Смекни!
smekni.com

Структура советского права (стр. 51 из 59)

Однако, как правило, генетические связи между от­раслями права носят реальный характер, причем неред­ко обнаруживается ступенчатость в процессе формирова­ния. Так, конструирование институтов советокого колхоз­ного права происходило с учетом не только сложивших­ся норм гражданского права об общественной собствен­ности, институте товарищества и других, но и положе­ний трудового права (о рабочем времени, дисциплине труда и т. п.). А право социального обеспечения после­довательно вбирает нормативный материал ряда отрас­лей — административного, трудового, а затем и колхоз­ного права.

В тех случаях когда генетические связи имеют ре­альный характер, в последовательности этапов формиро­вания отраслей прослеживается известная закономер­ность. Формирование молодой основной отрасли проис-

1 В Д. Сорокин, Административно-процессуальное прапо, стр. 28.

226


ходит путем постепенного преобразования правовых общностей обычно в таком типическом порядке: право­вой институт подотрасль комплексная специализи­рованная отрасль основная специальная отрасль.

Многие из сложившихся в настоящее время комплек­сных отраслей начали свое развитие из институтов граж­данского, административного, государственного права. Таковы, в частности, авторское право, изобретательское право, морское право и т. д. Крупный институт, а затем подотрасль «обрастают» в результате кодификации за­конодательства институтами и нормами других отраслей, происходит их согласование, известное сближение, и в результате образуется некоторое единство — комплекс­ная отрасль.

Комплексная же отрасль вследствие развития обще­ственных отношений, совершенствования и обогащения законодательства может из вторичной, производной структуры перерасти в главную, т. е. в основную отрасль. Такое перерастание в полной мере соответствует общим диалектическим закономерностям развития явлений. «На определенном этапе, — пишет В. И. Свидерский,— элементы нового качества и присущие им звенья новой структуры получают преобладание над элементами ста­рого качества и их структурой, и тогда устанавливается новая структура, знаменующая возникновение нового качества как целого, хотя достройка как самих элемен­тов, так и звеньев новой структуры еще может продол­жаться»1.

Обособление той или иной области законодательства свидетельствует (в силу единства внешней и внутрен­ней форм) об известном преобразовании в самой пра­вовой материи. Комплексная отрасль, складывающаяся в результате появления новых областей законодательст­ва, представляет собой первый шаг в сложном процессе формирования отраслей права. История развития социа­листической правовой системы показывает, что многие

•В.И Свидерский, О диалектике элементов и структуры в объективном мире и в познании, стр. 62. Далее автор вновь ука­зывает на возможность наступления такого периода, «когда элемен­ты нового состояния уже не укладываются в старую структуру и стремятся обрести, создать свою собственную структуру» (стр. 66). Нетрудно заметить, что с таким процессом вызревания новой стру­ктуры связано и существование комплексных отраслей.

15*227


основные специальные отрасли первоначально выступа­ли в виде комплексных. Когда при наличии необходимых предпосылок в ходе объективного развития обществен­ных отношений и соответствующего развития законода­тельства правовая общность достигает нужной степени внутренней организации, складываются специфический метод регулирования, правовые принципы и другие осо­бенности отрасли, тогда вторичная структура превраща­ется в главную, доминирующею. Это и является показа­телем завершения процесса формирования новой основ­ной отрасли.

Перерастание вторичной структуры в главную проис­ходит, как уже говорилось, далеко не всегда. Существен­ное значение здесь имеют две основные предпосылки: во-первых,формирование такого вида общественных отношений, который предопределяет и возможность и необходимость нового качества в правовом регулирова­нии; в о-в т о р ы х, постепенное преобразование норматив лого материала в процессе правотворчества, и в особен­ности кодификационной работы, — преобразование, в результате которого разнородные элементы становятся «совместимыми», готовыми к тому, чтобы сформирова­лось единое и цельное правовое образование — основная отрасль права.

Здесь, как уже отмечалось в предшествующей главе, необходимо, чтобы существовал доминирующий право­вой режим, на базе которого в результате развития за­конодательства происходило бы интегрирование разно­родного нормативного материала, формирование на этой основе качественно нового юридического режима, мето­да регулирования.

О перерастании вторичной структуры в главную сви­детельствует вся совокупность признаков основной ог-расли (особый метод и механизм регулирования, специ­фические принципы, способность взаимодействия с дру­гими отраслями на том же самом уровне и др ). Накоп­ление новых принципов, общих положений, приемов регулирования, происходящее в комплексной отрасли в результате кодификационной работы, дает здесь такой сплав, такой качественный скачок, который выражается в появлении нового правового статуса — главной черты особого метода регулирования. До тех же пор пока пра­вовые принципы, отдельные приемы регулирования и

228


другие юридические особенности данной общности пра­вовых норм — пусть весьма юридически существенные, значительные — не привели к появлению нового юриди­ческого статуса (т. е. не изменили общего юридического положения субъектов), нет и «нового качества» — само­стоятельной основной отрасли.

Например, нормативный материал, охватываемый изобретательским и авторским правом, довольно обши­рен, есть в этих областях права и свои принципы, неко­торые особые приемы регулирования. Но общее правовое положение автора и изобретателя не выходит за грани­цы правового статуса, регламентируемого нормами граж­данского и трудового права, и потому применительно к рассматриваемым общностям норм нет основании го­ворить о наличии особых методов; эти общности оста­ются только формирующимися комплексными отрасля­ми (их ядро—-основной нормативный материал — обра­зует подотрасли гражданского права).

4. Большинство специальных отраслей сформирова­лось и формируется сейчас на базе двух профилирую­щих подразделений системы права — советского админи­стративного права и советского гражданского права (и в соответствии с этим входит в состав возглавляемых ими правовых семей).

Объясняется такая «привязанность» специальных от­раслей к указанным профилирующим подразделениям главным образом тем, что именно в административном и гражданском праве получили наиболее полное и«чис-тое» развитие два простейших приема правового регу­лирования —императивный метод и диспозитивный ме­тод. И хотя в рассматриваемых профилирующих отрас­лях эти простейшие приемы вошли в состав сложных правовых образований и получили особую окраску, все же при формировании новых отраслей они служат свое­го рода ориентирами для отдельных элементов новых конструкций.

Таким образом, конструкции административного и гражданского права являются, как правило, теми отправ­ными юридическими предпосылками, которые при нали­чии объективных условий и соответствующего развития законодательства открывают путь к тому, чтобы дать новое качественное состояние, привести к формирова­нию новой специальной отрасли права.

229


В тех случаях когда новые отрасли создаются на ба­зе административного и гражданского права, развитие соответствующих правовых образований может идти двумя основными путями.

Первыйпуть—это такая линия развития, когда отправное, исходное значение имеют юридические конст­рукции и положения, сложившиеся в гражданском праве или иных отраслях данной правовой семьи.

Так, в частности, сформировались трудовое, колхоз­ное, семейное право. И дело не в том или, во всяком слу­чае, не столько в том, что в некоторые из указанных правовых общностей «просочились» административно-правовые элементы: само по себе это обстоятельство свидетельствовало бы лишь о возникновении смешанных институтов. Главное заключается в том, что усиление императивного, централизованного регулирования, выз­ванное требованиями данных общественных отноше­ний—-трудовых, колхозных, семейных, существенно пре­образовало первичную правовую ткань, пробудило к жизни специфический правовой режим, новый метод и механизм правового регулирования.

Следовательно, было бы недостаточно точно считать, что указанные специальные отрасли возникли в резуль­тате смешения элементов, «кусочков» гражданского и административного права (такой подход в особенности был бы неправилен по отношению к семейному праву). Однако знаменательно и то, что преобразование первич­ной правовой ткани, обусловленное усилением импера­тивного регулирования, пусть в небольшой степени, но приблизило регулирование трудовых, колхозных, семей­ных отношений к тому типу, который свойствен админи­стративному праву. И это повысило уровень совместимо­сти рассматриваемых видов регулирования. Отсюда ста­новится понятным, почему институты трудового, колхоз­ного и семейного права могут объединяться с институ­тами административного права в цельные комплексы (в качестве примера можно назвать институты трудоустрой­ства, надзора и контроля за трудовым законодательст­вом — в трудовом праве; усыновления — в семейном праве и др.).

Второйпуть— это такая линия в формировании специальных отраслей, когда отправное, исходное зна­чение имеют конструкции и положения, свойственные

230


административно-правовому регулированию. По такому пути, надо полагать, шло развитие земельного права. В настоящее время частично таким путем формируется в качестве основной отрасли право социального обеспече­ния.