Смекни!
smekni.com

Лето Господне (стр. 10 из 82)

Василь-Василич и здесь, и там. Ездит на дрожках к церкви, где

Ганька-маляр висит - ладит крестовый щит. Пойду к Плащанице и увижу. На

дворе заливают стаканчики. Из амбара носят в больших корзинах шкалики,

плошки, лампионы, шары, кубастики - всех цветов. У лужи горит костер, варят

в котле заливку. Василь-Василич мешает палкой, кладет огарки и комья сала,

которого "мышь не ест". Стаканчики стоят на досках, в гнездышках, рядками, и

похожи на разноцветных птичек. Шары и лампионы висят на проволках. Главная

заливка идет в Кремле, где отец с народом. А здесь - пустяки, стаканчиков

тысячка, не больше. Я тоже помогаю, - огарки ношу из ящика, кладу фитили на

плошки. И до чего красиво! На новых досках, рядочками, пунцовые, зеленые,

голубые, золотые, белые с молочком... Покачиваясь, звенят друг в дружку

большие стеклянные шары, и солнце пускает зайчики, плющится на бочках, на

луже.

Ударяют печально, к Плащанице. Путается во мне и грусть, и радость:

Спаситель сейчас умрет... и веселые стаканчики, и миндаль в кармашке, и яйца

красить... и запахи ванили и ветчины, которую нынче запекли, и грустная

молитва, которую напевает Горкин, - "Иуда нечести-и-вый... си-рибром

помрачи-и-ися..." Он в новом казакинчике, помазал сапоги дегтем, идет в

цер-ковь.

Перед Казанской толпа, на купол смотрят. У креста. качается на веревке

черненькое, как галка. Это Ганька, отчаянный. Толкнется ногой - и стукнется.

Дух захватывает смотреть. Слышу: картуз швырнул! Мушкой летит картуз и

шлепает через улицу в аптеку. Василь-Василич кричит:

- Эй, не дури... ты! Стаканчики примай!..

- Давай-ай!.. - орет, Ганька, выделывая ногами штуки.

Даже и квартальный смотрит. Подкатывает отец на дрожках.

- Поживей, ребята! В Кремле нехватка... - торопит он и быстро

взбирается на кровлю.

Лестница составная, зыбкая. Лезет и Василь-Василич. Он тяжелей отца, и

лестница прогибается дугою. Поднимают корзины на веревках. Отец бегает по

карнизу, указывает, где ставить кресты на крыльях. Ганька бросает конец

веревки, кричит - давай! Ему подвязывают кубастики в плетушке, и он

подтягивает к кресту. Сидя в петле перед крестом, он уставляет кубастики.

Поблескивает стеклом. Теперь самое трудное: прогнать зажигательную нитку.

Спорят: не сделать одной рукой, держаться надо! Ганька привязывает себя к

кресту. У меня кружится голова, мне тошно...

- Готовааа!.. Принимай нитку-у..!

Сверкнул от креста комочек. Говорят - видно нитку по куполу! Ганька

скользит из петли, ползет по "яблоку" под крестом, ныряет в дырку на куполе.

Покачивается пустая петля. Ганька уже на крыше, отец хлопает его по плечу.

Ганька вытирает лицо рубахой и быстро спускается на землю. Его окружают, и

он показывает бумажку:

- Как трешницы-то охватывают!

Глядит на петлю, которая все качается.

- Это отсюда страшно, а там - как в креслах!

Он очень бледный, идет, пошатываясь.

В церкви выносят Плащаницу. Мне грустно: Спаситель умер. Но уже бьется

радость: воскреснет, завтра! Золотой гроб, святой. Смерть - это только так:

все воскреснут. Я сегодня читал в Евангелии, что гробы отверзлись и многие

телеса усопших святых воскресли. И мне хочется стать святым, - навертываются

даже слезы. Горкин ведет прикладываться. Плащаница увита розами. Под кисеей,

с золотыми херувимами, лежит Спаситель, зеленовато-бледный, с пронзенными

руками. Пахнет священно розами.

С притаившейся радостью, которая смешалась с грустью, я выхожу из

церкви. По ограде навешены кресты и звезды, блестят стаканчики. Отец и

Василь-Василич укатили на дрожках в Кремль, прихватили с собой и Ганьку.

Горкин говорит мне, что там лиминация ответственная, будет глядеть сам

генерал-и-губернатор Долгоруков. А Ганьку "на отчаянное дело взяли".

У нас пахнет мастикой, пасхой и ветчиной. Полы натерты, но ковров еще

не постелили. Мне дают красить яйца.

Ночь. Смотрю на образ, и все во мне связывается с Христом: иллюминация,

свечки, вертящиеся яички, молитвы, Ганька, старичок Горкин, который,

пожалуй, умрет скоро... Но он воскреснет! И я когда-то умру, и все. И потом

встретимся все... и Васька, который умер зимой от скарлатины, и сапожник

Зола, певший с мальчишками про волхвов, - все мы встретимся там. И Горкин

будет вырезывать винограды на пасочках, но какой-то другой, светлый, как

беленькие души, которые я видел в поминаньи. Стоит Плащаница в Церкви, одна,

горят лампады. Он теперь сошел в ад и всех выводит из огненной геенны. И это

для Него Ганька полез на крест, и отец в Кремле лазит на колокольню, и

Василь-Василич, и все наши ребята, - все для Него это! Барки брошены на

реке, на якорях, там только по сторожу осталось. И плоты вчера подошли.

Скучно им на темной реке, одним. Но и с ними Христос, везде... Кружатся в

окне у Егорова яички. Я вижу жирного червячка с черной головкой с

бусинками-глазами, с язычком из алого суконца... дрожит в яичке. Большое

сахарное яйцо я вижу - и в нем Христос.

Великая Суббота, вечер. В доме тихо, все прилегли перед заутреней. Я

пробираюсь в зал - посмотреть, что на улице. Народу мало, несут пасхи и

куличи в картонках. В зале обои розовые - от солнца, оно заходит. В комнатах

- пунцовые лампадки, пасхальные: в Рождество были голубые?.. Постлали

пасхальный ковер в гостиной, с пунцовыми букетами. Сняли серые чехлы с

бордовых кресел. На образах веночки из розочек. В зале и в коридорах - новые

красные "дорожки". В столовой на окошках - крашеные яйца в корзинах,

пунцовые: завтра отец будет христосоваться с народом. В передней - зеленые

четверти с вином: подносить. На пуховых подушках, в столовой на диване, -

чтобы не провалились! - лежат громадные куличи, прикрытые розовой кисейкой,

- остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым.

Тихо на улице. Со двора поехала мохнатая телега, - повезли в церковь

можжевельник. Совсем темно. Вспугивает меня нежданный шепот:

- Ты чего это не спишь, бродишь?..

Это отец. Он только что вернулся.

Я не знаю, что мне сказать: нравится мне ходить в тишине по комнатам и

смотреть, и слушать, - другое все! - такое необыкновенное, святое.

Отец надевает летний пиджак и начинает оправлять лампадки. Это он

всегда сам: другие не так умеют. Он ходит с ними по комнатам и напевает

вполголоса: "Воскресение Твое Христе Спасе... Ангели поют на небеси..." И я

хожу с ним. На душе у меня радостное и тихое, и хочется отчего-то плакать.

Смотрю на него, как становится он на стул, к иконе, и почему-то приходит в

мысли: неужели и он умрет!.. Он ставит рядком лампадки на жестяном подносе и

зажигает, напевая священное. Их очень много, и все, кроме одной, пунцовые.

Малиновые огоньки спят - не шелохнутся. И только одна, из детской, -

розовая, с белыми глазками, - ситцевая будто. Ну, до чего красиво! Смотрю на

сонные огоньки и думаю: а это святая иллюминация, Боженькина. Я прижимаюсь к

отцу, к ноге. Он теребит меня за щеку. От его пальцев пахнет душистым,

афонским, маслом. - А шел бы ты, братец, спать?

От сдерживаемой ли радости, от усталости этих дней, или от

подобравшейся с чего-то грусти, - я начинаю плакать, прижимаюсь к нему,

что-то хочу сказать, не знаю...

Он подымает меня к самому потолку, где сидит в клетке скворушка,

смеется зубами из-под усов.

- А ну, пойдем-ка, штучку тебе одну...

Он несет в кабинет пунцовую лампадку, ставит к иконе Спаса, смотрит,

как ровно теплится, и как хорошо стало в кабинете. Потом достает из стола...

золотое яичко на цепочке!

- Возьмешь к заутрени, только не потеряй. А ну, открой-ка...

Я с трудом открываю ноготочком. Хруп, - пунцовое там и золотое. В

серединке сияет золотой, тяжелый; в боковых кармашках - новенькие

серебряные. Чудесный кошелечек! Я целую ласковую руку, пахнущую деревянным

маслом. Он берет меня на колени, гладит...

- И устал же я, братец... а все дела. Сосни-ка, лучше, поди, и я

подремлю немножко.

О, незабвенный вечер, гаснущий свет за окнами... И теперь еще слышу

медленные шаги, с лампадкой, поющий в раздумьи голос -

Ангели поют на не-бе-си-и...

Таинственный свет, святой. В зале лампадка только. На большом подносе -

на нем я могу улечься - темнеют куличи, белеют пасхи. Розы на куличах и

красные яйца кажутся черными. Входят на носках двое, высокие молодцы в

поддевках, и бережно выносят обвязанный скатертью поднос. Им говорят

тревожно: "Ради Бога, не опрокиньте как!" Они отвечают успокоительно: "Упаси

Бог, поберегемся". Понесли святить в церковь.

Идем в молчаньи по тихой улице, в темноте. Звезды, теплая ночь,

навозцем пахнет. Слышны шаги в темноте, белеют узелочки.

В ограде парусинная палатка, с приступочками. Пасхи и куличи, в цветах,

- утыканы изюмом. Редкие свечечки. Пахнет можжевельником священно. Горкин

берет меня за руку.

- Папашенька наказал с тобой быть, лиминацию показать. А сам с

Василичем в Кремле, после и к нам приедет. А здесь командую я с тобой.

Он ведет меня в церковь, где еще темновато, прикладывает к малой

Плащанице на столике: большую, на Гробе, унесли. Образа в розанах. На

мерцающих в полутьме паникадилах висят зажигательные нитки. В ногах возится

можжевельник. Священник уносит Плащаницу на голове.

Горкин в новой поддевке, на шее у него розовый платочек, под бородкой.

Свечка у него красная, обвита золотцем.

- Крестный ход сейчас, пойдем распоряжаться. Едва пробираемся в народе.

Пасочная палатка - золотая от огоньков, розовое там, снежное. Горкин

наказывает нашим:

- Жди моего голосу! Как показался ход, скричу - вали! - запущай враз

ракетки! Ты, Степа... Аким, Гриша... Нитку я подожгу, давай мне зажигальник!

Четвертая - с колокольни. Митя, тама ты?!.

- Здесь, Михал Панкратыч, не сумлевайтесь!

- Фотогену на бочки налили?