Смекни!
smekni.com

Международное публичное экономическое право (стр. 27 из 52)

111. Особое место в таможенно-тарифном регулировании МТ занимают антидемпинговые и компенсационные пошли­ны. Фактически речь идет об экономических контрмерах, санкционируемых международным экономическим правом в ответ на правонарушение, выражающееся в демпинге и суб­сидировании экспорта.

Антидемпинговые пошлины — это дополнительные пош­лины, взимаемые с товаров, продаваемых на экспорт по цене ниже их цены на внутреннем рынке страны-экспортера.

Статья VI ГАТТ в случае демпинга разрешает применять антидемпинговую пошлину в размере, равном разнице между «нормальной» и фактической экспортной ценой, и только тогда, когда результатом демпинга является материальный ущерб национальной промышленности.

Компенсационной называется пошлина, которая, соглас­но ст. VI ГАТТ, «устанавливается с тем, чтобы нейтрализо­вать действие субсидии или льготы, установленной прямо или косвенно в отношении экспорта или производства како­го-либо товара».

Вышеприведенные положения были развиты по итогам Токио-раунда в Соглашении о применении ст. VI ГАТТ («Антидемпинговый кодекс») и Соглашении о субсидиях и компенсационных мерах 1979 года.

В ходе Уругвайского раунда Соглашения были модерни­зированы и включены в обязательный пакет ВТО. Зачастую введение антидемпинговых и компенсационных пошлин ис­пользуется произвольно, противоправно, выборочно — в на­рушение международного экономического права.

Для установления антидемпинговой пошлины необходи­мы три условия:

1. должен быть констатирован ФАКТ демпинга;

2. должно быть констатировано причинение ущерба наци­ональному производству;

3. должна быть выявлена причинная связь между демпин­гом и ущербом.

Антидемпинговое расследование осуществляется государ­ственными компетентными органами по заявлению соответ­ствующей национальной отрасли производства, которая должна быть представлена производителями, имеющими более чем 50%-ную долю в отечественном производстве дан­ного продукта.

Материальный ущерб может быть выражен в таких фор­мах, как сокращение продаж, прибыли, объема выпуска продукции, доли на рынке, производительности, доходов по инвестициям, недоиспользование производственных мощностей.

Ущерб выражается также и в факторах неблагоприятного воздействия на внутренние цены, товарные запасы, занятость, темпы роста, уровень зарплаты, объемы инвестиций и т. д.

Если в ходе расследования невозможно установить кон­кретного поставщика демпингового товара, то антидемпинго­вая пошлина может быть введена не против товаров невыяв­ленной организации-экспортера, а в отношении товаров оп­ределенной страны. Устанавливается такая пошлина в разме­ре н на срок, способных нейтрализовать ущерб от демпинга (но не более чем на 5 лет).

112. Компенсационные меры могут применяться только в отношении субсидий, признанных «специфическими». Тако­выми они признаются, если субсидия предоставляется толь­ко отдельным предприятиям, группам предприятий или от­раслям промышленности. Если же право на субсидию обще­доступно, установлены объективные критерии ее получения, то такая субсидия не является «специфической».

Выделяются две категории специфических субсидий:

— запрещенные (направлены на экспорт продукции или на использование отечественных товаров вместо импорт­ных); в отношении них действует ускоренная и упрощенная процедура применения компенсационных мер;

— дающие основания для судебного разбирательства; в этих случаях субсидирующая сторона обязана отозвать суб­сидию или компенсировать ущерб.

В число разрешенных, «неспецифических», субсидий вхо­дит финансирование НИОКР, регионального развития, адаптации предприятий к требованиям охраны окружающей среды и т.п.

Под субсидией понимается вклад, дотация правительства или государственного органа: передача средств, прямые пере­воды, кредитные гарантии, финансовые льготы, налоговые льготы, любые формы поддержки доходов и цен.

Материальный ущерб от субсидирования считается суще­ствующим, если общая величина субсидии в стоимости това­ра выше 5%. Компенсационные пошлины вводятся властями импортирующей страны на основе итогов расследования.

Программы субсидирования, существующие в странах с переходной экономикой, должны быть прекращены или при­ведены в соответствие с Соглашением в течение 7 лет с даты вступления в силу Соглашения об учреждении ВТО. Разви­вающимся странам предоставляется для этого 8 лет. Для на­именее развитых из PC этот срок не установлен.

113. По мере снижения общего уровня тарифных ставок в рамках ГАТТ (теперь — ВТО) объективно возрастала значи­мость НЕТАРИФНЫХ МЕР регулирования — как разре­шенных к применению в определенных пределах, так и «не­законных».

Новая волна протекционизма, охватившая в 70-80-е гг. XX в. развитые страны, состояла в основном из нетарифных барьеров и ограничений как «второго (и теперь, возможно, главного) эшелона» защиты национальных рынков.

Нетарифные ограничения охватывают большую группу разнородных мер. Классификационные перечни таких мер разработаны, в частности, в ВТО и ЮНКТАД в целях кон­троля за правовой дисциплиной в международной торговой системе, разработки соответствующих международных со­глашений, содействия унификации внутреннего права в части применения нетарифных мер.

Принято различать:

1. нетарифные ограничения, специально — дополнительно к пошлинам — созданные для регулирования доступа ино­странных товаров на национальные рынки: квотирование, лицензирование, запреты, добровольные ограничения экс­порта, таможенные сборы и формальности и т.п. Их примене­ние регулируется, среди прочего, в торговых договорах, в других двусторонних и многосторонних договорах;

2. нетарифные ограничения, воздействие которых на товаропотоки является побочным, скрытым (хотя при этом может быть и сознательно используемым): технические стан­дарты, санитарные нормы, административные формальнос­ти, налоги, акцизные сборы, субсидии и др. Большинство не­тарифных ограничений этой группы, являясь инструментами внутренней экономической политики, находятся пока за пре­делами международно-правового регулирования. Это факти­чески «третий — самый глубокий — эшелон защиты нацио­нального рынка.

По различным оценкам, нетарифные ограничения охваты­вают около 20—30% мировой торговли. Всего насчитывается около 600 видов таких ограничений.

114. Нетарифные ограничения (квоты, лицензии, запреты и т.п.) используются также и для регулирования ЭКСПОР­ТА. Происходит это, как правило, в следующих случаях:

— при квотировании и лицензировании экспорта товаров, являющихся дефицитными на национальном рынке (данное ограничение разрешено ст. XI, п. 2а ГАТТ);

— при экспорте товаров в рамках международных товар­ных соглашений в целях стабилизации соответствующего транснационального товарного рынка;

— при экспорте текстильных изделий и одежды в соответ­ствии с Соглашением по текстильным изделиям и одежде, вступившим в силу в рамках ВТО с 1.1. 95 г.;

— при экспорте товаров двойного (гражданского и воен­ного) назначения;

— при экспорте товаров стратегического значения (воору­жения, военные материалы и т.п.).

115. Правила ВТО (ст. XX-XXI ГАТТ) допускают ис­ключения из режима применения тарифных и нетарифных ограничений «посоображениям безопасности» страны. Именно со ссылкой на эти статьи зачастую ограничивался или запрещался экспорт из США в СССР, а затем в Россию, высокотехнологичных товаров.

116. Средства нетарифного регулирования воздействуют на товаропотоки по трем направлениям:

— повышают цену попавших на национальный рынок иностранных товаров;

— препятствуют потреблению, сбыту иностранных това­ров на национальном рынке;

— количественно ограничивают или запрещают ввоз и по­требление иностранных товаров.

Согласно ст. 1, III ГАТТ, применение любых мер регули­рования, в том числе и нетарифных, должно осуществляться в соответствии с ПНБ и принципом предоставления нацио­нального режима. И хотя ст. XI ГАТТ запрещает государст­вам использовать какие-либо меры регулирования помимо таможенных, — сказалась недостаточность, гибкость положе­ний ГАТТ, множественность допустимых исключений.

В ходе Уругвайского раунда были предприняты усилия ужесточить дисциплину применения нетарифных мер и, в частности, полностью устранить использование мер «серой зоны».

Ряд статей ГАТТ, прямо посвященных количественным ограничениям, запретам и др., были в ходе МТП ГАТТ разви­ты в отдельных соглашениях, получивших название «Кодек­сов»: в Соглашении по техническим барьерам в торговле, Со­глашении по процедурам лицензирования импорта, Согла­шении по интерпретации статьи VII ГАТТ («Кодексе по та­моженной оценке»), Соглашении по применению санитар­ных и фитосанитарных мер.

С 1.1.95 г. все эти «кодексы» вошли в правовую систему ВТО и обязательны для всех государств-членов ВТО. Нали­цо общая тенденция: поставить под контроль практику при­менения нетарифных мер, детализировать правовой режим их использования, обозначить линию на устранение нета­рифных ограничений.

117. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

В 30—40-е гг. XX в. в большинстве развитых стран были приняты законы, разрешавшие исполнительной власти при­менять прямое административное регулирование внешней торговли — количества и номенклатуры импорта/экспорта.

Учитывая это, в ГАТТ были включены положения, касаю­щиеся количественного регулирования (ст. XI—XIV): госу­дарства должны были отказаться от применения количест­венных ограничений; допускались они только в целях «обес­печения внешнего финансового положения и равновесия платежного баланса» (т.е. когда налицо был платежный дис­баланс), а также при некоторых других обстоятельствах.

Наиболее распространенная форма количественных огра­ничений – ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ. Лицензия может быть индивидуальной. Это, как правило, разовое, ограниченное во времени, разрешение на импорт/экспорт товара примени­тельно к определенному государству, регламентирующее все стороны сделки.