Смекни!
smekni.com

Структура советского права (стр. 49 из 59)

217


Но здесь есть аспект, который имеет определенное самостоятельное значение. Это — подразделение отрас­лей права на три главных звена:

а)основополагающее звено — государственное пра-
ro;

б)материальные отрасли — профилирующие (граж­
данское, административное, уголовное право) и специ­
альные (трудовое, семейное, земельное право и др.);

в)процессуальные отрасли.

Такое трехзвенное деление весьма важно для пони­мания генетических и функциональных связей в системе советского права (в частности, как будет показано в последующем, процессуальные отрасли, опираясь в пер­вую очередь на профилирующие отрасли, вместе с тем тесно взаимосвязаны со специальными основными от­раслями).

Как правильно отмечается в литературе, понятие «ма­териальное право» в отрыве от понятия «процессуаль­ное право» утрачивает всякий смысл. Напротив, каждая отрасль (или подотрасль) процессуального права обслу­живает определенную совокупность материально-право­вых норм. Реализация этих норм как раз и обеспечи­вается в данной процессуальной форме»1. К тому же процессуальное право не есть просто форма материаль­ного права, а представляет собой форму его окизни, т. с. его осуществления, причем посредством специфического юридического режима.

Характеристика процессуальных отраслей в качест­ве особого звена системы права позволяет с большей резкостью огтенить их самостоятельность, их особые в системе функции как класса отраслей, существующего наряду с материальными отраслями и основополагаю­щим звеном — государственным правом. Помимо ряда иных моментов, следует иметь в виду, что, «играя слу­жебную роль, гражданский процесс (а также уголовный, административный. — С. А.) вместе с тем не становится придатком материального права. Он представляет собой самостоятельное явление правовой жизни, имеет собст­венные принципы и тенденции развития»2.

1 О. В. Иванов, О связи материальною и гражданского
процессуального нрава, «Правоведение» 1973 г. № 1, стр. 47.

2 Т а м же, стр. 53.

218


2. Генетические связи

в системе отраслей советского права

1. Сложный, многогранный характер системы совет­ского права в определенной степени обусловлен тем, что возникновение, формирование и развитие одних отрас­лей в той или иной мере опирается на другие отрасли. Между отраслями существуют связи «по происхожде­нию». Они и могут быть названы генетическими.

От наличия генетических связей, их характера во мно­гом зависит юридическая природа данной общности юридических норм, особенности ее взаимодействия с иными подразделениями правовой системы (функцио­нальные связи). Само деление отраслей по четырем ос­новным семьям — это классификация, отражающая главные «родственные» связи между отраслями.

Правда, в литературе была высказана мысль, в сущ­ности, отрицающая наличие зависимостей между отрас­лями «по происхождению». «Известно,— пишет В.Д.Со­рокин, —• что за очень небольшим исключением разви­тие отраслей системы советского социалистического права началось, по сути дела, одновременно, т. е. после победы Октября. Кроме того, некоторые из «молодых» отраслей, в частности трудовое право, по сравнению с такой «старой» отраслью, как административное право, 'оформились значительно раньше и рельефнее»1.

Действительно, развитие отраслей советского права началось после Октябрьской революции, в принципе, одновременно. Осуществляя в законодательной форме мероприятия, продиктованные самим ходом социалисти­ческой революции, Советское государство с первых дней взяло курс на создание единой и стройной правовой си­стемы. Именно поэтому В. И. Ленин с такой настойчи­востью требовал проведения кодификационных работ, разработки и создания единого Свода законов.

Однако формирование правовых общностей, приобре­тение ими статуса самостоятельных отраслей происходит не одновременно. К тому же генетические связи между отраслями не следует понимать упрощенно, прямолиней­но. Хотя и до сего времени уровень совершенства совет-

1 В. Д. Сорокин, Административно-процессуальное право, стр. 34,

219


ского административного права, думается, уступает уровню совершенства советского трудового права, адми­нистративно-правовое регулирование все-таки имеет исходное, базовое значение для трудового права: при формировании институтов трудового права, определении его юридических особенностей законодатель в той или иной мере исходит из своеобразия административно-пра­вового регулирования, учитывает юридические построе­ния, свойственные этой профилирующей отрасли1. Таким образом, генетическая связь между отраслями есть за­висимость «по крови», по юридическим конструкциям, методам правового регулирования.

Формирование отраслей права является результатом сложного соединения объективных и субъективных си­стемообразующих факторов.

Определяющее значение имеет объективный фактор —■ глубинное социально-экономическое, политическое со­держание развивающихся (или только складывающих­ся) общественных отношений, т. е. то главное в предме­те правового регулирования, что выражает объективную необходимость существования особой ветви правового регулирования и, следовательно, заинтересованность об­щества и государства в формировании самостоятельного подразделения правовой системы.

Фактическое же формирование данной отрасли пра­ва происходит в результате активной правотворческой работы компетентных органов социалистического госу­дарства— процесс, в котором проявляются и законода­тельные традиции, и специфика определенных теорети­ческих концепций и т. д. «Система права,— пишет А. В. Мицкевич,—складывается (конечно, не единым ак­том, а исторически, постепенно) все же только в резуль­тате законодательной деятельности и существует в рам­ках определенной системы законодательства»2".

1 О значении и характере административно-правовых конструк­
ций и приемов регулирования в трудовом законодательстве первых
лет Советской власти см. К. М. Горячих, Правовое регулирова­
ние труда рабочих и служащих в первые годы Советской власти
(1917—1920 гг.), автореферат канд. дисс, М., 1972, стр. 8—10.

2 А. В. Мицкевич, Соотношение системы советского права
с системой советского законодательства, «Ученые записки ВНИИСЗ»,
вып. 11, стр. 10.

Аналогичные теоретические положения высказаны Л. С. Явичем.

220


Хотелось бы обратить внимание на сложную диалек­тику взаимосвязи объективных и субъективных системо­образующих факторов при формировании отраслей.

Хотя решающим для возникновения отрасли во всех случаях остается глубинное социально-экономическое, политическое содержание развивающихся (или только складывающихся) общественных отношений, однако до формирования соответствующей отрасли вся сеть фак­тических конкретных связей данного вида обществен­ных отношений может еще и не сложиться. Создание правовых институтов, их известное единство необходи­мы именно для того, чтобы на основе назревших потреб­ностей общественного развития содействовать реально­му возникновению сети фактических общественных отно­шений. Правовые формы, следовательно, выступают в качестве рычага, являющегося необходимым компонен­том в сложном процессе становления, динамики обще­ственных отношений.

Здесь и «срабатывает» теоретическое положение о единстве предмета и метода правового регулирования. Социалистическое государство формирует особый метод регулирования на базе назревших потребностей общест­венного развития, выражающих глубинное социально-экономическое, политическое содержание общественных отношений (предмет правового регулирования). Создан­ные таким путем правовые формы в процессе своей реа­лизации как бы «притягивают» к себе фактическое пове­дение людей — субъекты совершают те реальные акты поведения, которые предусмотрены этими правовыми формами. Таким образом, если рассматривать пред­мет правового регулирования как явление динамиче­ское, то оказывается, что методы (правовые формы) ре­гулирования «вклиниваются» в процесс становления и функционирования реальных общественных отношений. Оставаясь обусловленными глубинным социально-эко­номическим, политическим содержанием данных общест-

Отметив, что система права «складывается исторически объектив­но», он пишет: «В государств* определенного типа она складыва­ется как результат развития общественных отношений и опосредст­вующего их законодательства. Систему права нельзя рассматривать вне зависимости от влияния на нее законодательной деятельности государства и систематизации законодательства» («Общая теория советского права», стр. 317—318).

221


венных отношений, юридические формы в то же время играют активную роль в возникновении, функционирова­нии, да и самом существовании конкретных фактических связей, из которых реально складываются указанные об­щественные отношения.

Вот почему конкретные общественные связи в совре­менных условиях существуют в юридических формах. И это относится не только к идеологическим, надстроеч­ным отношениям. Например, конкретные фактические отношения по социальному обеспечению не могут возникнуть до тех пор, пока социалистическое государ­ство на основе назревших потребностей и условий обще­ственного развития не установит в нормативных актах К<идеальные модели» социального обеспечения. Первым шагом в установлении конкретных фактических отноше­ний является «чистая» правовая связь между граждани­ном и компетентным органом, возникающая при наступ­лении известных обстоятельств — возраста, стажа, ин­валидности и т. п. А осуществление этих связей, когда в процессе реализации они обретают материальное содер­жание, означает, что перед нами — реальные, фактичес­кие отношения по пенсионному обеспечению, социально­му страхованию и др.1.