Смекни!
smekni.com

Лето Господне (стр. 56 из 82)

того. И говорю ласково, разумно, - Горкин потом хвалил:

- Нехорошо, Гриша, так говорить... лучше ты поговей, и у тебя будет

весело на душе.

Он смотрит на меня как-то странно, мотает головой и уходит, что-то

задумчивый. Горкин обнял меня и поцеловал в маковку, - "так, говорит, и

надо!". Глядим, Гриша опять подходит... и дает мне хорошую "свинчатку" -

биту, целый кон бабок можно срезать! И говорит, очень ласково:

- Это тебе от меня подарочек, будь здоров. И стал совсем ласковый,

приятный. А Горкину сапоги начистить обещался, "до жару!" И поговеть даже

посулился, - три года, говорит, не говел, и вы меня разохотили".

Подсел к нам, и мы опять стали говорить про рай, и у Горкина были слезы

на глазах, и лицо было светлое, такое, божественное совсем, как у святых

стареньких угодников. И я все думал, радуясь на него, что он-то уж

непременно в рай попадет, и какая это премудрость-радость - от чистого

сердца поговеть!..

ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ

На шестой неделе Великого Поста прошла Москва-река.

Весна дружная, вода большая, залила огороды и нашу водокачку, откуда

подается вода в бани. Сидор-водолив с лошадьми будет теперь как на море, -

кругом-то-кругом вода. Обедать ему подвозят на плотике, а лошадям сена

хватит. Должно быть, весело там ему, на высокой водокачке: сидит себе на

порожке - посматривает, как вода подымается, трубочку сосет, чаек пьет, -

никто не побеспокоит. Василь-Василич поехал на плотике его проведать - да и

застрял: бадья с колеса ухом сорвалась, заело главное колесо, все и чинились

с Сидором. Ну, починил-пустил, поехал назад на плотике, шестик с руки

сорвался, он и бултых в воду. Спасибо еще - ветла попалась,

ухватился-вскарабкался, - чуть было не потоп. Подъехали на лодке, сняли его

с ветлы, а у него и язык отнялся. Хорошо еще - погрелись они с Сидором

маленько, а то пропадом-пропадай: снеговая вода, сту-деная. Отец посерчал:

"разбойник ты, мошенник, целый день проваландался!.. знаю твою "бадью".. за

что только Господь спасает!.." А за доброту, говорят, - с народом по правде

поступает, есть за него молельщики.

Вербная суббота завтра, а Михал Иваныч не везет, вербу и не везет.

Горкин ахает, хлопает себя по бокам, - "да ну-ка, он заболел в лесу...

старосты мы церковные, как - без вербы?!." Бывало, в четверг еще привозил, а

вот и пятница, - и нет вербы! В овражке уж не угряз ли со старухой,

лошаденка старенькая у них, а дороги поплыли, места глухие... Отец верхового

на зорьке еще послал и тот что-то позапропал, а человек надежный. Антон

Кудрявый водочкой балуется не шибко. Горкин уж порешил на Красную Площадь

после обеда ехать, у мужиков вербу закупать. Ни в кои-то веки не было, срам

какой... да и верба та - наша разве! Перед самым обедом кричат от ворот

ребята - "Михал-Иванов едет, вербу везет!.." Ну, слава те, Господи.

Хорошо, что Антона Кудрявого послали. Повстречал стариков за

Воронцовым, в овраге сидят и плачутся: оглоблю поломали, и лошаденка

упарилась, легла в зажоре. Вызволил их Антон, водочкой отогрел, лошадь свою

припряг... - вот потому и позапоздали, целую ночь в зажоре!.. - "Старуха уж

и отходить готовилась, на вербу все молилась: "свяченая вербушка, душеньку

мою прими-осени! - сказывал Михал-Иванов, - а какая она свяченая, с речки

только!"

Верба - богатая, вишневая-пушистая, полны санки; вербешки уж золотиться

стали, крупные, с орех, - молиться с такой приятно. Михал-Иванова со

старухой ведут на кухню - горячим чайком погреться. Василь-Василич подносит

ему шкалик - "душу-то отогрей". Михал-Иванов кажется мне особенным, лесовым,

как в сказке. Живет в избушке на курьих ножках, в глухом лесу, куда и дороги

нет, выжигает уголь в какой-то яме, а кругом волки и медведи. Возит он нам

березовый, "самоварный", уголь, какой-то "звонкий", особенный; и всем на

нашей Калужской улице, и все довольны. И еще березовые веники в наши бани, -

тем и живет со своей старухой. И никогда с пустыми руками не приедет, все

чего-нибудь привезет лесного. Прошлый год зайца живого привезли, зимой с

ними в избушке жил; да зайца-то мы не взяли: не хорошо зайца держать в

жилье. А нынче белочку привезли в лукошке, орехи умеет грызть. И еще -

целый-то мешок лесных орехов! Ореха было по осени... - обору нет. Трифонычу

в лавку мешок каленых продали, а нам - в подарок, сырого, по заказу: отец

любит, и я люблю, - не рассыпается на зубах, а вязнет, и маслицем

припахивает, сладким духом орешным. Белка сидит в плетушке, глядеть нельзя:

на крышу сиганет - про-щай. Отец любит все скоро делать: сейчас же послал к

знакомому старику в Зарядье, который нам клетки для птиц ставит, - достать

железную клетку, белкину, с колесом. Почему - с колесом? А потому, говорят:

белка крутиться любит.

Я сижу в кухне, рядом с Михал-Ивановым, и гляжу на него и на старуху.

Очень они приятные,и пахнет от них дымком и дремучим лесом. Михал-Иванов

весь в волосах, и черный-черный, белые глаза только; все лицо в черных

ниточках-морщинках, и руки черные-черные, не отмыть до самого Страшного

Суда. Да там на это не смотрят: там - душу покажи. Отец скажет ему, бывало:

"Михал-Иванов - трубочист, телом грязен - душой чист!" А он отмахивается: "и

где тут, и душа-то угольная". Нет, душа у него чистая, как яичко. - Горкин

говорит: грех по лесу не ходит, а по людям. Спрашиваю его - "а ты поговел?".

И они, оказывается, уж поговели-сподобились, куда-то в село ходили. Марьюшка

ставит им чугунок горячей картошки и насыпает на бумажку соли. Они

сцарапывают кожуру ногтями, и картошка у них вся в пятнах, угольная. Очень

нашу картошку одобряют, - слаже, говорят, сахару. У старика большой ноготь

совсем размят, смотреть страшно, в ногах даже у меня звенит. "Это почему...

палец?" - спрашиваю я, дергаясь от жути. А деревом защемило, говорит. А у

старухи пальцы не разгибаются, будто курячья лапка, и шишки на пальцах

вздулись, болезнь такая, - угольная болезнь? "Ну, и картошечка, говорят, в

самый-то апетит". Они со вчерашнего утра не ели, в зажоре ночевали с вербой.

Уж им теперь, хоть бы и не говели, все грехи простятся, за их труды:

свяченую вербу привезли! Я сую старушке розовую баранку, а старику лимонную

помадку, постную. Спрашиваю, - медведики у них водятся, в лесу-то там?

Говорят - а как же, заглядывают. И еж в избушке у них живет, для мышей,

Васькой звать. Зовут в гости к себе: "лето придет, вот и приезжай к нам

погостить... и гриба, и ягоды всякой много, и малины сладкой-лесовой, и... а

на болоте клюква". Даже клюква!..

За день так стаяло-подсушило, что в саду под крыжовником куры уж

обираться стали, встряхиваться, - к дождю, пожалуй. Лужа на дворе растет не

по дням, а по часам, скоро можно на плотике кататься, утки уж

плещутся-ныряют. У лужи, на бережку, стоят стариковы дровянки с вербой -

совсем роща, будто верба у лужи выросла, и двор весь весь словно

просветился, совсем другой, - радостный весь, от вербы. Горкин Цыганку велел

в сарай пока запереть, а то, ну-ка, на санки вскочит-набезобразит, а это не

годится, верба церковная. На речке Сетуньке, где росла, - высоко росла,

высокое древо-верба, птица только присядет, а птица не собака, не поганит. Я

смотрю на вербу и радуюсь: какие добрые - привезли! сколько дней по Сетуньке

в талом снегу топтались, все руки ободрали, и теперь сколько же народу

радоваться будет в церкви! Христа встречать!!. И Горкин не нарадуется на

вербу: задалась-то какая нонче, румяная да пушистая, золотцем тронуло

вербешки! Завтра за всенощной освятим, домой принесем свяченую, в бутылочку

поставим, - она как раз к Радунице, на Фоминой, белые корешки-ниточки

выпустит. И понесем на Даниловское, покойному Мартыну-плотнику в голова

посадим, порадуем его душеньку... И Палагее Ивановне посадим, на

Ваганьковском. И как хорошо устроено: только зима уходит, а уж и вербочка

опушилась - Христа встречать.

- Все премудро сотворено... - радуется на вербу Горкин, поглаживает

золотистые вербешки. - Нигде сейчас не найтись цветочка, а верба

разубралась. И завсегда так, на св. Лазаря, на Вход Господень. И дерева

кланяются Ему, поют Осанну. Осанна-то?.. А такое слово, духовное. Сияние,

значит, божественное, - Осанна. Вот она с нами и воспоет завтра Осанну,

святое деревцо. А потом, дома, за образа поставим, помнить год цельный

будем.

Я спрашиваю его - это чего помнить?

- Как - чего?.. Завтра Лазаря воскресил Господь. Вечная, значит, жизнь

всем будет, все воскреснем. Кака радость-то! Так и поется - "Обчее

воскресение... из мертвых Лазаря воздвиг Христе Боже...". А потом Осанну

поют. Вербное Воскресенье называется, читал, небось, в "Священной Истории"?

Я тебе сколько говорил... - вот- вот, ребятишки там воскликали, в

Ирусалим-Граде, Христос на осляти, на муку крестную входит, а они с

вербочками, с вайями... по-ихнему - вайя называется, а по-нашему - верба. А

фарисеи стали серчать, со злости, зачем, мол, кричите Осанну? - такие

гордые, досадно им, что не их Осанной встречают. А Христос и сказал им: "не

мешайте детям ко Мне приходить и возглашать Осанну, они сердцем чуют..." -

дети-то все чистые, безгрешные, - "а дети не будут возглашать, то

камни-каменные возопиют!" - во как. Осанну возопиют, прославят. У Господа

все живет. Мертвый камень - и тот живой. А уж верба-то и подавно живая, ишь

- цветет. Как же не радоваться-то, голубок!..

Он обнимает вербу, тычется головой в нее. И я нюхаю вербу:

горьковато-душисто пахнет, лесовой горечью живою, дремуче-дремучим духом,

пушинками по лицу щекочет, так приятно. Какие пушинки нежные, в золотой

пыльце...- никто не может так сотворить, Бог только. Гляжу - а у Горкина

слезы на глазах. И я заплакал, от радости... будто живая верба! И уж сумерки