Смекни!
smekni.com

Международное публичное экономическое право (стр. 44 из 52)

Административный совет утверждает общие и специаль­ные правила предоставления гарантий. Материализуется система гарантий путем заключения договора между Агент­ством и инвестором на основе типового контракта.

199. Россия присоединилась к Сеульской конвенции в 1992 году. В 1994 году Правительство РФ подписало с Агент­ством Соглашение о правовой защите иностранных капита­ловложений, гарантированных Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций, и Соглашение об использовании Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций ва­люты Российской Федерации.

Россия располагает 3137 акций в капитале Агентства, 20% которых должны быть оплачены в СКВ (7,5% на сумму 2,5 млн. долларов) и беспроцентных векселях (12,5%), остаю­щихся на хранении в ЦБ РФ.

200. Во второй половине 80-х гг. США проводили линию на внедрение в международную жизнь универсального согла­шения о режиме прямых иностранных инвестиций. Речь шла о распространении на прямые инвестиции национального ре­жима и РНБ.

Попытка США включить эту тему в предмет переговоров на Уругвайском раунде из-за противодействия развивающихся стран завершилась лишь рассмотрением вопроса о торговых аспектах инвестиционных мер. В результате было разработано Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер (при­менительно к нему используется аббревиатура ТРИМ или ТРИМС), которое вошло в пакет документов ВТО.

Соглашение запрещает государствам использовать меры торговой политики, оказывающие отрицательное влияние на иностранные инвестиции, противоречащие принципу нацио­нального режима и принципу ГАТТ запрещения количест­венных ограничений, в частности такие меры, как:

— требование, чтобы предприятие с иностранным капита­лом использовало в порядке, предписанном национальным законодательством, определенную долю национальных това­ров для производства своей национальной продукции (внут­реннее количественное ограничение);

— требование, чтобы предприятие с иностранным капита­лом покупало импортную продукцию в определенной про­порции по отношению к национальной продукции;

— требование обязательного экспорта фиксированной доли производимой продукции.

Соглашение предусматривает, что все подобные меры должны быть устранены в течение двух лет с даты вступле­ния Соглашения в силу (для развивающихся стран — в тече­ние 5 лет).

Фактически данное Соглашение является основой для дальнейшего развития правовых норм, регулирующих режим размещения прямых иностранных инвестиций.

201. Отдельно следует остановиться на инвестиционных аспектах научно-технического взаимодействия государств. Система научно-технического сотрудничества охватывает се­годня международные научные связи, направленные на ре­шение теоретических и экспериментальных задач фундамен­тальной и прикладной науки, международные технические и технологические связи, подготовку кадров, обеспечение без­опасного использования достижений научно-технического прогресса и т.п.

Правовой формой отношений в этой сфере являются со­глашения о научно-техническом сотрудничестве, а также со­глашения о военно-техническом сотрудничестве.

Исследованиями ряда глобальных проблем науки и тех­ники в области биологии, химии, электроники, коммуника­ций и др. занимаются специализированные организации ООН и другие международные организации (МАГАТЭ, ЮНЕСКО, ФАО, Всемирная метеорологическая организа­ция). В рамках ЮНЕСКО создана Международная система научно-технической информации — ЮНИСИСТ.

На рынке научно-технических (в том числе военно-техни­ческих) знаний и услуг сложились такие формы сотрудниче­ства, как: совместные научно-исследовательские работы, за­казные научно-исследовательские работы, обмен (продажа, передача) технической документацией, обмен образцами и материалами, аренда научно-технического оборудования, купля-продажа лицензий, обмен технологическими процес­сами, совместное предпринимательство по производству новой техники и технологии и т.п.

В процессе проектирования и строительства за рубежом промышленных и других объектов используется междуна­родный инжиниринг — предоставление одним государством другому инженерно-расчетных, консультационных и инже­нерно-строительных услуг.

В рамках научно-технического взаимодействия происхо­дит трансграничное движение научных знаний, технологий, которые выступают либо как товар (в том числе услуга, права), либо как инвестиции, либо как помощь.

202. Существенными условиями международных догово­ров о военно-техническом сотрудничестве являются обяза­тельства сторон обеспечить защиту информации, получен­ной в ходе реализации соглашений, не допускать передачу и реэкспорт третьим странам военной продукции, полученной в ходе сотрудничества, разрешать споры путем переговоров.

Как известно, в 1949 году в целях координации политики ограничения экспорта высокотехнологичных товаров был об­разован так называемый Координационный комитет по много­стороннему экспортному контролю — КОКОМ, состоявший из представителей всех стран НАТО, кроме Исландии. В пер­вую очередь ставилась задача предотвратить передачу воен­ных технологий или технологий двойного назначения на осно­ве согласованных списков (ЭВМ, транзисторы) Советскому Союзу и другим социалистическим государствам.

В 1993 году участники КОКОМ договорились о прекра­щении «холодной войны» начиная с 31 марта 1994 года и о подготовке нового открытого соглашения о контроле над экс­портом вооружений и технологий (Вассенаарские договорен­ности). КОКОМ перестал существовать.

В июне 1996 года государства-участники Вассенаарских договоренностей приняли решение о введении в действие соглашения по контролю над экспортом обычных воору­жений, товаров и технологий двойного назначения с сен­тября 1996 года.

К 1998 году режим Вассенаарских договоренностей объ­единял 33 государства, включая Россию. В соответствии с этим режимом регламентируется передача информации госу­дарствам-участникам о поставках обычных вооружений, оп­ределенных Регистром обычных вооружений ООН, в госу­дарства, не являющиеся участниками Вассенаарских догово­ренностей.

8.2. Внутреннее право и режим инвестиций

203. Очевидно, не будет преувеличением предположить, что примерно 4/5 всего объема сделок, операций, связанных с инвестициями, осуществляется субъектами внутригосудар­ственного права — прежде всего гражданского права (а также государственного, административного, финансового права).

Международно-правовая система в значительной части не прямо регулирует сферу перемещения инвестиций, а опосре­дованно — задавая рамки внутригосударственному праву, со­действуя внедрению в национальные системы права унифи­цированных норм.

Вместе с тем, отдельные международные договоры сами по себе «включают» цепь правоотношений, находящихся в системе внутригосударственного права: так, в результате международного кредитного соглашения в сферу кредитных связей вовлекаются банковские механизмы — возникают гражданско-правовые отношения между банками разных стран, которые своими действиями применяют националь­ные нормы гражданского, административного, финансового законодательства.

Компетенция государств в том, что касается националь­ных инвестиций на иностранной территории, по существу, сводится к вопросу: запретить или разрешить, стимулиро­вать или ограничить вывоз капитала. Поведение, правила функционирования национальных инвесторов на иностран­ной территории регулируются уже, таким образом, иностран­ным правом, которое и создает соответствующий режим для иностранных инвестиций (принцип территориальности «ре­гулирования инвестиций).

Впрочем, в последние десятилетия XX века отмечена тен­денция на придание государствами своему законодательству экстратерриториального действия в отношении националь­ных инвестиций, национальных инвесторов за рубежом, в частности в области налогообложения их доходов.

Зачастую политика запретов или ограничений националь­ных инвестиций за рубежом проводится под видом либо в комплексе с запретами, ограничениями на внешнеторговые и/или валютно-финансовые операции.

204. Различные государства по разному подходят к отне­сению инвестиций к разряду «прямых» или «непрямых». Об­щепринято, что «прямыми» называются такие инвестиции, которые обеспечивают инвестору эффективный контроль над предприятием.

Фактор «контроля» обычно связывают с «участием» в предприятии. Участие инвестора в предприятии в конечном счете материализуется в количестве акций или долей учас­тия, которыми он владеет. Так, например, во Франции к раз­ряду «прямых» относятся инвестиции, превышающие 20%, а в США — 10% уставного капитала предприятия.

Однако контроль над предприятием может быть обеспе­чен без владения акциями, долями участия (т. е. без «учас­тия» в предприятии) в случае предоставления предприятию долгосрочного займа или долгосрочной гарантии. Такого рода инвестиции во многих странах также относятся к разря­ду «прямых» и подлежащих защите.

205. Привлечение иностранного капитала в ссудной форме (ввоз средств с их последующим возвратом и уплатой процентов) осуществляется в форме долгосрочных кредитов, компенсационных сделок, лизинга и т. п.

Обычно банки предоставляют кредиты иностранным предприятиям под гарантии государства предприятия или его национальных банков. Однако в России, например, поря­док предоставления государственных гарантий для ино­странных кредитов пока не выработан, и иностранные банки выражают готовность предоставлять кредиты российским предприятиям на хорошо проработанные проекты под гаран­тии региональных органов власти. Для привлечения ино­странных финансовых средств практикуется также продажа на мировых фондовых рынках государственных, региональ­ных ценных бумаг.