Смекни!
smekni.com

Основы религиоведения (стр. 67 из 104)

средневековье, достигла апогея к XII столетию, но жесткие условия

преобладания религиозной идеологии, а затем и установление почти

безраздельного господства теологического взгляда на мир обусловили

постепенное иссякание творческих потенций средневековой философ-

ской мысли арабо-мусульманского региона.

Возрождение интереса к средневековой мусульманской философии,

к традициям рационализма произошло во второй половине XIX в.,

ознаменовавшейся коренной ломкой традиционных структур восточ-

ного общества. Арабская общественность ознакомилась с

публикациями трудов виднейших философов и теологов средневековья.

Представители различных идейных направлений на мусульманское

Востоке, обратившиеся к изучению духовного наследия, придавали

большое значение критике европоцентристских толкований

значимости арабской культуры, философии и религии, попыток опро-

тестовать самобытность арабо-мусульманской мысли.

Интерпретация духовного наследия мусульманского мира в насто-

ящее время является предметом идейной полемики и острых

дискуссий.

Многие мусульманские теологи и религиозные деятели

традиционалистской направленности отстаивают безусловный

приоритет религиозной и культурной самобытности арабов. Они сводят

понятие духовных ценностей прошлого к исламской религии и призы-

вают к возрождению "подлинного" ислама времен его основателя -

пророка Мухаммеда, исходя из тезиса, что "наследие повторяет себя".

Наследие ислама, по мнению традиционалистов, не может являться

231

предметом научно-исторических исследований. Они настаивают на

строгом следовании выработанным в эпоху средневековья спеку-

лятивным подходам к сакральным текстам, подчеркивают незыбле-

мость традиции прошлого и непререкаемость мнения религиозных

авторитетов. Для их позиции характерно резко критическое отношение

к рационалистическому анализу религиозных догматов.

Традиционалисты отвергают учение средневековых арабо-мусуль-

манских мыслителей, ориентировавшихся на античные модели фило-

софствования, как явление, коренным образом чуждое исламу, или

дают ему религиозно-теологическое толкование.

Оппоненты теологов традиционалистского толка, в том числе

светские, видят в наследии прошлого - и в религиозном, и в фило-

софском - действенный фактор, положительно влияющий на эво-

люцию общественно-политической мысли и сознание людей. Они

стремятся выявить в средневековой арабо-мусульманской мысли те

рационалистические тенденции, которые, по их убеждению, наиболее

созвучны современности. Особая роль отводится каламу, и прежде все-

го его мутазилитской школе. В качестве выдающихся достижений му-

тазилитской традиции отмечаются признание решающей роли разума

в процессе познания, оценка разума как высшей инстанции при

решении мировоззренческих, в том числе религиозных, вопросов, ут-

верждение свободы человеческой воли, призыв к активной созидатель-

ной деятельности. Распространение антиавторитарных и

антидогматических установок различных школ калама, призывавших

подвергать сомнению религиозные постулаты, наряду с широкомасш-

табной просветительской деятельностью средневековых мыслителей

признаются актуальными для современности способами воспитания в

людях критического нестандартного мышления.

При поисках путей культурного возрождения и идейной кон-

солидации обсуждается вопрос о значимости суфизма для развития ду-

ховной культуры и общественно-политической жизни стран

мусульманского Востока, о возможностях использования софийского

наследия при решении проблем современного мусульманского обще-

ства. Как и в предшествующие столетия, среди части традиционно на-

строенных мусульман сохраняется негативное отношение к суфизму

как явлению, противоречащему духу и букве ислама, отвергаются

присущие суфизму мистический иррационализм, созерцательность и

аскетизм. Другую точку зрения отстаивают те, кто причисляет суфизм

к исламским ценностям и рассматривает заложенные в нем элементы

свободолюбия и морально-нравственного подвижничества как одно из

средств побуждения общественной активности.

Расширение исследований духовного наследия мусульманского

мира, направленных на воссоздание реальной картины развития

религиозной и философской мысли его народов, знаменует качественно

новый этап в развитии философии на арабо-мусульманском Востоке.

232

Глава XVII

НАДКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ СИНКРЕТИЧЕСКАЯ

РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ

В состав надконфессиональной синкретической религиозной

философии входит широкий спектр мистических, оккультных,

спиритуалистических и других концепций, которые развиваются вне

основного русла традиционных религиозных направлений. Они осуще-

ствляют синтез элементов различных религий, а также научного и вне-

научного знания. Многие формы надконфессиональной синкретической

религиозной философии формировались и развивались вокруг фило-

софского комплекса оккультизма.

Оккультизм (лат. occultus - тайный) есть мистико-философское

учение о существовании скрытой за материальными процессами и

явлениями высшей реальности. Он ставит задачу проникновения в тай-

ны мироздания и выявления дремлющих в человеке высших сил и

способностей, а также разрабатывает методы влияния на "скрытое",

"тайное". Термин "оккультный" получил распространение после вы-

хода в свет трактата "Оккультная философия", написанного Агриппой

Неттесгеймским (1486 - 1535). Оккультизм пронизывает комплекс

так называемых герметических наук (по имени легендарного основа-

теля Гермеса Трисмегиста), в состав которых входят магия, каб-

балистика, астрология, алхимия, френология и различные виды

мантики.

Сами теоретики и историки оккультизма возводят происхождение

эзотерического знания (греч. esoterikos - внутренний) к древнейшим

эпохам человеческой истории. Они полагают, что.ядро оккультной

философии было создано еще жрецами Атлантиды и после ее гибели

унаследовано жрецами Египта, Тибета и других, более поздних

цивилизаций. Элементы философии оккультизма находят в египет-

ской, индийской и китайской предфилософии, зороастризме,

философии орфиков и пифагорейцев, в философии Платона и в Каб-

бале. Указанные концепции стали основой формирования комплекса

философских идей оккультизма в более поздние эпохи. Дальнейшее

его развитие связано с именами Агриппы Неттесгеймского, Р. Фладта

(1574 - 1657), Парацельса (1493 - 1541), Я. Бёме (1575 - 1624), Л.

К. Сен-Мартена (1743-1803), Э. Сведенборга (1688 - 1772), а так-

же многих алхимиков, астрологов, каббалисгов эпохи средневековья,

Возрождений и нового времени. Однако наиболее развитые и влиятель-

ные течения оккультной философии были созданы в XIX - XX вв.

Это прежде всего теософия и антропософия.

233

§ 1. Теософия

Термин "теософия" (греч. theos - бог и sophia - мудрость) бук-

вально означает "божественная мудрость". Происхождение этого

термина, по утверждению основателей теософии, восходит к школам

неоплатоников1, однако самые ранние элементы теософии сложились

в Древней Индии, а термин "теософия" имеет свой аналог на санскрите

- "брахмавидья" (божественная мудрость)2. Теософия рассматрива-

лась ее основоположниками как основа всех религий, как новый, со-

ответствующий данному историческому времени способ изложения

религии, как учение, которое на протяжении всей истории челове-

чества лишь меняло свои формы, но суть которого оставалась неизмен-

ной3. Возникновение теософии как особой философской системы

связано с деятельностью Е. П. Блаватской (1831 - 1891) и созданного

ею Теософского общества. Систематизацией ее идей занялись позднее

А. Безант (1847 - 1933), Р. Штайнер (1861 - 1925) и др.

Учение Е. П. Блаватской с самого начала формировалось как

синтез философских воззрений и религиозных форм различных эпох

и народов с современными ей научными идеями. Фактически теософия

была одной из первых попыток создания новой парадигмы мышления

путем синтеза научного и вненаучного знания. Главный теософский

труд Е. П. Блаватской - "Тайная Доктрина".

Не отрицая позитивной роли науки, теоретики теософии под-

черкивают ее ограниченность. Главная разница между теософической

наукой и обычной современной наукой видится в том, что последняя

имеет дело лишь с обрывками целого - с физическими явлениями это-

го и других миров, с тем, что может быть проведено через физический

мозг человека и его чувства.

В отличие от обычной науки теософическая наука рассматривает

весь мир как проявление мысли во всех разрядах материи. Оккультная

наука знает о существовании еще более высоких родов разреженной

материи. Человек никоим образом не ограничен одним только

физическим миром. Необходимо развивать "новые чувства", для того

чтобы наблюдать явления более тонкой материи. Формирование науки

более высокого уровня должно идти путем синтеза методов обычной

науки и методов теософии.

Космология Картина мироздания, которую рисует

теософия, дана, по мнению А. Безант, духов-

ными охранителями человечества через их ученицу и посланницу Е.

П. Блаватскую и описана в ее произведениях. Теософия определяет

космос как систему, "которая, исходя от единого Логоса и поддержива-

емая Его Жизнью, является... вполне законченной в себе самой"4. В

большинстве теософских трудов человеческий космос ограничивается

Солнечной системой, в которой физическое Солнце - это низшее про-

234

явление Логоса. Логос понимается как "зеркало, отображающее Бо-