Смекни!
smekni.com

Лето Господне (стр. 23 из 82)

Глафире? Это мне доподлинно известно. Я, говорит, сам не сплю все ночи и уж

иссох". А он, правда, в злой чахотке был. - "Оставьте душе покой, а мне

скоро лежать на Ваганькове. Идите домой и не возвращайтесь к красавице,

которая... невольно губит своей красотой всякого приближающегося даже при

благородном своем карактере!.."

Он долго рассказывает. Горкин предлагает: пошвырять, что ли, на царя

Соломона, чего из притчи премудрости скажется?.. Но никто не отзывается. От

печки пышет, глаза слипаются.

- Снесу-ка я тебя, пора, намаялся... - говорит Горкин, кутает меня в

тулупчик и несет сенями.

Через дверь сеней я вижу мигающие звезды, колет морозом ноздри.

Я в постельке. Все лица, лица... тянутся ко мне, одни, другие...

смеются, плачут. И засыпаю с ними. Со мной, как будто, - слышу я шелест

сарафана, стук бусинок! - моя кормилка Настя, шепчет: - "выкормышек мой,

растешь..." Почему же она все плачет?..

Где они все? Нет уж никого на свете.

А тогда, - о, как давно-давно! - в той комнатке с лежанкой, думал ли я,

что все они ко мне вернутся, через много лет, из далей... совсем живые, до

голосов, до вздохов, да слезинок, - и я приникну к ним и погрущу!..

КРУГ ЦАРЯ СОЛОМОНА

Уехали в театр, а меня не взяли: горлышко болит, да и совсем не

интересно. Я поплакал, головой в подушку. Какое-то "Убийство Каверлея", -

должно быть, очень интересно, страшно. Потом погрыз орешков - ералаш:

американские, миндальные, грецкие, шпанские, каленые... Всегда на Святках

ералаш, на счастье. Каждому три горсти, - какие попадутся. Запустишь руку,

поерошишь, - американских бы побольше, грецких и миндальных! А горсть-то

маленькая, не захватишь, и все торопят: "ты не выбирай!" Всегда уж: кто

побольше - тому и счастье. В доме тихо, даже жутко слушать. В лампе огонек

привернут - Святки, а как будто будни. В зале елка, вяземские прянички

совсем внизу и бусинки из леденцов... можно бы обсосать немножко, не

заметят, - но там темно. Дни теперь такие... "Бродят они, как без причалу!"

Горкин знает из священных книг. Темным коридором надо, и зеркала там, в

зале...

Я всматриваюсь в коридор: что-то белеет... печка? Маятник стучит в

передней, будто боится тоже: выходит словно - "что-то... что-то...

что-то...". В кухню убежать? И в кухне тихо, куда-то провалились. Бисерный

попугай глядит с подушки на диване, - будто не хохолок, а рожки?.. Дни

такие, а все куда-то провалились. И лампу привернули, - будто и она боится.

Солдатиков расставить? Что это... ручкой двери?.. Меня пронзает, как

иголкой. Кто-то там ступает, храпит...? Нет, это у меня в груди, от кашля.

Черное окно не занавесили, смотрит оттуда кто-то, темное лицо... - мороз?

- Ня-ня-а!.. - кричу я, в страхе.

Гукает из залы. Ноги зудятся и хотят бежать. Но страшно: темно, в

передней, под лестницей чуланчик. В такие дни всегда бывает: возьмут - и...

Горкину в мастерской недавно... плотник Мартын привиделся! "Им крещеный

человек теперь... зарез!" Самая им теперь жара, некуда податься. Святки. К

Горкину бы в мастерскую, в короли бы похлестаться...

Вдруг - тупп! Щелкнуло как в зале...? Конфетина упала с елки... сама?

Балуют...

В темном коридоре, в глубине - как будто шорох. В углу у печки -

кочерга, железная нога, вдруг грохнется? Ночью недавно так... Разводы на

буфете, будто лица, смотрят. И кресло смотрит, выпирает пузом. И попугай

моргает. Все начинает шевелиться. Боммм... Часы!.. шесть, семь, восемь. А

все куда-то провалились. Кот это? Идет по коридору, светится глазами. А

вдруг не Васька?. Если покрестить... Крещу, дрожа. Нет, настоящий.

- Вася-Вася... кис-кис-кис!..

Кот сел, зевает, поднял лапку флагом, вылизывает под брюшком, - к

гостям. А все куда-то провалились. И нянька, дура.

Трещит на кухне дверь с морозу, кто-то говорит. Ну, слава Богу. Входит

нянька. На платке снежок.

- Куда ходила, провалилась?..

- Ряженых у скорняков глядела. Не боялся, а?

- Боялся. Все-то провалились...

- Не серчай уж. На, сахарного петушка.

Ряженых глядела, а я сиди. Это ничего, что кашель. И в театры не взяли.

Маленький я, вот все и обижают. Горкин один жалеет.

- К Горкину сведи.

- Эна, он уж давно полег. Ужинай-ка, да спать.

- Няня, - прошу я, - нынче Святки... сведи уж ужинать на кухню, к

людям.

Не велено на кухню, но она ведет.

На кухне весело. Бегают прусачки по печке, сидят у лампочки - все живая

тварь! Приехал из театров кучер - ужинать послали. Говорит - "народу,

прямо... не подъедешь к кеятрам! Мороз, лошадь не удержишь, костры палят.

Маленько, может, поотпустит, снежком запорошило". Пахнет морозом от Гаврилы

и дымком, с костров. Будто и театром пахнет.

- Нонче будут долго представлять. Все кучера разъехались. К одиннадцати

велели подавать.

Тут и старый кучер, Антипушка, - к обедне только теперь возит.

Рассказывает, как на Святках тоже в цирки возил господ, старушку чуть не

задавил, такая метель была-а...праздники, понятно. И вдруг - вот радость! -

входит Горкин. Василь-Василичу Косому и ему - харчи особые. Но сегодня

Святки, Василь-Василич в Зоологическом саду, публику с гор катает, вернется

поздно. Одному-то скучно, вот и пришел на кухню, к людям.

Его усаживают в угол, под образа, где хлебный ящик. Он снимает

казакинчик, и теперь - другой, не строгий: в ситцевой рубахе и жилетке, на

шее платочек розовый. Он сухенький, с седой бородкой, как святые. "Самый

справедливый человек", но только строгий. А со мной не строгий. При нем,

когда едят, не смейся. Пальцем погрозится - и затихнут. Меня усаживают рядом

с ним, на хлебный закромок, повыше. Рядом со мной Антипушка. Потом Матреша,

горничная, "пышка", розы на щеках. Дворник Гришка, "пустобрех-охальник".

Гаврила-кучер, нянька. Старая кухарка, с краю. Горкин не велит щипать

Матрешу, грозится: "беса-то не тешь за хлебцем!"

- Сама щипается, Михал Панкратыч... - жалуется Гришка. - Я, как монах!

Матреша его ложкой по лбу - не ври, брехала!

Хлеб режет Горкин, раздает ломти. Кладет и мне: огромный, все лицо

закроешь.

- С хлебушка-то здоровее будешь, кушай. И зубки болеть не будут. У меня

гляди, - какие! С хлебца да с капустки.

Я не хочу бульонца, а как все. Горкин дает мне собственную ложку,

кленовку, "от Троицы". У ней на спинке церковки с крестами, а где коковка -

вырезана ручка, "трапезу благословляет", так священно. Вкусная, святая

ложка. Щи со свининой - как огонь, а все хлебают. Черпают из красной чашки,

несут ко рту на хлебце, чтобы не пролить, и - в рот, с огнем-то! Жуют

неспешно, чавкают так сладко. Слышно, как глотают, круто.

- Носи, не удавай! - толкает Горкин. - Щи-то со свининкой, Рождество.

Вкусно, а? То-то и есть. Хлебушком-то заминай, потуже.

Отрезывает новые ломти. Выхлебали все, с подбавкой. Горкин стучит по

чашке:

- Таскай свининку, по череду!

Славно, по порядку. И я таскаю. На красном деревянном блюде дымится

груда красной солонины. Миска огурцов солевых, елочки на них, ледок. Жуют,

похрустывают, сытно. Горкин и мне кладет: "поешь, с жирком-то!" Я стараюсь

чавкать, как и все. Огурчика бы?..

- В грудке у тебя хрипит, нельзя огурчика.

Жуют, молчат. Белая, крутая каша, с коровьим маслом. Съели. Гаврила

просит подложить. Вываливают из горшка остатки.

- Здоров я на еду! - смеется кучер. - Еще бы чего съел... Матрешу

разве? Али щец осталось...

- Щец вылью, доедай... хорошая погода станет, - говорит кухарка.

- А, давай. Морозно ехать.

Горкин встает и молится. И все за ним. И я. Сидят по лавкам. Покурить -

уходят в сени.

- Святки нонче, погадать бы, что ли? - говорит Матреша. - Что-то больно

жарко...

- С жиру жарко, - смеется Гришка. - Ай, в короли схлестаться? Ладно, я

те нагадаю:

Гадала, гадала.

С полатей упала,

На лавку попала,

С лавки под лавку,

Под лавкой Савка,

Матреше сладко!

- Я б тебе нагадала, да забыла, как собака по Гришке выла!

- Будет вам грызться, - говорят строго Горкин. - А вот, погадаю-ка я

вам, с тем и зашел. Поди-ка, Матреш, в коморку ко мне... там у меня, у

божницы, листок лежит. На, ключик.

Матреша жмется, боится идти в пустую мастерскую: еще чего привидится.

- А ты, дурашка, сернички возьми, да покрестись. Мартын-то? Это он мне

так, со сна привиделся, упокойник. Ничего, иди... - говорит Горкин, а сам

поталкивает меня.

Матреша идет нехотя.

- Вот у меня Оракул есть, гадать-то... - говорит Гаврила, - конторщик

показать принес. Говорит - все знает! Оракул...

Он лезет на полати и снимает пухлую трепаную книжку с закрученными

листочками. Все глядят. Сидит на крышке розовая дама в пушистом платье и с

голыми руками, перед ней золотое зеркало на столе и две свечки, и в зеркале

господин с закрученными усами и в синем фраке. Горкин откладывает странички,

а на них нарисованы колеса, одни колеса. А как надо гадать - никто не знает.

Написано между спицами - "Рыбы", "Рак", "Стрелец", "Весы"... Только мы двое

с Горкиным грамотные, а как надо гадать - не сказано. Я читаю вслух по

складам:

"Любезная моя любит ли меня?", "Жениться ли мне на богатой да

горбатой?", "Не страдает ли мой любезный от запоя?"... И еще, очень много.

- Глупая книжка, - говорит Горкин, а сам все меня толкает и все

прислушивается к чему-то. Шепчет:

- Что будет-то, слушь-ка... Матреша наша сейчас...

Вдруг раздается визг, в мастерской, и с криком вбегает, вся белая,

Матреша.

- Матушки... черт там, черт!.. ей-ей, черт схватил, мохнатый!..

Все схватываются. Матреша качается на лавке и крестится. Горкин

смеется:

- Ага, попалась в лапы!.. Во, как на Святках-то в темь ходить!..

- Как повалится на меня из двери, как облапит... Не пойду, вовеки не

пойду...

Горкин хихикает, такой веселый. И тут все объясняется: скрутил из

тулупа мужика и поставил в двери своей каморки, чтобы напугать Матрешу, и