Смекни!
smekni.com

Структура советского права (стр. 36 из 59)

В принципе такая конструкция межотраслевых институтов пред­ставляется приемлемой, тем более, что она хорошо согласуется с идеей вторичных образований в структуре права.

Вместе с тем здесь есть и трудный вопрос. Какое место занима­ют межотраслевые и общеправовые институты в правовой системе? Ведь правовая система прежде всего распадается на укрупненные подразделения — отрасли. Нельзя же архитектонику права представ­лять таким образом, что наряду с отраслями (в том числе комплекс­ными) сами по себе, обособленно существуют межотраслевые или об­щеправовые институты.

Наиболее логически последовательным вариантом решения рас­сматриваемого вопроса является включение межотраслевых институ­тов в состав комплексных образований (падотраслей, суперотрас­лей).

Интересно отметить, что институты подведомственности и пра­ва государственной собственности, которые ранее были отнесены к разряду смешанных, могут быть одновременно охарактеризованы и в качестве комплексных. В частности, институт подведомственности входит во вторичную интегрированную структуру — процессуальное право. Впрочем, такая двойная характеристика этих институтов была уже предопределена указанием на то, что их «смешанность» имеет черты межотраслевого объединения. Таким образом, обе ха­рактеристики рассматриваемых институтов (и как особого рода смешанных, и как части интегрированных комплексных объедине­ний) не конкурируют, не исключают друг друга: с разных сторон они отражают богатство и многогранность их еЪойств и особенно­стей.

160


ГЛАВА ПЯТАЯ

ОТРАСЛЬ ПРАВА

/. Понятие отрасли права. Ее структура

1. Отрасли советского права — это главные его структурные подразделения, подразделения на самом высоком уровне. Советское право как единая правовая система Союза ССР (включающая правовые подсисте­мы союзных республик) непосредственно складывается из такого рода крупных, обособленных друг от друга частей, которые и называются отраслями1.

1 Вопросы о делении советского права на отрасли и о связях между отраслями, рассматриваемые в этой и следующей главах, уже освещались мной в pa:ieeопубликованных работах, в частности в кн. «Общие теоретические проблемы системы советского права» (Госюриздат, 1961).

Главные из защищавшихся в то время идей нашли подтвержде­ние и развитие в результате последующего обсуждения и разработки проблемы (о предмете правового регулирования и его чертах; о ме­тоде правового регулирования, его многогранности, значении и со­отношении с предметом; об объективности системы права и др.). Эти идеи взяты за основу и в данной работе. Разумеется, учтены новые данные и материалы, например те, которые обусловили не­обходимость признания в качестве самостоятельных отраслей земель­ного и финансового пртва.

Вместе с тем изменение «угла зрения», связанное с новейшими философскими исследованиями структурно-элементных отношений, потребовало рассмотрения деления права на отрасли в качестве од­ного из уровней структуры права в целом. А это позволило не толь­ко расширить проблематику, но и дополнить основные идеи, выдер­жавшие проверку временем, некоторыми новыми моментами, в том числе о вторичных образованиях в системе права, о механизме воз­действия на нее системы законодательства и других, а также оха­рактеризовать структуру советского права как существенную пра­вовую ценность.

11 Заказ 5626161


Если отдельное нормативное предписание представ­ляет собой первичную «живую» клеточку права, а право­вые- институты — «блоки», то отрасли являются само­стоятельными, относительно замкнутыми механизмами регулирования.

Обладая значительным юридическим своеобразием, каждая отрасль права есть относительно автономное образование, которое опосредствует не отдельный учас­ток общественных отношений, а их специфический, ка­чественно особый вид, охватывающий множество его разновидностей и разветвлений.

Таким образом, под отраслью советского права по­нимаются главные, относительно замкнутые структур­ные подразделения, состоящие из компактной системы распределенных по институтам нормативных предписа­ний, регулирующих специфический вид общественных отношений.

Основная функция отраслей в правовой системе состоит в том, чтобы применительно к качественно осо­бому виду общественных отношений обеспечивать оп­ределенный юридический режим правового регулиро­вания.

Юридический режим регулирования—это особая система правового воздействия, состоящая главным об­разом в специфике приемов (метода) регулирования, а также в его механизме. Указанная специфика настолько существенна, что складывается именно режим регулиро­вания, особая его атмосфера — такой порядок, который пронизан едиными принципами и который сказывается на всех его элементах: и на отраслевых нормах, и на статусе субъектов, и на конкретных правоотношениях (юридических фактах, юридических санкциях и др.). Реально, в фактической жизни отраслевой режим выра­жается в характере и особенностях правовых связей, во всем строе правовых отношений (как общих, так и конкретных)'.

1 Мысль о том, что каждая отрасль права обеспечивает особый юридический режим, все более утверждается в советской юридичес­кой литературе. Об особом правовом режиме земли, установленном советским земельным правом, говорит Г. А. Аксененок в статье < Понятие советского земельного права и его системы» («Советское государство и право» 1969 г. № 3, ст. 31). Понятие «правовой ре-

162


Для того чтобы отчетливее обрисовать юридическую специфику отраслей, можно представить себе правовую систему в виде такого образования, каждый крупный участок которого отличается ярким контрастным цве­там. И в цвет данного участка окрашено все, что им охватывается, все дробные подразделения, в него вхо-дящиех.

Известная замкнутость, суверенность правового ре­жима, обеспечиваемого отраслью, выражается в подме­ченном в литературе факте «неприменимости к отноше­ниям, регулируемым данной отраслью, норм, лежащих за ее пределами»2.

Замкнутость, суверенность отраслевых режимов ре­гулирования определяет важнейшие моменты правовой квалификации юридических дел, саму направленность их решения правоприменительными органами. Верхов­ный Суд Союза ССР и Верховные суды союзных респуб­лик неоднократно подчеркивали необходимость прове­дения строгих разграничительных линий между право­выми режимами различных отраслей права. Так, в ряде постановлений и определений, изданных в послед­нее время, указывается, что при решении споров об оп­лате труда следует разграничивать отношения трудово-

жим» для характеристики юридических особенностей советского трудового права с успехом использует Б. К. Бегичев в кн. «Трудовая правоспособность советских граждан.

1 В области науки особенности юридического режима отрасли воп­
лощаются в виде специфичной для каждой отрасли системы фунда­
ментальных юридических понятий. Таковы, например, понятия преступ­
ления, наказания, уголовной ответственности в уголовном праве;
компетенции, административного акта, штрафа в административном
праве; гражданской правосубъектности, собственности, обязательст­
ва в гражданском праве; брака, семьи, алиментирования в семейном
праве и т. д. Именно глубокое интеллектуальное единство отрасли
приводит к тому, что фундаментальные и иные отраслевые понятия,
отраслевые теоретические конструкции образуют «единый, четко на­
лаженный механизм, стройную, во всех своих подразделениях согла­
сованную систему, координированную в одних и субординированную
в других образующих ее составных частях» (О. С. Иоффе, Логи­
ческие пределы понятий юридического лица, оперативного управле­
ния, хозяйственного обязательства, «Правоведение» 1972 г. № 6,
стр. 103).

2 А. В. М и ц к е в и ч, Соотношение системы советского права1
с системой советского законодательства, «Ученые записки ВНИИСЗ»,
вып. 11, стр. 11.

И»Ш


го и гражданского права, трудового и авторского пра­ва1 и др.

Более конкретный пример. Кунцевский районный народный суд Москвы, приговорив Смирнова к лише­нию свободы за побег из лечебно-трудового профилак­тория, указал в приговоре на то, что после отбытия на­казания Смирнов подлежит возвращению в профилак­торий сроком на один год и десять месяцев. Это указа­ние признано Верховным Судом РСФСР неправильным, не основанным на законе. Почему же? Потому что ме­ры административно-медицинского характера и уголов­ное наказание — средства юридического воздействия, подчиненные различным отраслевым юридическим ре­жимам. В определении Судебной коллегии по уголов­ным делам говорится: «Направление в лечебно-трудо­вой профилакторий является мерой административно-медицинского характера, и осуждение за преступление прекращает действие постановления о применении этой меры». Поэтому, решая уголовное дело, народный суд некомпетентен одновременно, да еще и на будущее, оп­ределять судьбу административных правоотношений. «Если, — сказано в определении, — необходимость в принудительном лечении не отпадает и после отбытия лишения свободы, то при наличии медицинского заклю­чения администрация исправительно-трудового учреж­дения в соответствии со ст. 58 Исправительно-трудово­го кодекса РСФСР входит в суд с представлением о принудительном лечении такого лица в лечебно-трудо­вом профилактории»2.

2. Освещение юридической специфики отраслей пра­ва через присущие им юридические режимы и прежде всего через особые методы регулирования позволяет с необходимой четкостью раскрыть социальную ценность той или иной отрасли.