Смекни!
smekni.com

Структура советского права (стр. 38 из 59)

Недостаточный учет в системе гражданского законо­дательства реальной дифференциации гражданско-пра­вового регулирования, видимо, и привел к тому, что его воздействие на экономику страны и на развитие хозяйст­венного законодательства оказалось не столь значитель­ным, как можно было ожидать. Во всяком случае это дало основание утверждать, что проведенная кодифика­ция гражданского законодательства не решила вопросов правового регулирования хозяйственных отношений3, и увеличило силу аргументов тех авторов, которые счи­тают, что при сложившихся воззрениях па систему пра­ва (т. е. без признания идеи хозяйственного права) пе-

1 С. Н. Б р а т у с ь, Предмет и система советского гражданского
права, Госюрнздат, 1963, стр. 181.

2 См. В. Ф. Яковлев, Гражданско-правовой метод регулиро­
вания общественных отношений, стр. 198—200.

3 См. В. К. Мамутов, Тенденции исследования правового
регулирования экономики, «Советское государство и право», 1972 г.
№ 4, стр. 77.

169


возможно решать актуальные вопросы экономического развития.

Есть основания полагать, что в дальнейшей диффе­ренциации и интеграции гражданско-правового регулиро­вания, выраженных в совершенствовании структуры со­ветского гражданского законодательства, и состоит один из важнейших резервов повышения его эффективности, усиления его социальной ценности в социалистическом обществе.

2. Предмет и метод регулирования в отрасли права

1. Главным системообразующим фактором, обуслов­ливающим выделение отрасли в правовой системе, яв­ляется предмет правового регулирования.

Разумеется, отрасль права формируется под воздей­ствием множества условий и обстоятельств, связанных с общим развитием правовой системы, ее подразделе­ний, с законодательными традициями, влиянием на за­конодательную деятельность тех или иных теоретичес­ких концепций и др. Вообще предмет регулирования, как и объект любой управляющей системы, важен для всех других звеньев структуры права — нормативных предписаний, их ассоциаций, правовых институтов, объе­динений институтов, подотраслей.

Но все дело в том, что для отраслей права пред­мет правового регулирования имеет первоочередное, по­вышенное системообразующее значение. Конечно, не следует изображать это системообразующее значение предмета для деления права на отрасли в чрезмерном, гипертрофированном виде. Деление общественных отно­шений само по себе не «дает» системы права. Неверно отождествлять роль предмета с ролью экономического базиса, его воздействием на право, его структуру.

И все же именно предмет — главное неправовое осно­вание выделения определенных комплексов правовых институтов в отрасли права. А происходит это потому, что в предмете заложена объективная необходимость обособленной нормативно-правовой регламентации дан­ных отношений.

В юридической литературе распространено мнение, в соответствии с которым при обособлении отраслей пра-

170


ва непосредственное значение имеет политический мо­мент— заинтересованность социалистического государ­ства, советского народа, руководимого Коммунистической партией, в самостоятельной юридической регламентации данных отношений1. Отдельные авторы указывают на момент заинтересованности как на системообразующий фактор, который действует наряду с предметом регу­лирования2.

Между тем соотношение системообразующих факто­ров здесь совсем иное. Предмет правового регулирова­ния является решающим системообразующим основани­ем как раз потому, что известная группа отношений, наз­ревшие потребности общественной жизни, т. е. все то, что входит в предмет регулирования, объективно тре­буют юридически своеобразной регламентации при по­мощи особого режима регулирования.

Иными словами, когда мы рассматриваем предмет правового регулирования в качестве основания деления права на отрасли, то данные общественные отношения развертываются перед нами своими глубинными чертами и особенностями. И хотя на структуру права так или иначе влияют все стороны регулируемых фактических отношений (в том числе, организационных, идеологиче­ских и пр.), деление права на отрасли предопределяется именно глубинным социально-экономическим, политиче­ским содержанием общественных отношений.

Следовательно, при характеристике предмета право­вого регулирования как решающего системообразующе­го фактора системы ирава внимание должно быть скон­центрировано на тех объективных свойствах обществен­ных отношений, которые выражают момент требования правового регулирования, притом регулирования осо­бым юридическим режимом.

Значение предмета правового регулирования как ре­шающего системообразующего фактора системы права объясняется тем, что через глубинные черты и особен­ности общественных отношений проявляется воздействие на структуру права экономики социалистического

1 См. «Марксистско-ленинская общая теория государства и
права. Социалистическое право», стр. 298.

2 См., например, В. Ф. Коток, Содержание конституционного
права, «Советское государство и право» 1971 г. № 2, стр. 109.

171


общества, его политической организации. Даже при са­мой богатой фантазии трудно представить себе такую ситуацию, когда бы государство и общество «просто так» были заинтересованы в обособлении той или иной отрасли. Эта заинтересованность всегда является лишь выражением в сфере политики назревших потребностей общественного развития.

Конечно, общественные отношения, образующие пред­мет регулирования той или иной отрасли, складываются под воздействием сложного соединения сил — экономи­ческих, политических, моральных и т. д. Немалую роль в становлении определенных общественных отношений иг­рают правовые рычаги. Но во всех случаях, когда и предмет правового регулирования, и соответствующая ему отрасль права уже сложились, в недрах данных об­щественных отношений могут быть выявлены такие чер­ты и особенности, которые выражают объективную не­обходимость их регулирования в особых юридических формах.

Отсюда, помимо прочего, следует, что при характе­ристике предмета правового регулирования нельзя ог­раничиваться констатацией круга регулируемых факти­ческих отношений, тем более, что в орбиту регулирова­ния данной отрасли втягиваются смежные, родственные, «сопряженные» отношения, а то и нетипические отноше­ния, для которых оказалось возможным использовать уже сложившийся отраслевой механизм. (Так, напри­мер, случилось с гражданским правом, которое исполь­зовано для опосредствования и защиты личных неиму­щественных отношений.) Неслучайно поэтому подробный анализ предмета любой сложившейся отрасли права приводит к выводу о разнородности регулируемых ею отношений.

Самое главное при исследовании предмета той или иной отрасли права — это выявление его ядра, т. е. тех общественных отношений, глубинное социально-экономи­ческое, политическое содержание которых и вызвало к жизни данную отрасль, предопределило своеобразие ее юридического режима.

Так, советское государственное право не только за­крепляет в конституционных нормах начала полновлас­тия советского народа, народный и национальный суве­ренитет, но и конкретизированно регламентирует власте-

172


отношения, взаимосвязи между органами государственной власти и т. д. Однако основу, ядро предмета государст­венного права образуют отношения, непосредственно выражающие принципы, структуру и механизм полити­ческой организации социалистического общества, фун­даментальные институты советского общества и государ­ства. Эти центральные общественные отношения через систему конституционных норм и определяют главные юридические особенности государственного права, спе­цифику свойственного ему метода, нацеленного на всеоб­щее закрепление полновластия народа, утверждение об­щих прав и свобод граждан и т. п.

Советское гражданское право в современных усло­виях регулирует не только имущественно-стоимостные отношения, включая безвозмездные, но и личные неиму­щественные и частично организационные отношения1 (хотя последние и не образуют «равноправного» компо­нента с иными, а представляют собой момент, «связку» в системе имущественных отношений)2. Однако жизнь гражданско-правовому регулированию дали товарные имущественные отношения, глубинные социально-эконо­мические особенности которых предопределили и своеоб­разие метода гражданского права, и механизм граждан­ско-правового воздействия, и его принципы, и т. д.

Весьма разнородны отношения, регулируемые совет­ским трудовым правом. Это — отношения администра­ции предприятий с профсоюзами, и отношения по тру­довому устройству и посредничеству, и отношения по надзору за охраной труда, и др. Но здесь тоже есть яд­ро, которое дало жизнь трудовому праву как особой от­расли,— отношения, сопряженные со сферой приложе­ния рабочей силы к средствам производства и участия в распределении по труду. «Как раз в этой сфере, — пи­шет Б. К. Бегичев,'—проявляются особенности, приво­дящие к формированию своеобразных общественных связей, которые требуют специфической формы право-

1См. О. А. Красавчиков, Структура предмета советского
гражданско-правового регулирования социалистических обществен­
ных отношений, «Сборник ученых трудов СЮИ», вып. 13, Свердловск,
1970.