Смекни!
smekni.com

Лето Господне (стр. 63 из 82)

молодчиком, тянет ко мне два пальца, подмигивает, а я подставляю щечку.

Ласково прищепляет и говорит, прищурясь: "с собой, что ль, взять?.. да

некуда брать и торопиться надо... с Горкиным веселей тебе, слушайся его", В

воротах навстречу ему Василь-Василич. Отец кричит:

- На кладбище, скоро ворочусь... оседлать Стальную, крепче затягивать,

надувается, шельма, догляди!..

И затрепало полой чесучового пиджака за шарабаном.

Василь-Василичу охота с нами, да завтра наем рабочих, а взять - греха с

ним не оберешься. Он провожает нас и говорит:

- Эх, люблю я черемуху ломать... помянул бы родителев!..

А Горкин ему, жалеючи:

- Евпраксеюшку-то забыл... Сидор-Карпыча?..

Он покоряется: помнит, как поминал в прошедшем году о. протодьякона,

который до Примагентова был у нас, - насилу отмочили под колодцем. Легкий

воздух так действует, и хорошие люди вспоминаются, и черемуха там томит, и

соловьи поют к ночи... Я спрашиваю - "это чего такое -

Евпраксеюшка-Сидор-Карпыч?". А это когда нашли Василь-Василича на

Даниловском, два дни искали. Сидит - лика не узнать, под крестиком, и

рыдает-рыдает-поминает, старинную песенку чуть везет:

Государь мой ба-тюшка,

Сидор Карпович...

А скажи, родименький,

Когда ты помрешь!.,

В се-реду. баушка, в се-реду...

В се-реду, Пахомовна-а, в се-э-реду-у...

Навзрыд рыдает - и головой в могилку, от горести. А это он будто на

протодьяконовой могиле убивается: уж оченно хороший человек был протодьякон,

гостеприимный очень. А могилка-то оказалась не протодьяконова, а какого-то

незнакомого младенчика Евпраксеи, - "жития ей было два месяца и семь дней".

А через жалостливый характер все.

Едем сначала на Ваганьково, за Пресню. Везет Антипушка на Кривой,

довольный, что отпросили его с нами. На Ваганьковском помянули Палагею

Ивановну, яичка покрошили, панихидку отпели, повоздыхали; Говриилу-Екатерину

помянули... я-то их не знавал, а Горкин знал, - родители это матушкины, люди

самостоятельные были, ничего. А Палагея Ивановна, святой человек, премудрая

была, ума палата, всякие приговорки знала, - послушать бы! Посокрушались,

как мало пожила, за шестьдесят только-только переступила. Попеняли нам

сторожа, чего мы яичком сорим, цельным полагается поминать родителев. А это

им чтобы обобрать потом. А мы птичкам Господним покрошили, они и помянут за

упокой. По всему кладбищу только и слышно, с семи концов, - то "Христос

Воскресе из мертвых", то "вечная память", то "со духи праведных..." - душа

возносится! А сверху грачи кричат, такой-то веселый гомон. Походили по

кладбищу, знакомых навестили, много нашлось. Нашли один памятник, высокий,

зеленой меди, будто большая пасха, и написано на нем, вылито, медными

словами: "Девица, Певица и Музыканша", - мы даже подивились, уж так

торжественно! И самую ту "Девицу" увидали, за стеклышком, на крашеном

портрете; молоденькая красавица, и ангельские у ней кудри по щекам, и глаза

ангельские. Антипушка пожалел-повоздыхал: молоденькая-то какая - и померла!

"Ее, Михал Панкратыч, говорит, там уж, поди, в ангелы прямо приписали?"

Неизвестно, какого поведения была, а так глядеться, очень подходит к

ангелам, как они пишутся... и пеньем, может, заслужит чин.

И повстречали радость!

Неподалеку от той "Девицы" - Домна Панферовна, с Анютой, на могилке

дочки своей сидит, и молочной яишницей поминают. Надо, говорит, обязательно

молочной яишницей поминать на Радуницу, по поминовенному уставу установлено,

в радостное поминовение. По ложечке помянули, уж по уставу чтобы. Спросили

ее про ту ангельскую "Девицу", а она про нее все знает! "Не, не удостоится",

- говорит, это уж ей известно. Антипушка стал поспрашивать, а она губы

поджала только, будто обиделась. Сказала только, подумавши: "певчий с

теятров застрелился от нее, а другой, суконщик-фабрикант, медный ей

"мазолей" воздвиг, - пасху эту; на Пасху она преставилась... а написал

неправильно". А чего неправильно - не сказала. Пришлось нам расстаться с

ними. Они на Миусовское поехали; муж покойный, пачпортнст квартальный, там

упокояется, - и яишницу повезли. А мы на Ново-Благословенное потрусили,

через всю Москву.

Тихое совсем кладбище, все кресты под накрышкой, "голубцами", как

избушки. Люди все ходят чинно, все бородатые, в долгих кафтанах, а женщины

все в шалях, в платочках черных, а девицы в беленьких платочках, как птички

чистенькие. И у всех сытовая кутья, "черная", из пареной пшеницы. И многие с

лестовками, а то и с курильницами-ладанницани, окуривают могилки. И все

такие-то строгие по виду. А свечки не белены, а бурые, медвяные, пчела

живая. Так нам понравилось, очень уж все порядливо... даже и пожалели мы,

что не по старинной вере. А уж батюшки нам служили... - так-то

истово-благолепно, и пели не - "смертию смерть поправ", а по-старинному,

старокнижному - "смертию на смерть наступи"! А напев у них, - это вот

"смертию на смерть наступи", - ну, будто хороводное-веселое, как в деревне.

Говорят, - стародревнее то пение, апостольское. Апостолы так пели.

Поклонились прабабушке Устинии. Могилка у ней зеленая-травяная, мягкая,

- камня она не пожелала, а Крест только. А у дедушки камень, а на камне

"адамова голова" с костями, смотреть жуть. Помянули их, какие правильные

были люди, повоздыхали над ними, поскучали под вербушкой, Горкин тут и

схватился: вербочку-то забыли дома! А мы нарочно свяченую вербу в бутылку

тогда поставили, в Вербное Воскресенье: вот на Радуницу и посадим у дедушки

в головах, а Мартыну посадим на Даниловском. И верба уж белые корешки дала,

и листочки уж пробивались-маслились... - и забыли! А это от расстройства,

Горкин еще с Егорьева Дня расстроился: бывает так, навалится и навалится

тоска. Только утром "Галочка" порадовала маленько, а после еще тоска, и на

кладбище даже не хотелось ехать, - Горкин уж мне потом поведал. Немного

посидели - заторопился он: на Даниловское - и домой.

Приехали на Даниловское - си-ла народу! Попросили сторожа Кривую

посторожить, а то цыганы похаживают.

- Да, говорит, приглядываются цыганишки, могут на Радуницу и обрадовать

за милу душу. Да на вашу-то не позарятся, пролетка разве... да и от

пролетки-то вашей кака корысть? всего и звания-то - звон один.

Стало обидно Горкину за Кривую, сказал:

- Ты не гляди, что она уж в ерша пошла... побежит домой - соколу не

угнаться.

- Ну, говорит, буду сокола вашего стеречь.

Дали ему пятак задатку.

Батюшку и не дозваться. Пятеро батюшек - и все в разгоне, очень народу

много, череду ждать до вечера. Пропели сами "Христос Воскресе" и канон

пасхальный, Горкин из поминаньица усопшие имена почитал распевно, яички

покрошили... Сказали шепотком - "прощай покуда, Мартынушка, до радостного

утра!..." - домой торопиться надо. А народ все простой, сидят по лужкам у

кладбища, поминают, воблу об березы обивают, помягче чтобы, донышки к небу

обернули, - тризну, понятно, правят. И мы подзакусили, попили кваску за

тризну. Пошли к пруду, черемуху ломать. Пруд старинный, глухой-глухой, дна,

говорят, не достать. Бывалые сказывали, - тут огромаднейший сом живет, как

кит-рыба, в омуте увяз, когда еще тут река в старину текла, - и такой-то

старый да грузный, ему и не подняться со дну, - один раз только какой-то

фабричный его видал, на зорьке. Да после тризны-то всяко, говорят, увидишь.

А черемуха вся обломана. Несут ее целыми кустами. Говорят - подале ступайте,

там ее сила нетусветная. Стали поглуше забирать-искать, черемухи нет и нет,

обломано. Горкин опять схватился:

- Ах, я, старый дурак... Гришу-то не проведали, его могилку!..

А это про мальчика Гришу он, который с мостков упал, - Горкин все

каялся, будто это через него упал, - к высоте его приучал, - и на него

питимью наложил суд, а самого оправил, - рассказывал он мне, когда к Троице

мы ходили. Ну, купили на пятак черемухи у старого старика, а уж к вечеру

дело, домой пора. Порадовались черемухе, все в нее головами нюхали, самая-то

весна. Антипушка и припомнил, - ломал, бывало, черемуху, молодым. И песенку

припомнил.

- Певали у вас так? - Горкина спрашивает. - "И я черемуху ломала,

духовитую вязала..." как-то это... забыл. Да-а... "Головушку разломило...

всюю тело растомило... всю-то ночку не спала, все-то милова ждала..." А

дальше вот и забыл, не упомню.

А Горкин отплевывается, - "нашел время, дурак старый..." - заторопил

нас: скорей-скорей, припоздали! А Гришу-то?.. - Ну, Гриша нас простит,

скорей-скорей... - Всполошился, руки даже дрожат. Стали спрашивать, а как же

в трактир чайку попить завернуть хотели, у Серпуховской заставы?..

- Ну, завернем, на полчасика, - говорит; чайку-то любил попить, да и с

копченой селедки смерть пить хочется. - Все было ничего, легко... а как у

бабушки Устиньи сидели на могилке, что-то меня, словно, толконуло...

томление во мне стало, мочи нет.

А трактирщик знакомый у заставы, гостеприимный, ботвиньицей стал

угощать с судачком сушеным, и по рюмочке они выпили. Только половой принес

чайники, а тут кирпичники входят, кирпич везут из-под Воробьевки. Начали

разговор, народ что-то залюбопытствовал. Подходит к нам хозяин и говорит,

опасливо так; "человека лошадь убила, на их глазах по соше волочила,

замертво повезли, перехватили лошадь кирпичники, верхом ехал, чисто одет...

всю голову о сошу разбило, нога в стремю запуталась..."

Как он сказал, так мы и обомлели. Стали кирпичников спрашивать, какой

человек, в какой одежде... Говорят, в белом спиджаке, и сумочка при нем,

самостоятельный, видать... такой из себя кра-си-вый... и золотые часы на

нем, целехоньки! А тут еще подошли двое киртичников, толковей рассказали:

- Нам хорошо известен тот человек, подрядчик с Калужской улицы, хороший