Смекни!
smekni.com

Основы религиоведения (стр. 35 из 104)

постепенно возрастала. В период колониальной зависимости в се-

редине XIX - начале XX в. в странах Индокитайского полуострова

буддизм использовался как символ единства нации в борьбе за не-

зависимость, для мобилизаци верующих на борьбу за национальное

освобождение.

После обретения независимости в условиях экономической и куль-

турной отсталости стран этого региона и приверженности основной

массы населения религии буддизм сохранял важную роль и являлся

неотъемлемой частью государственной идеологии. Модернизированные

идеи буддизма служили обоснованием различных социальных и

политических концепций национального развития.

119

Для стран Индокитайского полуострова характерны ориентации ве-

рующих на "накопление заслуг", а не на достижение нирваны (прос-

ветления), что во многом обусловило роль монастырей как центров

общественной жизни на местах, особенно в сельских районах.

Функции монашества в этих странах (как в религиозной, так и в

социальной сферах деятельности) чрезвычайно многообразны. Монах

здесь и учитель религии, и человек, с помощью которого верующие

накапливают заслуга, и идеал для подражания в моральном плане.

Численность монахов, как правило, велика: один монах приходится

в среднем на 150 - 200 верующих.

Буддийские общины в этих странах имеют, как правило, чрезвы-

чайно сложное иерархическое строение, сложившееся еще в феодаль-

ных обществах, и административную структуру, копирующую

государственно-административный аппарат. Бюджет сангхи складыва-

ется из подношений и подарков населения, доходов с церковного иму-

щества, главным образом земли, и правительственных дотаций.

В 60 - 80-е годы XX в. происходила активная адаптация буддизма

к новым условиям: ускорению урбанизации, развитию светского обра-

зования, научно-техническому прогрессу. Эта адаптация коснулась

главным образом религиозной практики и социальной роли буддизма.

В конкретных странах Юго-Восточной Азии эти изменения

происходили по-разному. В 80-е годы в религиозной ситуации стран

Индокитайского полуострова наблюдались две тенденции. Первая вы-

разилась в некотором сужении сферы религиозной традиции и более

утилитарном отношении к буддийской религии со стороны верующих.

Вторая проявилась в активизации ортодоксального и модернистского

течений в национальных сангхах и расширении политической деятель-

ности монашества.

В Таиланде 93% населения страны исповедуют буддизм, который

традиционно является государственной религией. Покровителем и

защитником буддийской церкви выступает тайский король. Правящие

круги Таиланда и руководство сангхи прилагают немало усилий для

обеспечения стабильности и прогресса буддийской религии, разраба-

тывают программы деятельности сангхи, направленные на ее эф-

фективное вмешательство во многие сферы общественной жизни

(здравоохранение, сельское хозяйство, социальное благоустройство).

Существует хорошо развитая система религиозного образования.

Буддийская религия и мораль входят в программу обучения в светских

учебных заведениях.

В Камбодже более 90% населения придерживаются буддизма.

После обретения независимости в 1953 г. буддизм является государ-

ственной религией и использовался при выработке националистиче-

ской программы развития страны "кхмерского буддийского

социализма". Сангха активно сотрудничала с правительством в области

образования, здравоохранения, в социально-экономической сфере. В

120

70-е годы заметно возросла политическая активность монашества. При

режиме Пол Пота (1975 - 1979) сангха была упразднена, монастыри

закрыты; отправление культа запрещено. После образования НРК в

1979 г. был взят курс на возрождение буддизма, хотя на деятельность

савгхи накладывались серьезные ограничения. В 1990 г. буддизм вновь

провозглашен государственной религией.

В Лаосе буддизм исповедует около 90% населения. До 1975 г. он

являлся государственном религией, король выступал покровителем

сангхи. После провозглашения ЛНДР в 1973 г. за буддийскими

была сохранена возможность отправления культа в рамках

права лаосских граждан на свободу вероисповедания. Сангха активно

сотрудничает с правительством, с местными органами власти, помогая

в мобилизации населения на осуществление различных правительст-

венных программ социального развития.

В Мъянме около 70% населения исповедуют буддизм. Религиозная

ситуация осложнена нерешенностью национального вопроса. После

получения независимости в 50 - 60-е годы в Мьянме наблюдался

период так называемого "буддийского ренессанса", связанный с попыт-

кой правительства широко использовать в своей политике

национализм, мировоззренческую основу которого составлял буддизм.

В 1961 г. буддизм был провозглашен государственной религией. После

прихода к власти военных в 1962 г. политическая роль сантхи в обще-

ственной жизни страны была сведена к минимуму. Начиная с 80-х

годов вновь отмечается довольно тесное взаимодействие между сангхой

и государством, которое выступило покровителем монашеской общины

и взяло на себя функции по пропаганде буддизма.

Ламаизм Название этого особого направления в

буддизме, бытующее в европейских языках,

произошло от слова "лама" - названия монаха или жреца, основной

фигуры в этом тибетском варианте буддизма ваджраяны. Синтез ма-

хаяны, ваджраяны и архаического добуддийского комплекса верований

народов пригималайского региона был инициирован проповедниками

из Индии и сложился в VII - XV вв. От махаяны унаследованы основы

учения, религиозно-философские тексты, превосходящие древностью

палийский канон, частично - пантеон.

Ваджраяна, или буддийский тантризм" - особое направление,

оформившееся в Индии в середине I тысячелетия н. э. и развивавшее

идеи единства тела и Космоса, энергетического начала сущего. В нем

была распространена йогическая практика, подчеркивалась роль оза-

рения, утверждалась достижимость нирваны с помощью медитации.

Проводник на этом пути (тантре) - наставник (гуру); пособие - эзо-

терические заклинания, тексты (мантры) или символы, образы

(янтры); покровителем и охранителем последователя тантризма, ан-

тропоморфном символом его созерцания выступают идамы (низшая

121

категория божественных существ, часто местные божества, вклю-

чавшиеся в пантеон), легендарные проповедники буддизма и бодхисат-

твы. Сложился культ воплощений - бодхисаттв. Развитие

представлений о первооснове энергетического начала повлияло на

складывание образа шакти - спутницы божества, его женской ипос-

таси. Чрезвычайно разросшийся пантеон, включивший и массу мес-

тных божеств, организовывался идеей об изначальном, первичном

Ади-Будде, воплощающемся своими важнейшими качествами в троице:

буддах Амитабхе, Вайрочане, Акшобхье. Добавление еще двух будд

создавало пятерку покровителей Вселенной, имевших многочисленные

"семьи" и свиты: спутницы-шакти, духовные сыновья-бодхисаттвы, де-

моны-охранители и антиподы благих качеств будд - демоны-враги.

Шакьямуни осмысливался как будда современной космической эпохи,

будда Майтрея - как будущий будда, своеобразный мессия. Обоже-

ствлялись реальные деятели буддизма, особенно великий проповедник

и маг Падмасамбхава (Гуру Римпоче - VIII в.). Сложилась сложная

символика и иконография. Более всего почитались бодхисаттвы: Ава-

локйтенгоара, "сын" Амитабхи, особенно в образе защитника Падма-

пани; Ваджрапани - великий маг; мудрец Манджушри. Чтились

также личные охранители - идамы, наставники - гуру, прежде всего

воплощавшие первооснователей школ и монастырей. На низовом уров-

не почитались духи местности, предки, тотемы, воплощения живот-

ворящей силы.

История ламаизма связана с политическими событиями в регионе,

этнической историей народов, особенностями их хозяйственно-куль-

турного типа. С VII в. ареалом распространения буддизма ваджраяны

стал Тибет. Преодолевая сопротивление племенных элит и жрецов ме-

стных культов, буддизм кардинально трансформировался, приспо-

сабливался, испытывал влияние местной культуры. Его успехи,

становление собственно ламаизма связывают с именем Падмасамбха-

вы; благодаря ему и его ученикам к XI в. буддизм укоренился в Тибе-

те. Жречество возникавших святилищ-монастырей не соблюдало обета

безбрачия и, сращиваясь с аристократией, превращалось в наследст-

венное землевладельческое сословие. В разных местностях укрепились

разные, так называемые "красношапочные" (нереформированные), на-

правления, наиболее влиятельным из которых долго оставалась

ньингмапа, основанная самим Падмасамбхавой и распространившая

власть за пределы Тибета, особенно в Непале и Сиккиме.

В XIV в. школа кадампа стала ареной реформаторской деятель-

ности, связанной с именем Цзонхавы (1357 - 1419), которая привела

к возникновению "желтошапочной" общины гелукпа, ставшей вскоре

ведущей в стране. Ее глава - воплощение Авалокитешвары Далай-ла-

ма ("лама-океан [мудрости ]" - монг. яз.), получивший этот титул от

монгольских правителей в 1578 г. и ставший в XVII в. духовным и

122

светским главой Тибета, Именно этот, более строгай (в частности, с

безбрачием ламства) ортодоксальный вариант ламаизма преобладал в

Тибете и распространился к северу от него: в Монголию, Бурятию,

Калмыкию.

В районах распространения ламаизм монополизировал духовную

жизнь, внедрялся в социальную структуру. Центром политической,

ритуальной, культурной жизни стал монастырь с иерархически

организованным ламством (ученики, послушники, монахи, настоя-