Смекни!
smekni.com

Основы религиоведения (стр. 44 из 104)

христианской вере" (1536 - 1559), в которых систематизируются идеи

М. Лютера и других реформаторов, "Церковные установления" (1541),

"Женевский катехизис" (1545), а также "Шотландское вероиспове-

дание" (1560), "Вестминстерское исповедание веры" (1547) и др.

Реформаты отбросили почти все внешние атрибуты культа (иконы,

свечи, крест). Крещение и причащение рассматриваются как

символические обряды. Проповедь является центральным элементом

богослужения, которое включает также пение псалмов и молитвы.

Большое значение в кальвинистском вероучении имеет доктрина

о предопределении, избранности, согласно которой Бог избрал одних

к вечному блаженству, других - к погибели. Человек спасается пото-

му, что избран к спасению и получает дар веры, рождается свыше.

Доктрина о предопределении неоднократно смягчалась

кальвинистскими теологами. Богословы крупных реформатских цер-

квей в настоящее время истолковывают предопределение как предуз-

нание всеведущим Богом судьбы человека и как то, что на оправдание

нельзя повлиять делами, его следует рассматривать как результат бла-

годати.

Из этого учения вытекают характерные для кальвинизма

принципы "мирского призвания" и "мирского аскетизма". Ж. Кальвин

учил, что человек в любое время и в любом месте находится на службе

у живого Бога и несет строжайшую ответственность за предоставля-

емые ему Богом дары - время, здоровье, собственность. Жизнь дол-

жна пониматься как исполнение долга и движение к цели,

поставленной Богом. Признаком оправдания в кальвинизме становится

не столько глубина чувства покаяния, как в лютеранстве, сколько

энергия и результаты усилий, способные свидетельствовать о действии

в верующем человеке избравшего его Бога. Кальвинист должен верить,

что успех в предпринимательстве может рассматриваться как свиде-

тельство возможной избранности.

Основанные на кальвинизме вероисповедания, были приняты про-

тестантами Франции (гугеноты), Нидерландов, в некоторых областях

Германии, Венгрии и Чехии. Значительную роль играли

кальвинистские идеи среди протестантов Англии, требовавших

радикального "очищения" (отсюда - пуритане) английской церкви,

господствующее положение они завоевали в Шотландии. Кальвинисты

Шотландии и Англии выступили за ликвидацию епископата. Общины

пресвитериан возглавляются выборными пресвитерами и пасторами,

составляющими консистории и пресвитериаты, а также региональ-

ными, провинциальными и национальными синодами или ассамбле-

ями. Еще более радикальную церковную реформу осуществили

151

конгрегационалисты, считающие местную общину (конгрегацию) са-

мостоятельной церковью, имеющей право на свое исповедание веры.

Стремление к объединению, усилившееся в протестантизме с конца

XIX в., привело к образованию Всемирного альянса реформатских цер-

квей, придерживающихся пресвитерианского строения (1875), и Меж-

дународного конгрегационалистского совета (1891), В мире

насчитывается около 40 млн. пресвитериан и 3 млн. конгре-

гационалистов. Последователей кальвинизма особенно много в Швей-

царии, Голландии, Англии, Шотландии, ФРГ, США, Канаде,

Австралии.

Англиканство С началом Реформации в Германии известия

о деятельности Лютера и протестантские

сочинения быстро достигли Англии и нашли там весьма благоприятную

почву. Парламентским актом 1534 г. король Генрих VIII (1491 - 1547)

был объявлен главой церкви. В Англии закрывались монастыри,

производилась секуляризация церковных владений, прекращался

культ святых, икон и статуй, реликвий. При короле Эдуарде VI (1547

- 1553) "Актом о единообразии" в 1549 г. была введена англиканская

литургия, изложенная в "Книге общих молитв". Реформационное

движение не было прервано и кратковременной победой католической

партии при Марии Тюдор (1553 - 1558), когда были казнены многие

протестанты. Правление Елизаветы (1559 - 1603) стало временем

стабилизации англиканства, оформления его вероучительных и

литургических особенностей. В 1571 г. был утвержден символ веры,

так называемые "39 статей". В этом документе сохраняется идея о

спасающей силе церкви, учение об иерархии, унаследованное от ка-

толицизма, но проводится реформационное учение о Священном

Писании как источнике вероучения, принцип спасения одной только

верой, признаются два таинства - крещение и причащение, отверга-

ется транссубстанциация (пресуществление). Согласно англиканскому

вероучению, церемония ординации не означает, что этот ритуал со-

общает священнослужителю какую-то особую силу для совершения

мессы.

В англиканской церкви (название употребляется с 1851 г.) есть

общины, тяготеющие более к реформационному, евангелическому

типу, и общины, ориентированные на восстановление некоторых эле-

ментов католического учения и ритуала (месса, почитание Девы

Марии и святых). В мире насчитывается около 68 млн. англикан.

Англиканские церкви существуют в Англии (государственная), Шот-

ландии, Ирландии, США, Канаде, Новой Зеландии и других странах.

Они входят в Англиканский союз церквей и имеют консультативный

орган - Ламбетские конференции, созываемые архиепископом Кен-

терберийским с середины XIX в. Священнослужители англиканских

152

церквей могут состоять в браке. В последнее время к священству до-

пущены и женщины.

Квакеры В XVII в. возникло "Христианское общество

друзей внутреннего света". Его основатель

ремесленник Дж. Фоке (1624 - 1691) провозгласил, что истина веры

проявляется в акте озарения "внутренним светом". За экстатические

приемы достижения общения с Богом или вследствие того, что они

подчеркивали необходимость пребывать в постоянном "трепете" перед

Богом, последователи этого движения .получили название квакеров (от

англ. quake - трястись). Богослужение у них состоит во внутренней

беседе с Богом и проповеди. Квакеров в мире насчитывается около

200 тыс. Их общины существуют в США, Англии, Канаде и некоторых

других странах, ими создан "Всемирный консультативный комитет

друзей".

Методизм Как попытка преодолеть религиозный

индифферентизм в англиканстве XVIII в.

возникло движение методистов. Его основателями были братья Уэсли

- Джон (1703 - 1791) и Чарльз (1707-1788). Название возводят

к методическому соблюдению христианских предписаний, которое они

проповедовали в созданном ими в студенческие годы в Оксфорде "Свя-

том клубе", и к новым методам проповеднической деятельности. Джон

Уэсли утверждал, что все люди при рождении получают дар благодати,

позволяющий им ответить на призыв Божий и вступить на путь спа-

сения. Методисты уделяли особое внимание миссионерской деятель-

ности и ее новым формам: проповеди под открытым небом, в работных

домах, тюрьмах и т. п. Отпочковавшись в 1795 г. от англиканской

церкви, они упростили вероучение, сократив 39 статей символа веры

до 25. Принцип спасения верой соединяется ими с учением о добрых

делах. В 1881 г. был создан Всемирный методистский совет. После-

дователями методизма являются около 31 млн. человек. Методизм рас-

пространен во многих странах, особенно в США, Великобритании,

Австралии, Южной Корее. Методистские общины создаются в России.

Меннониты Эта конфессия, исторически близкая ана-

баптистам, получила в 1544 г. название по

имени голландского проповедника Менно Симонса (1492 - 1559), ко-

торый отстаивал принцип крещения взрослых по вере. Учение мен-

нонитов, изложенное в "Декларации главных статей нашей общей

христианской веры" (1632), провозглашает равенство всех членов

общины, непротивление злу насилием, вплоть до запрещения служить

с оружием в руках, автономию общин. Из Голландии и Германии мен-

нониты расселились по многих странам, включая Россию. В мире в

настоящее время насчитывается около 500 тыс. меннонитов. Они

проживают в США, Канаде, Голландии, ФРГ и других странах. В

153

России меннониты разделились на церковных и братских,

сблизившихся с баптистами и крестящих посредством погружения.

Международным органом меннонитов является Всемирная конфе-

ренция.

Баптисты Баптистские общины возникли в начале XVII

в., первым английским баптистом считается

Дж. Смит (1554 - 1612), в общинах было введено крещение взрослых

погружением. С этим связано и название конфессии, которое

происходит от греч. baptizo - погружать в воду, крестить. Баптисты

требовали религиозной свободы, веротерпимости, отделения церкви от

государства, предоставления права проповеди всем членам общины. В

вероучении баптизма особое значение придается личной вере и обра-

щению. "Общие баптисты" испытали влияние голландского реформа-

тора XVI в. Якова Арминия, признававшего участие воли человека

в спасении, и придерживаются доктрины о спасении всех уверовавших

в Христа. "Частные баптисты" строго следуют кальвинистскому

учению о предопределении. Это течение в баптизме стало преобла-

дающим.

Крещение рассматривается баптистами как акт сознательного обра-

щения к вере, духовного возрождения. Кандидаты в члены общины

допускаются к нему лишь после испытательного срока и покаяния на

молитвенном собрании. Только принявшие водное крещение считаются

полноправными членами общины. Крещение и хлебопреломление

понимаются как обряды, символизирующие веру в духовное единение

с Христом. Баптизм требует от своих последователей активной

миссионерской деятельности. Общины возглавляются выборными

пресвитерами, которым помогают диаконы и проповедники.

Еще в первой половине XVII в. баптизм появляется в Северной