Смекни!
smekni.com

Основы религиоведения (стр. 91 из 104)

в квантовой физике процесс наблюдения решающим образом влияет

на наблюдаемую систему, многие фундаментальные понятия в науке

оказываются часто связанными с "каркасом отношений наблюдателя".

Кроме того, ученый сам выбирает, что и как изучать. Поэтому факты

в известной степени, как полагает X. Ролстон, являются продуктом

теоретических установок ученого - они никогда не приходят сами по

себе, "голыми", а всегда "фильтруются" через теоретические конст-

рукции. Ученый "конструирует сети, с которыми он рыбачит, и его

улов есть частично функция этой сети"15.

Теологи все же признают, что наука дает нам объективное знание

о мире, что в целом она не субъективна, а скорее персональна, она

выдерживает попытки фальсифицировать ее, успешно объясняет фак-

ты, генерирует подтверждаемые опытом предсказания. От субъ-

ективизма науку во многом предохраняет то, что ученый работает не

один, а в научном сообществе.

Многие теологи сегодня настаивают на том, что полное адекватное

постижение действительности возможно только при условии

объединения религиозного и научного путей ее познания; религия и

наука должны не противоречить друг другу, а развиваться в гармонии.

Для обоснования этой возможности используется принцип до-

полнительности, выдвинутый Н. Бором (1885 - 1962) в 1920-х годах

для истолкования познавательной ситуации, возникшей в квантовой

механике. Признается возможность построения единой целостной

картины мира на основе синтеза науки и религии. Для реализации

этой задачи следует избегать крайностей - соблазна фиксировать

прежде всего их сходство и забывать о различиях или, наоборот, аб-

солютизировать эти различия. Папа Иоанн Павел II подчеркивает, что

единство религии и науки, к которому стремится христианство, вовсе

не означает их идентичности. "Напротив, единство всегда предполагает

316

несходство и интеграцию его элементов. Каждый из его членов должен

стать не меньше, а больше себя в динамическом взаимообмене, ибо

единство, в котором один из элементов редуцируется к другому, явля-

ется деструктивным, ложным в его обещании гармонии и гибельным

для интеграции его компонентов. От нас требуется быть единым це-

лым. От нас требуется стать друг другом"16.

Глава XXV

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Всякая система мировоззрения вырабатывает свои принципы

понимания не только природы, но также общественных явлений. Со-

временные знания об обществе воплощаются в целом ряде специаль-

ных наук, изучающих различные социальные подсистемы, включая их

историю и современное состояние. Различные виды религиозного

мировоззрения также содержат систему знаний об обществе.

Отражение врелигиях История человечества - это одновре знаний об обществе менно история различных форм общественного устройства. Каждое исторически существовавшееустойчивое сообщество людей располагало своей оригинальной

религией, в которой выражалось понимание природы, происхождения

и характера данного сообщества. В сменявших друг друга исторических

религиях нашел свое отражение длительный процесс общественного

развития: общественное разделение труда, появление власти и госу-

дарсгв, образование классов и сословий. Дошедшие до нашего времени

письменные и устные религиозные мифы разных народов (вавилонские

и древнеегипетские, древнегреческие и древнееврейские, народов древ-

ней Индий и Южной Америки) служат важным источником для

исторического познания образа жизни и общественной организации на-

родов и государств далекого прошлого. При всем разнообразии

различных религий в них можно отметить и сходные принципы объяс-

нения общественных процессов и институтов.

Уже в родоплеменных религиях складывается представление об

обществе как общности людей, имеющей кровнородственные отно-

шения и ведущей свое начало от единого мифического предка, в ка-

честве которого выступали разнообразные тотемы, а впоследствии -

и легендарные личности. С именем такого предка связывалось уста-

новление обычаев и традиций, правил и норм общения. В мире пер-

вобытного человека, населенном множеством духов, демонов,

жизненные успехи или неудачи также объяснялись не столько

личными качествами, сколько покровительством или кознями тех или

317

иных существ. Впоследствии, с появлением наследственных вождей,

а затем и образованием государств эти представления не исчезают,

они входят составными частями в усложняющиеся народностно-госу-

дарственные религии. Правители рассматриваются как "избранники"

Бога, как находящиеся под его особым покровительством или даже

(например в Древнем Египте) как живые боги. Разделение людей на

сословия, на бедных и богатых объяснялось взаимодействием, заслу-

гами или виной предков данного сословия перед богами. Брахманы

были жрецами, кшатрии - воинами, вайшьи - земледельцами, ско-

товодами, торговцами. Обязанностью шудр было служить "дважды

рожденным" и быть слугами. В иудаизме и в христианстве деление

на сословия долгое время объяснялось ссылкой на библейский рассказ

о сыновьях Ноя.

Религиозные источники содержат сведения о конкретных действиях

тех или иных правителей, о действовавших законах и установлениях.

Одновременно самим правовым нормам придавался сакральный харак-

тер, они рассматривались как проявление воли богов. В средние века

в христианской Европе, в странах распространения ислама господст-

вовало мнение, что в Откровении содержатся все конкретные

предписания относительно общественных порядков, устройства и ха-

рактера власти, отношений господина и слуги, должника и заимодавца,

семейных отношений и т. д. Иначе говоря, не только природа, но и

конкретные формы власти, государства, правовые нормы выводились

из Священного Писания. Наиболее последовательные религиозные

мыслители идеалом общественного устройства объявляли теократиче-

ское государство, где высшая власть принадлежит служителям

религии, а религиозные предписания и нормы являются одновременно

и нормами права.

Процесс секуляризации общества утвердил иной взгляд на обще-

ство, согласно которому общественное устройство стало рассматривать-

ся как деятельность самих людей. Так, во второй половине прошлого

века немецкий теолог X. Э. Лютардт писал: "Право составляет

произведение истории, выражение исторически осуществившихся отно-

шений народов... Государство есть историческим путем происшедший

правовой организм народной жизни"1.

Процесс секуляризации знаний об обществе проявился, как видим,

в том, что религиозные источники перестали рассматриваться как сво-

его рода пособия по конкретному устройству общества. Экономические

отношения, построение государственных структур, политика, правовые

нормы признаны сферой проявления социальной активности самих лю-

дей, не выводятся непосредственно из божественных предписаний. Это

не означает, что проблемы общества перестали занимать значительное

место в религиозном мировоззрении, просто основное внимание пере-

местилось на проблемы собственно мировоззренческие, касающиеся

принципов объяснения общественных явлении, движущих сил обще-

318

ственных изменений. Н. А. Бердяев в 20-х годах писал: "Власть го-

сударственная имеет религиозную первооснову и религиозный исток,

имея в виду не конкретные формы проявления власти, но их природу.

Онтология власти исходит от Бога"2 .

Основные принципы Отличительная черта религиозною мировоз-

религиозного понимания зрения в подходе к пониманию общества

общества состоит в том, что общественные явления рассматриваются в контексте единого, уста-

навливаемого свыше миропорядка. Н. А. Бердяев этот тезис

сформулировал так: "Основы человеческого общества заложены в бо-

жественном миропорядке"3. Это означает, что принципы и черты

религиозного миропонимания, такие, как креационизм,

провиденциализм, телеология, выступают одновременно и принципами

объяснения общества и его функционирования. Поскольку общество

мыслится встроенным в космический миропорядок, понимание обще-

ства зависит от того, каким представляется этот миропорядок. Так,

в христианстве и исламе, где Бог творит весь мир и человека, общество

оказывается подчиненным предвечному Божьему замыслу, а создание

общества начинается с сотворения первого человека - Адама, наде-

ленного свободной волей.

Грехопадение, приведшее к поврежденности грехом всего рода че-

ловеческого, и выступает началом человеческой истории, само же

общество, происходящие в нем события, рассматриваются как стол-

кновение отдельных человеческих воль, в силу своей греховности ук-

лоняющихся от путей, предначертанных свыше. Но за этими

столкновениями усматривается проявление божественного предначер-

тания, провидения: строение общества, общественные отношения,

взаимоотношения народов и сословий, исторические события и изме-

нения выступают как реализация промысла Божьего.

Провиденциализм, промысел Божий, означает, что Бог не только сот-

ворил мир и человеческое общество, но и постоянно присутствует в

нем, направляя общественные события и судьбы людей согласно пред-

вечному Божественному плану. В качестве проявлений присутствия

Бога в мире, его промыслительной деятельности обычно ссылаются на

знамения, пророчества, чудесные явления.

Понимание промысла Божьего, его границ и пределов было и оста-,

ется предметом теологических дискуссий. С одной стороны,

провиденциализм понимался как абсолютная подчиненность каждого