Смекни!
smekni.com

Основы религиоведения (стр. 78 из 104)

ледних 5 - 6 тысяч лет сменялись два-три раза. Когда возникает новая

религия, ее первым делом для укрепления своей репутации... является

уничтожение старой. С каким ожесточением отцы христианской

церкви преследовали любое напоминание о древности, сжигая поэтов

и сочинения историков, разрушая изображения старых кумиров"21. Н.

Макиавелли, признавая в религии опору общества, искал возможности

для установления новой, полезной для (Общества и государства религии:

если религия ослабевает, надо менять ее формы.

Эволюция религий была предметом размышлений и Дж. Бру-

но. Он различал в развитии религии три эпохи: египетскую,

являвшуюся культом природы, иудейскую, принявшую символы

египетской за сверхъестественные существа, и христианскую,

окончательно испортившую мифы о природе. Борясь против

христианства, Дж. Бруно возвышал древнюю религию. Вслед за

Дж. Бруно Дж. Ванинй скажет, что "империи и религии тоже име-

ют свое начало и свой конец", но в отличие от Бруно признает

сущность всех религий одинаковой22.

Свободомыслие в искусстве XIV - XVI века в Европе характеризуются

и литературе Возрождения взлетом художественного и литературного

творчества, не в последнюю очередь связан-

ным с развитием науки. Многие художники этого времени - А. Дюрер

(1471 - 1528), Леонардо да Винчи (1452 - 1519) и др. - занимаются

проблемами познания природных явлений. Творчество А. Дюрера

проникнуто математикой. Теснейшим образом было связано художе-

ственное творчество Леонардо да Винчи с занятиями наукой и со сво-

бодомыслием. Религиозные сюжеты в творениях Леонардо,

Микеланджело Буонарроти (1475- 1564), Тициана (ок. 1476/77 или

1489/90 - 1576) и других наполняются общечеловеческим содер-

жанием. Мотив страданий Христа, столь распространенный в средне-

вековом искусстве, уступает место миру самых разнообразных чувств,

страстей, земных радостей. В центр внимания искусства ставится че-

ловек как природное, земное, страдающее и радующееся существо.

Литература Возрождения также внесла свой вклад в расширение пред-

ставлений о реальном человеке и его реальной жизни. Художественная

литература Возрождения во многом антиклерикальна, она способст-

вовала расшатыванию авторитарного мышления и формированию че-

270

ловека нового времени, как и изобразительное искусство. Союз ренес

сансной науки, искусства и морали расширял сферу свободомыслия

в Европе.

Глава XXI

СВОБОДОМЫСЛИЕ В НОВОЕ

И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ

§ 1. Свободомыслие в новое время в Европе и Америке

Философская Свободомыслие в новое время получает

и естественнонаучная развитие в связи с процессами демокра-

основа свободомыслия тизации общества, с уходом в прошлое ста-

рых феодальных структур, с формированием

и укреплением класса буржуазия. Свободомыслие - мощное течение

в культурной жизни нового времени, во многом опиравшееся на бурное

развитие наук в этот период - естественных, медицины, математики,

истории, этнографии, искусствоведения, религиоведения и т. д. Зна-

менитая "Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и реме-

сел", созданная в XVIII в., систематизировала имевшиеся к тому

времени познания в области природы, общества и человека. В ней со-

держалось более шестидесяти тысяч статей. Энциклопедия подверглась

цензуре докторов Сорбонны, а в 1759 г. была осуждена и проклята

папой. Она сыграла огромную роль в создании особой духовной ат-

мосферы, пронизанной гуманизмом, вольномыслием, творчеством,

свидетельствовала о том, что помимо теологии и религии существует

разнообразный мир культурного творчества.

XVII - XIX века в Европе, Америке и России характеризуются

интенсивным процессом секуляризации духовной культуры, в част-

ности искусства, этики, философии. Схоластический стиль фило-

софских сочинений сменяется в философии англичан и французов

свободным, ясным, прозрачным языком, максимально приближающим

человека к познанию мира. Это знаменует выход философии в жизнь

и сознание масс.

Материализм, впервые детально обоснованный французскими

философами XVIII в., вызревал ранее в недрах пантеизма и деизма.

В философии Б. Спинозы (1632 - 1677) пантеизм выступает как дань

традиции. Он разработал учение о природе как единой, вечной и бес-

конечной субстанции, которая есть единственная основа всех явлений,

"причина самой себя". В форму пантеизма облекается иногда нату-

ралистическая философия, противопоставляющая механистическому

271

материализму диалектические идеи, что характерно, например, для

И. В. Гёте (1749 - 1832).

Для XVII - начала XVIII в. более органичной формой свободо-

мыслящей философии оказывается деизм; это связано с развитием ме-

ханических наук и соответственно явной или скрытой идеей

первотолчка. Деизм не был однороден: деистами были такие разные

философы, как Г. Лейбниц (1646 - 1716), И. Кант (1724 - 1804), Т.

Гоббс (1588 - 1679), Ф. М. Вольтер (1694-1778), Ж.-Ж. Руссо

(1712 - 1778), М. В. Ломоносов (1711 - 1765), А. Н. Радищев (1749

- 1802). Деизм, признавая некое разумное существо, давшее толчок

материи, отвергал вмешательство сверхъестественных сил в дела

природы и общества. Д.Дидро (1713- 1784), стоявший вначале на

деистических позициях, позже подверг деизм критике и перешел на

позиции материализма, согласно которому не существует сверхъесте-

ственных сил; материя, неразрывно связанная с движением, носит суб-

станциональный характер, лежит в основе всех явлений природы,

развивающейся по естественным законам.

XVII век характеризуется ростом свободомыслия среди разных сло-

ев населения Европы. О "катастрофе наступающего атеизма" пишет

немецкий философ Г. Лейбниц, он призывает противостоять атеистам,

натуралистам и скептикам, пишет о том, что есть люди, которые "уво-

дят других от признания и почитания божественного провидения, а

самого Бога или упраздняют в нашем мире, или же, лишив его разу-

ма... и воли, превращают в какую-то всеобщую природную бессоз-

нательную силу, или мировую душу"1.

Начало научного анализа Б. Спиноза в "Богословско-политическом

вероучительных книг трактате" выступил в качестве одного из осно-

воположников научного анализа Библии.

Библия - дело человеческого ума, и исследовать ее нужно свободно

и непредвзято; Писание является продуктом творчества многих авто-

ров. Б. Спиноза подчеркивал: "Метод истолкования Писания... не

отличается, по-моему, от метода истолкования природы, но согласу-

ется с ним совершенно"2. Б. Спиноза стремился учесть обстоятельства

написания библейских книг, изменения в еврейском языке. Важно

знать "о жизни, характере и занятиях автора каждой книги; кто имен-

но он был, по какому случаю, в какое время, кому и, наконец, на

каком языке он написал; потом судьбу каждой книги... и, наконец,

каким образом все книги, которые теперь всеми признаются за свя-

щенные, соединились в одно целое... Важно также знать, по какому

случаю, в какое время и для какого народа или века все правила были

написаны... могла ли она (книга. - 3. Т.) быть испорчена руками под-

делывателей, или нет, вкрались ли ошибки и были ли они исправ-

лены..."3. Опираясь на эти принципы, Спиноза обосновывал

положения о том, например, что автор Торы - не Моисей; Книги Су-

272

дей, Самуила и Царей - переработка более древних книг. Много

внимания Спиноза уделил Книгам Пророков; пророки, говорит он,

обладали живым воображением, но многого не знали. Характер про-

рочеств зависел от темперамента пророка, от условий, в которых он

жил. Б. Спиноза подверг критике идею богоизбранности еврейского на-

рода: нет народов избранных в отношении разума и добродетелей, на-

роды все равны. Анализируя христианство, Б. Спиноза замечает, что

он воспринимает страдания, смерть и погребение Христа буквально,

а воскресение - аллегорически.

Идея связи атеизма На позициях скептицизма стоял известный

и нравственности французский философ П. Бейль. Мировозз-

рение его сформировалось во многом под

влиянием М. Монтеня (1533 - 1592), который подверг сомнению пре-

тензии средневековой философии на истинное познание бытия. М. Мон-

тень полагал, что "нет стремления более естественного, чем стремление

к знанию. Мы прибегаем к любому средству, чтобы овладеть им".

П. Бейль выдвинул принцип независимости морали от божествен-

ного закона: склонность к добру и злу - не от религии, но от самого

человека, злодейская душа может быть убеждена в существовании Бо-

га. Христиане, участвовавшие в крестовых походах, говорит П. Бейль,

"совершали самые ужасные бесчинства, о каких когда-либо было

слышно... христиане Запада совершали ужаснейшие злоупотребления

всевозможных видов"5. Вместе с тем П. Бейль говорит о возможности

существования общества атеистов, которое может быть нравственным:

такое общество имело бы принципы, достаточные для сохранения

общественного спокойствия.

Атеизм для П. Бейля не был пустым отрицанием религии: "Можно

свести атеизм к общему положению, гласящему, что природа есть

причина всех вещей, что она существует вечно и лишь благодаря самой

себе..."6. Со времен П. Бейля атеист стал рассматриваться как достой-

ный человек.

Свободомыслие Критиком религиозных суеверий и церкви

философов-деистов был Т. Гоббс, деятельность которого про-

ходила в самый разгар английской буржуаз-

ной революции. Т. Гоббс, был поборником свободы совести, правда,

отказывал в ней атеистам, которых считал источником анархии и без-

властья. Будучи сторонником сильного государства, он полагал, что

религия может быть использована в интересах его укрепления, она

внушает страх и повиновение властям. Т. Гоббс утверждал, что бес-