Смекни!
smekni.com

Лето Господне (стр. 54 из 82)

цветет. Говорят, будто "огнем цветет" совсем змеиная пасть, и с жалом. Немец

велит Гришке землю из под него выбросить "в нужни мест, где куры не

клюются". Я лежу под цветами, будто в саду, и смотрю, как прячутся в землю

червяки: должно быть, им очень страшно. Их собирают в баночку, для скворцов.

Скворцы уже начали купаться в своих бадеечках. И молчавший всю зиму

жавороночек пробует первое журчанье, - словно водичка бульбулькает. Значит,

весна подходит.

В ящике густо-зелено, масленица пришла. Масленица у нас печальная:

померла Палагея Ивановна, премудрая. Как сказала отцу в Филиповки - так и

вышло: повезли ее "парой" на Ваганьковское. Большие поминки были, каждый

день два раза блинками поминали.

И в детской у нас весна.

Домнушка посадила моченый горох, он уж высунул костыльки, скоро

завьется по лучинке и дорастет до неба. Домнушка говорит, - до неба-то не

скоро, не раньше Пасхи. Я знаю, до неба не может дорасти, а приятно так

говорить. Недавно я прочитал в хрестоматии, как старичок посадил горошину, и

она доросла до неба. Зажмуришься - и видишь, вырос горох до неба, я лезу,

лезу... если бы рай увидеть!.. Только надо очиститься от грехов. Горкин мне

говорил, что старик не долез до неба, - грехи тянули, а он старуху еще

забрал!.. - я горох сломал, и сам свалился, и старуху свою зашиб.

- А праведные... могут до неба?..

- А праведные и без гороха могут, ангели вознесут на крылах. А он

исхитрялся: по гороху, мол, в рай долезу! Не по гороху надо, а в сокрушении

о грехах.

- Это чего - "в сокрушении"?

- Как же ты так не поймешь? Нонче говеть будешь, уж отроча... семь

годков скоро, а сокрушения не знаешь! Значит, смирение докажь, поплачь о

грехах, головку преклони-воздохни: "Господи, милостив буди мне грешному!"

Вот те и сокрушение.

- Ты бы уж со мной поговел... меня хотят на Страстной говеть, со всеми,

а лучше бы мне с тобой, на "Крестопоклонной", не страшно бы?.. Выпроси уж

меня, пожалуйста.

Он обещает выпросить.

- Папашенька бы ничего, а вот мамашенька... все-то с мужиками, говорит,

слов всяких набираешься.

- Это я "таперича" сказал, а надо говорить - "теперича". А ты все-таки

попроси. А скажи мне по чистой совести, батюшка не наложит... как это?.. -

чего-то он наложит?..

Матушка недавно погрозилась, что нажалуется на меня отцу Виктору, он

чего-то и наложит. Чего наложит?..

- Грехи с тобой, уморил!.. - смеется Горкин, хоть и Великий Пост. - Да

это она про эту... про питимью!

- Какую "пи-ти-мью"?.. это чего, а?.. страшное?..

- Это только за страшный грех, питимья... и знать те негодится. Ну,

скажешь ему грешки, посокрушаешься... покрестит те батюшка головку на

питрахили и отпустит, скажет-помолится - "аз, недостойный иерей,

прощаю-разрешаю". Бояться нечего, говенье душе радость. Даст Бог, вместе с

тобой и поговеем, припомним с тобой грешки, уж без утайки. Господу, ведь,

открываешься, а Он все-о про нас ведает. Душенька и облегчится, радостно ей

будет.

И все-таки мне страшно. Недавно скорняк Василь-Василич вычитывал, как

преподобная Феодора ходила по мытарствам: такое видение сна ей было, будто

уж она померла. И на каждом мытарстве - эти... все загородки ставили, хотели

в ад ее затащить. Она страшилась-трепетала, а за ней Ангел, нес ее добрые

дела в мешочке и откупал ее. А у этих все-то про все записано, в

рукописаниих... все-то грехи, какие и забыла даже. А на последнем мытарстве,

самые эти главные, смрадные и звериные, вцепились в нее когтями и стали

вопить - "наша она, наша!.." Ангел заплакал даже, от жалости. Да пошарил в

пустом уж мешочке, а там, в самом-то уголке, последнее ее доброе дело

завалилось! Как показал... - смрадные так и завопили, зубы даже у них

ломались, от скрежета... а пришлось все-таки отпустить.

И вдруг я помру без покаяния?! Ну, поговею, поживу еще, хоть до

"Петровок", все-таки чего-нибудь нагрешу, грех-то за человеком ходит... и

вдруг мало окажется добрые дел, а у тех все записано! Горкин говорил, -

тогда уж молитвы поминовенные из адова пламени подымут. А все-таки сколько

ждать придется, когда подымут... Скорей бы уж поговеть, в отделку, душе бы

легче. А до "Крестопоклонной" целая еще неделя, до исповедальной пятницы,

сто раз помереть успеешь.

Все на нашем дворе говеют. На первой неделе отговелся Горкин, скорняк

со скорнячихой и Трифоныч с Федосьей Федоровной. Все спрашивают друг дружку,

через улицу окликают даже: "когда говеете?.. ай поговели уж?.." Говорят,

весело так, от облегчения; "отговелись, привел Господь". А то - тревожно, от

сокрушения: "да вот, на этой недельке, думаю... Господь привел бы". На

третьей у сапожника отговелись трое мастеров, у скорняка старичок "Лисица",

по воротникам который, и наш Антипушка. Марьюшка думает на шестой, а на

пятой неделе будут говеть Домнушка и Маша. И бутошник собирается говеть,

Горкину говорил вчера. Кучер Гаврила еще не знает, как уж управится, езды

много... - как-нибудь да урвет денек. Гришка говеть боится: "погонит меня,

говорит, поп кадилом, а надо бы говонуть, как не вертись". Василь-Василич

думает на Страстной, с отцом: тогда половодье свалит, Пасха-то ноне поздняя.

И как это хорошо, что все говеют! Да ведь все люди-человеки, все грешные, а

часа своего никто не знает. А пожарные говеть будут? За каждым, ведь, час

смертный. И будем опять все вместе, встретимся там... будто и смерти не

было. Только бы поговели все.

Ну, все-то, все говеют. Приносили белье из бань, сторожиха Платоновна

говорила: "и думать нечего было раньше-то отговеться, говельщиц много

мылось, теперь посбыло, помаленьку и отговеем все". И кузнец думает говеть,

запойный. Ратниковы, булочники, целой семьей говели. Они уж всегда на

первой. А пекари отговеются до Страстной, а то горячее пойдет время - пасхи

да куличи. А бараночникам и теперь жара: все так и рвут баранки. Уж как они

поговеть успеют?.. Домна Панферовна, с которой мы к Троице ходили, три раза

поговела: два раза сама, а в третий с Анютой вместе. Может, говорит, и в

четвертый раз поговеть, на Страстной. Антипушка говорит, что она это Михал

Панкратыча хочет перещеголять, он два раза говеет только. А Горкин за нее

вступился: "этим не щеголяют... а женщина она богомольная, сырая, сердцем

еще страдает, дай ей, Господи, поговеть". Бог даст, и я поговею хорошо,

тогда не страшно.

С понедельника, на "Крестопоклонной", ходим с Горкиным к утрени,

раным-рано. Вставать не хочется, а вспомнишь, что все говеют, - и делается

легко, горошком вскочишь. Лавок еще не отпирали, улица светлая, пустая,

ледок на лужах, и пахнет совсем весной. Отец выдал мне на говенье рублик

серебреца, я покупаю у Горкина свечки. Будто чужой-серьезный, и ставлю сам к

главным образам и распятию. Когда он ходит по церкви с блюдом, я кладу ему

три копейки, и он мне кланяется, как всем, не улыбнется даже, будто мы

разные.

Говеть не очень трудно. Когда вычитывает дьячок длинные молитвы, Горкин

манит меня присесть на табуретку, и я подремлю немножко или думаю-воздыхаю о

грехах. Холим еще к вечерне, а в среду и пяток - к "часам" еще к обедне,

которая называется "преосвященная". Батюшка выходит из Царских Врат с

кадилом и со свечой, все припадают к полу и не глядят-страшатся, а он

говорит в таинственной тишине: "Свет Христов просвещает все-эх!.." И сразу

делается легко и светло: смотрится в окна солнце.

Говеет много народу, и все знакомые. Квартальный говеет даже, и наш

пожарный, от Якиманской части, в тяжелой куртке с железными пуговицами, и от

него будто дымом пахнет. Два знакомых извозчика еще говеют, и колониальщик

Зайцев, у которого я всегда покупаю пастилу. Он все становится на колени и

воздыхает - сокрушается о грехах: сколько, может, обвешивал народу!.. Может,

и меня обвешивал и гнилые орешки отпускал. И пожарный тоже сокрушается, все

преклоняет голову. А какие у него грехи? сколько людей спасает, а все-таки

боится. Когда батюшка говорит грустно-грустно - "Господи и Владыко живота

моего..." - все рухаемся на колени и потом, в тишине-сокрушении, воздыхаем

двенадцать раз: "Боже, очисти мя, грешного..." После службы подаем на

паперти нищим грошики, а то копейки: пусть помолятся за нас, грешных.

Я пощусь, даже и сладкого хлеба с маком не хочется. Не ем и халвы за

чаем, а только сушки. Матушка со мной ласкова, называет - "великий постник".

Отец все справляется - "ну, как дела, говельщик, не заслабел?". Он не совсем

веселый, "разные неприятности", и Кавказка набила спину, приходится седлать

Стальную. Стальную он недолюбливает, хочет после Пасхи ее продать;

норовистая, всего пугается, - иноходец, потряхивает. Матушка просит его не

ездить на этой ужасной серой, не ко двору она нам, все так и говорят. Отец

очень всегда любил холодную белугу с хреном и ледяными огурцами и судачка,

жаренного в сухариках, а теперь и смотреть не хочет, говорит - "отшибло,

после того...". Я знаю почему... - ему противно от того сна: как огромная,

"вся гнилая", рыба-белуга вплыла, без воды, к нам в залу и легла "головою

под образа"... Теперь ему от всякой рыбы "гнилью будто попахивает".

Домнушка спрашивает, как мне мешочек сшить, побольше или поменьше, -

понесу батюшке грехи. Отец смеется; "из-под углей!" И я думаю -

"черные-черные грехи...".

Накануне страшного дня Горкин ведет меня в наши бани, в "тридцатку",

где солидные гости моются. Банщики рады, что и я в грешники попал, но

утешают весело: "ничего, все грехи отмоем". В бане - отец протодьякон. Он на

славу попарился, простывает на тугом диване и ест моченые яблоки из шайки.

Смеется Горкину: "а, кости смиренные... па-риться пришли!" - густо, будто из