповедует часть населения

прибалтийских государств (в Литве, на юго-востоке Латвии), а также

западных областей Украины и Белоруссии.

Особенности Основой вероучения католицизма признается

вероучения, культа Священное Писание и Священное Предание.

и церковной организации Католическая церковь рассматривает в каче-

стве канонических все книги, включенные в латинский перевод Библии

(Вульгата). Правом толкования текстов Библии наделяется только ду-

140

ховенство. Священное предание образуют постановления 21 собора, а

также суждения римских пап по церковным и мирским проблемам.

Следуя Никео-Царьградскому символу веры, другим решениям первых

семи соборов, католическая церковь создает свое понимание ряда дог-

матов. На Толедском соборе в 589 г. вносится добавление к символу

веры об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от

Бога Сына (лат. filioque - "и сына").

В спасении людей, обремененных первородным грехом, католиче-

ское вероучение особую роль отводит церкви. Она призвана помочь

человеку возместить утраченную способность к достижению вечного

спасения. Эта миссия осуществляется с помощью сокровищницы сверх-

должных дел, т. е. излишка добрых дел, совершенных Иисусом

Христом, Богоматерью и святыми. Как наместник Христа на земле,

папа распоряжается этой сокровищницей сверхдолжных дел, распре-

деляя их среди тех, кто в них нуждается.

Католицизм признает семь таинств: причащение (евхаристия), кре-

щение, покаяние, миропомазание, соборование, священство и брак.

Таинство крещения проводится путем обливания водой, в то время

как в православии только погружением в воду. Таинство миропома-

зания (конфирмация) совершается при достижении семи-восьмилет-

него возраста.

Помимо общего для христианских течений признания существо-

вания рая и ада, католическая церковь сформулировала учение о

чистилище - промежуточном месте, где очищаются души грешников,

проходя через суровые испытания. Догмат о чистилище был принят

Флорентийским собором в 1439 г. и подтвержден в 1562 г. Тридентским

собором.

Для католицизма характерно возвышенное почитание Богородицы

- Девы Марии. В 1854 г. был принят догмат о непорочном зачатии

Девы Марии, а в 1950 г. - догмат о телесном вознесении Богоматери,

в соответствии с которым Пресвятая Богородица Приснодева была взя-

та на небо "с душой и телом для славы небесной". В 1954 г. был ус-

тановлен специальный праздник, посвященный "королеве небес".

В католицизме сохраняется культ ангелов, святых, икон, реликвий,

проводится канонизация (причисление, к лику святых) и беатификация

(возведение в ранг блаженных). Центром культовых и обрядовых риту-

алов является храм, украшаемый живописными и скульптурными

произведениями на религиозные темы.

Главой католической церкви, наместником Иисуса Христа, верхов-

ным правителем государства Ватикан является папа римский. Особый

статус римских пап обосновывается наследованием ими власти, пере-

данной Иисусом Христом апостолу Петру, по церковной традиции

бывшим первым епископом Рима. Папа избирается пожизненно соб-

ранием (конклавом) кардиналов. Согласно догмату католической

церкви, принятому I Ватиканским собором в 1870 г., папа считается

141

непогрешимым в вопросах веры и нравственности. В 1978 г. папой

избран польский кардинал Кароль Войтыла, принявший имя Иоанн

Павел II. Международный центр римско-католической церкви и

резиденция папы находится в Ватикане. Государство Ватикан (пло-

щадь 44 га, около 1 тыс. подданных) имеет свой герб, флаг, гимн,

гвардию, поддерживает дипломатические отношения с более чем 100

государствами мира.

Через посредство римской курии - центрального админи-

стративного аппарата - папа руководит церковными и мирскими

организациями, действующими в большинстве стран мира. Согласно

реформе, проведенной в соответствии с апостольской конституцией

"Pastor bonus" ("Добрый пастырь"; 1988), римская курия включает

государственный секретариат, 9 конгрегации (курирующих различные

направления деятельности церкви), 12 советов, 3 трибунала и 3 кан-

целярии. По решению II Ватиканского собора при папе действует с

совещательным голосом церковный синод, созываемый один раз в три

года. В его состав входят патриархи и митрополиты восточных ка-

толических церквей, представители национальных епископских кон-

ференций, монашеских орденов, лица, персонально назначаемые

папой.

В католической церкви насчитывается свыше 400 тыс. свя-

щенников. К числу особых обязанностей католического духовенства

относится соблюдение безбрачия (целибат).

Важные позиции в католической церкви принадлежат монашеству,

организованному в конгрегации и братства. В настоящее время

насчитывается около 140 монашеских орденов, деятельностью которых

руководит ватиканская конгрегация по делам освященной жизни и.

обществ апостольской жизни. Монашеские объединения

специализируются на миссионерской деятельности и благотворитель-

ности. Наиболее влиятельными монашескими орденами являются

орден доминиканцев, францисканцев и особенно орден иезуитов. Со-

здаются также особые объединения священников и мирян. К самому

многочисленному и могущественному из них принадлежит "Opus Dei"

("Божье дело"), насчитывающее 72 тыс. членов в 87 странах мира.

Его последователи преподают в 475 университетах мира, занимают

ключевые посты в правительственных учреждениях и средствах инфор-

мации.

Попытки активного приспособления вероучительного комплекса,

культа, церковных структур к современному миру нашли свое выра-

жение в обновленческом движении (аджорнаменто). Эти проблемы

обсуждались на II Ватиканском соборе, сессии которого проходили с

1962 по 1965 год. После долгих дискуссий на нем были приняты 16

документов по различным теологическим и социальным вопросам. Со-

борная конституция по литургии включает многие положения, направ-

ленные на упрощение обрядов и богослужения, приспособление их к

142

конкретным условиям. Допускается сочетание латинского богослу-

жения с местными обычаями, особенно в азиатских и африканских

странах. При отправлении обрядов используются местные разговорные

языки, национальная музыка. Указывается на необходимость соче-

тания священной традиции и современных форм культуры, исполь-

зование хорового пения, полифонической музыки, народных мелодий.

Иоанн Павел II провозгласил укрепление авторитета католического

вероучения и культа одной из главных задач своего понтификата. Ряд

его энциклик посвящен актуализации в современном мире трех ипос-

тасей Бога. Так, образ Бога Сына - основная тема энциклики

"Redemtor hominis" ("Искупитель человека"). В ней Иисус Христос

изображается центром Космоса и истории, эталоном человека.

Энциклика "Dives in misericordia" ("Богатей в милосердии") посвя-

щена в основном первому лицу Святой Троицы - Богу Отцу, сущ-

ность которого раскрывается через милосердие и спасение, через

религиозную веру, даруемые человеку. Третьей ипостаси - Святому

Духу - отводится особая роль в энциклике "Dominion et vivificantem"

("Господь и животворящий"). В ней утверждается, что при всех

достижениях человеческой цивилизации, развитии науки и техники

мир оказался на грани катастрофы. Спастись от нее поможет Святой

Дух, обращение к которому трактуется как поиск высшей духовности.

Духовенство, руководители орденов и светских католических

организаций ищут новые формы пробуждения интереса к религии всех

слоев населения, особенно молодежи. Расширяется сеть духовных цен-

тров, действующих главным образом при учебных заведениях, мона-

стырях. Наряду с проповедями и молебнами в таких центрах

проводятся дискуссии по проблемам "отцов и детей", секса, выступают

церковные ансамбли.

Разрабатываются методики религиозного воспитания, учитыва-

ющие возрастные особенности различных груш молодежи. Большие

надежды церковь связывает с обновлением катехизисов - книг, содер-

жащих (в форме вопросов и ответов) изложение основных положений

христианской веры и морали. К составлению катехизисов привлека-

ются авторитетные педагоги, психологи, лингвисты. В настоящее время

в различных странах мира преподаванием катехизисов (катехизацией)

заняты свыше 300 тыс. человек. В последние годы среди катехизаторов

увеличилась доля церковных активистов-мирян, действующих в тес-

ном контакте с приходскими священниками.

Наряду с вариантами обновления вероучения, культа,

организационных структур церкви, принятыми официальным ка-

*Энциклика - послание папы римского, обращенное ко всем католикам и

посвященное вопросам веры, социально-политическим проблемам. Получает название по

первым словам текста.

143

голицизмом, широкое распространение получили радикальные мо-

дернистские течения. Их представители выступают за более тесный

диалог церкви и мира, которьй, по их мнению, может оказаться про-

дуктивным при условии глубокого преобразования организационных

основ католицизма. С такой программой обновления выступает швей-

царский теолог Г. Кюнг (р. 1928). Путь преодоления кризиса Г. Кюнг

видит в выработке нового понимания церкви (как народа божьего) и

церковного управления (как служения этому народу). Церковь -это

не учреждение, а община верующих, братьев и сестер, живущих в

духе истинной религии. Г. Кюнг считает, что в отличие от иудаизма

и языческих культов христианин не нуждается в священнике как пос-

реднике входа в "святая святых, к самому Богу". Никакая церковь