Смекни!
smekni.com

Международное публичное экономическое право (стр. 11 из 52)

Международно-правовым основанием статуса физичес­ких лиц являются: Всеобщая Декларацией прав человека 1948 года, Пакты о правах человека 1966 года, Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 года (с после­дующими протоколами), Декларация о правах человека в от­ношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (рез. ГА ООН от 13.12.85 г.), и др.

Физические лица в сфере МЭО имеют право: покидать свою страну и возвращаться в нее; владеть, пользоваться имуществом (собственностью); трудиться; пользоваться про­цессуальными гарантиями; переводить доходы, сбережения или другие личные денежные средства за границу с учетом внутренних валютных правил и т.п..

В соответствии с внутренним законодательством ино­странцы, как правило, подразделяются на две категории: по­стоянно проживающих на территории страны пребывания и временно находящихся.

Критерии разделения определяются внутренним законо­дательством в международных договорах между заинтересо­ванными государствами в зависимости от сроков пребыва­ния (например, 183 и более дней в году) и/или от цели и ха­рактера пребывания иностранца.

Факт постоянного или временного проживания влияет на правовое положение иностранца: например, вопросы дееспо­собности временно пребывающего иностранца решаются по законам государства, гражданином которого он является, а постоянно проживающего иностранца — по закону страны пребывания, если иное не предусмотрено в международном договоре. Существуют различия в принципах налогообложе­ния и т. п.

Иностранец подчиняется двум правопорядкам — отечест­венному и страны пребывания (конкурирующая юрисдик­ция). К правовому режиму иностранцев в стране пребывания применяют, как правило, три «стандарта»:

1) национальный режим;

2) РНБ;

3) специальный режим (например, упрощенный порядок перехода государственной границы в приграничных районах в целях осуществления приграничной торговли или запрет иностранцам на осуществление отдельных видов работ).

Как правило, все эти виды режимов используются одно­временно в сочетании применительно к различным сферам правоотношений. В гражданско-правовой сфере иностран­цам обычно предоставляется национальный режим — в пра­вах и обязанностях.

Постановления, касающиеся правового положения физи­ческих лиц-иностранцев, содержатся также в торговых дого­ворах, консульских конвенциях, договорах о правовой помо­щи, договорах об избежании двойного налогообложения, о взаимной охране авторских прав, о взаимной охране прав промышленной собственности и др.

37. Юридические лица являются основными «оператора­ми» международных хозяйственных связей. Все в большей степени деятельность юридических лиц, их статус в МЭО становится предметом международно-правового регулирова­ния (МПР).

Постановления, касающиеся правового положения ино­странных юридических лиц или затрагивающие различные стороны их деятельности, содержатся в торговых договорах, консульских конвенциях, договорах о правовой помощи, до­говорах об избежании двойного налогообложения, договорах в области транспорта, купли-продажи товаров, международ­ных расчетов, охраны прав на промышленные образцы и то­варные знаки.

Именно юридические лица в основном осуществляют трансграничное перемещение товаров, услуг, капиталов, фи­нансов и т.д. При этом многие юридические лица объективно стремятся к тому, чтобы закрепиться в том или ином секторе национальной, иностранной и международной экономики, на том или ином национальном и международном рынке, со­здать и/или развить определенную инфраструктуру на пути движения товаров, услуг, капиталов, финансов и т.п.

В результате этого процесса происходит возникновение и становление транснациональных корпораций (ТНК) — круп­ных национальных предприятий с зарубежными активами. Сегодня ТНК играют роль «двигателей мировой экономи­ки», международного регулятора производства и распределе­ния продукции, основных носителей инвестиций.

Различают следующие разновидности ТНК:

1. юридические лица с национальным капиталом, но меж­дународные по сфере деятельности (имеют дочерние пред­приятия и филиалы за рубежом);

2. юридические лица, принадлежащие капиталу несколь­ких стран и международные по сфере деятельности;

3. международные объединения производственного и на­учно-технического характера, не являющиеся юридическими лицами.

ТНК — это, как правило, экономически единая система, состоящая из материнской компании, дочерних предпри­ятий, филиалов, отделений, контролируемая и управляемая из одного центра посредством договора, акций, управленчес­кого контроля.

Роль и вес ТНК в МЭО очень ощутимы. Средства ряда ТНК сопоставимы с бюджетами отдельных государств, поэ­тому международно-правовая регламентация их деятельнос­ти — объективная необходимость.

Некоторые правовые доктрины даже признают за ТНК статус субъектов МП. В связи с этим выдвигаются и/или ис­пользуются концепции «квазимеждународного права», со­здаваемого соглашениями ТНК с государствами, или «транс­национального права».

Однако на практике деятельность ТНК, их статус, как и многие другие вопросы, определяются национальным пра­вом, а в особо значимых для государств аспектах — междуна­родным правом.

В то же время, следует отметить, США в целях внешне­экономической политики стремятся закрепить принцип, со­гласно которому на систему ТНК распространяется действие законодательства « страны базирования», т. е. страны, в кото­рой находится «штаб-квартира» материнской компании.

В практике ООН используется также термин «многона­циональные компании», под которыми понимаются компа­нии, принадлежащие государствам или контролируемые ими, в отличие от ТНК, собственниками которых являются частные лица. Часто термины «ТНК» и «многонациональные компании» употребляются как синонимы.

38. В Хартии экономических прав и обязанностей госу­дарств (ст.2) содержится принцип: государство имеет право «регулировать и контролировать деятельность транснацио­нальных корпораций в пределах действий своей националь­ной юрисдикции и принимать меры к тому, чтобы такая дея­тельность не противоречила законам, нормам и постановле­ниям и соответствовала его экономической и социальной по­литике. Транснациональные корпорации не должны вмеши­ваться во внутренние дела принимающего государства».

К началу XXI века в мире функционировали более 40 тыс. ТНК (в 1970 г. — 7 тыс.), которые контролировали за преде­лами своих стран до 250 тыс. дочерних предприятий. Основ­ная часть ТНК сосредоточена в США, ЕС и Японии.

Треть мировой торговли приходится на внутрифирмен­ные каналы в рамках ТНК, до половины объемов междуна­родной торговли находится под их контролем. Две трети пла­тежей за передачу технологии осуществляется в системе ТНК. ТНК контролируют до 40% промышленного производ­ства. Основные рынки, на которых сосредоточена деятель­ность ТНК: электроника, нефтепереработка, химия, автомо­билестроение.

Учитывая значение проблемы, ЭКОСОС ООН учредил Центр по ТНК и Комиссию по ТНК. Комиссия разработала Кодекс поведения ТНК (Док. ООН Е/С.10.1996. S. 2), нормы которого носят рекомендательный характер.

В Кодексе поведения предусмотрено, что ТНК обязаны:

— уважать суверенитет страны пребывания;

— исходить из экономических целей и задач политики, проводимой государством в стране пребывания;

— уважать социально-культурные цели, ценности и тради­ции страны пребывания;

— не вмешиваться во внутренние дела страны пребывания;

— не заниматься деятельностью политического характера;

— воздерживаться от практики коррупции;

— соблюдать законы и постановления, касающиеся огра­ничительной деловой практики;

— соблюдать положения, касающиеся передачи техноло­гии и охраны окружающей среды.

Комиссия ООН по ТНК приняла на себя функции по на­блюдению за осуществлением Кодекса и функции координа­ционного характера. Центр ООН по ТНК действует в качест­ве секретариата Комиссии.

Вопросы регламентирования деятельности ТНК решают­ся и на региональном уровне. ОЭСР в 1976 году приняла Декларацию о международных инвестициях и многонацио­нальных предприятиях и «Руководящие принципы для многонациональных предприятий» (в приложении к Декла­рации) — документ «мягкого права», также содержащий ре­комендательные нормы. В основу Декларации положен принцип предоставления национального режима иностран­ным многонациональным предприятиям. При этом предпри­ятиям предписываются обязанности:

— соблюдать МП;

— подчиняться праву страны пребывания;

— учитывать политику страны пребывания;

— сотрудничать со страной пребывания;

— исключить практику подкупа и субсидий;

— не вмешиваться во внутренние дела страны пребывания;

— соблюдать принцип обеспечения конкуренции;

— соблюдать порядок налогообложения, трудовое право, право социального обеспечения;

— распространять достижения в науке, технике и техно­логии.

В 1970 г. государствами Андской группы (Колумбия, Чили, Венесуэла, Перу, Эквадор) был принят Кодекс ино­странных инвестиций, содержавший унифицированные пра­вила деятельности ТНК в странах региона. Эти правила были введены государствами-участниками во внутригосу­дарственное право.

Распространенной формой юридического лица являются смешанные предприятия (СП), т. е. предприятия, капитал ко­торых принадлежит лицам различных государств. Большая часть ТНК — это смешанные предприятия. Участниками СП могут быть также государства и международные организации.

Большое значение в МЭО имеют такие юридические лица ТНК, как банки, товарные, валютные и фондовые биржи, аукционы.

Обычно к иностранным юридическим лицам применяется РНБ (во всем что касается внешней торговли) или националь­ный режим (как правило, в области судебной защиты). Как и физические лица, иностранные юридические лица имеют право на дипломатическую защиту своего государства.