Смекни!
smekni.com

Структура советского права (стр. 52 из 59)

Здесь тоже нет смешения, механического объедине­ния элементов административного и гражданского пра­ва. Процесс в рассматриваемой области идет в ином направлении, а именно: в рамках конструкций, источни­ком которых является административно-правовой тип регулирования, развиваются элементы диспозитивного, автономного характера; для их опосредствования и ис­пользуются некоторые правовые формы гражданско-пра­вового метода, в частности договорное регулирование взаимоотношений между субъектами.

Рассматриваемый путь формирования специальных отраслей сопряжен с весьма интересным явлением в раз­витии советского права.

Развертывание деятельности социалистического го­сударства по дальнейшему обеспечению потребностей и запросов советских граждан, по непосредственному пре­доставлению все большего количества благ из общест­венных фондов влечет за собой существенное преобразо­вание «облика» правовых отношений, которые по своим началам соответствуют типу административно-правово­го регулирования.

Например, выделение в пользование гражданам и организациям земельных участков единого государст­венного фонда, предоставление бесплатного медицинско­го обслуживания и т. д. выражаются в правоотношени­ях, имеющих в своей основе императивный, властный характер, но юридические позиции сторон здесь «вдруг» резко меняются. Компетентные государственные органы сохраняют свое положение субъектов, наделенных офи­циальными властными правомочиями; в то же время ли­ца, которым предоставляются определенные блага, ста­новятся носителями автономных субъективных прав, имеющих в какой-то мере абсолютный характер. Эти публичные субъективные права (некоторые из них, на­пример право на жилье в домах государственного фон­да, входят в общую систему имущественных прав) не позволяют характеризовать правовое положение носите­лей данных прав как положение субъектов подчинения.

231


Напротив, их положение нередко является активным и привилегированным по отношению к субъектам власти.

Подобного рода преобразование административно-правовых отношений, делающее их более совместимы­ми с гражданско-правовыми формами, позволяет объе­динять нормы гражданского и административного права в процессе правотворчества в комплексные образования п, следовательно, формировать комплексные отрасли права. Такая комплексная отрасль, надо полагать, постепенно складывается, например, в области обеспече­ния жилищных нужд граждан в домах государственно­го фонда: если по своему источнику право на жилую площадь имеет публичный характер, то его использова­ние обеспечивается гражданско-правовыми института­ми, в частности договором жилищного найма. И хотя со­ответствующие нормы жилищного права не отмежева­лись от своих основных отраслей (от административного и гражданского права), они в какой-то мере изменили свою природу, приблизились друг к другу.

А основное заключается в том, что автономные пуб­личные права, складывающиеся в пределах администра­тивно-правовых отношений, при наличии необходимых условий (развитие данных отношений, кодификация законодательства и др.) могут не только изменить об­щее правовое положение субъектов, но и привести к фор­мированию специфического правового статуса — главной черты особого метода регулирования, нового юридичес­кого режима. Таким путем сложилось земельное право, идет утверждение в качестве основной отрасли права социального обеспечения1. Здесь видна и дальняя пер­спектива: продвижение нашего общества к коммунизму, усиление деятельности социалистического государства, направленной на удовлетворение растущих материаль­ных и иных потребностей тружеников социалистическо­го общества, возможно, усилит процессы преобразования

1 В особом изучении нуждается процесс формирования финан­сового права. По-видимому, решающую роль в возникновении осо­бого правового стат\са субъектов финансовых отношений сыграли не автономные публичные субъективные права, связанные с обла­данием материальными и иными благами, а само положение этих субъектов как собственников, к которому «подстроилось» финансо­во-правовое регулирование, имеющее по своей природе админист­ративно-правовой характер.

232


Других групп административно-правовых отношений, приведет к формированию специфических методов пра­вового регулирования, новых юридических режимов (на­пример, в области медицинского обслуживания, народно­го образования и пр.).

Указанные выше социальные факторы общества, строящего коммунизм, обуславливают также известное преобразование содержания гражданско-правового регу­лирования имущественных отношений между социали* стическими организациями и гражданами: и в эту об' ласть проникают «публичные» начала, с которыми соп* ряжено формирование комплексного гражданско-право­вого института, регулирующего отношения по обслужи­ванию интересов граждан (розничная купля-продажа, бытовой подряд, перевозки пассажиров и багажа и др.).

5. С учетом приведенных выше теоретических сообра­жений должна быть рассмотрена и проблема хозяйст­венного права.

Можно понять и признать оправданным стремление ряда авторов увидеть в системе советского права основ­ную отрасль, регулирующую отношения в плановом со­циалистическом хозяйстве. Однако данная проблема рассматривается в нашей науке в таком направлении, которое не способствовало, да и не могло способствовать, ее решению.

Казалось бы, приняв идею хозяйственного права в качестве научной гипотезы, следовало на основе единых теоретических предпосылок и конкретного фактического материала выяснить, существует ли специфический пра­вовой режим регулирования хозяйственных отношений, образуют ли складывающиеся здесь юридические осо­бенности специфический метод, есть ли своеобразный юридический статус субъектов хозяйственных отноше­ний. Вместо этого некоторые авторы попытались сразу же со ссылкой на один изолированно рассматриваемый предметный критерий «ввести» хозяйственное право в правовую систему, причем в качестве такой основной от­расли, которая существует в одном ряду с профилирую­щими отраслями — административным правом и граж­данским правом. А так как указанная попытка сопро­вождалась немедленным введением в научный оборот новой терминологии («хозяйственные правоотношения», «хозяйственная ответственность», «хозяйственные обяза-

233


тельства» и Т. Д.), то это при отсутствии достаточной яс­ности и определенности тех понятий, которые введенная терминология должна обозначать, породило значитель­ные трудности в науке. Отсюда — резкость полемики, накал страстей вокруг рассматриваемой проблемы, ко­торые еще более осложнили ее решение.

Между тем если бы и удалось доказать на основе единых теоретических предпосылок, что хозяйственное право является основной отраслью, то по своему про­филю она могла бы быть только специальной, т. е. ге­нетически зависимой от профилирующих отраслей — административного и гражданского права. В этом от­ношении следует признать плодотворной наметившую­ся линию на нахождение в хозяйственном праве еди­ного «качественно нового метода регулирования, воб­равшего в себя в преобразованном виде общеюридичес­кие классические методы»1.

К сожалению, накопленный научный материал о юридическом своеобразии регулирования в сфере хо­зяйственных отношений не дает достаточных данных и для такого вывода2. Он свидетельствует о том, что хо­зяйственное право — вторичное образование, комплекс-пая составная отрасль.

1 В. К. Мамутов, Кодификация хозяйственного законода­
тельства— важное условие предупреждения правонарушении и
борьбы с ними, «Проблемы борьбы с правонарушениями, причиня­
ющими ущерб экономике предприятий», Донецк, 1972, стр. 47. См.
также И. Е. К р а с ь к о, Общие теоретические проблемы советско­
го хозяйственного права, автореферат докт. дисс, Харьков, 1973,
стр. 24.

2 Не привел таких данных в упомянутой статье н В. К. Ма­
мутов, Специфика особого, хозяйственно-правового метода, по
его мнению, состоит в своеобразной юридической конструкции
сложного, многостороннего хозяйственного обязательства (стр. 42—
46). Автор отмечает, что «гражданское обязательство — это, так
сказать, амеба, хозяйственное же — сложный, многозвенный орга­
низм, очень сложная система» (стр. 44). Но ведь «сложность» как
раз и заключается в юридической разнородности отдельных
звеньев данной системы, в их подчиненности разным юридическим
режимам. К тому же автор в своих прежних работах убедительно
показал, что эта, «так сказать, амеба» (например, обязательство
подряда на капитальное строительство) сама представляет собой
структурно сложное правовое образование. И, наконец, «слож­
ность» структуры правоотношений сама по себе не является приз­
наком, характеризующим особенности того или иного метода пра­
вового регулирования.

234


Несмотря па известные преобразования админист­ративно-правового и гражданско-правового регулиро­вания хозяйственных отношений, их определенное сбли­жение, между ними сохраняется значительная дистан-дия, обусловленная объективной необходимостью обо­собленной правовой регламентации, с одной стороны, властно-организационных, управленческих, а с другой — имущественно-стоимостных, товарных отношений. В обла­сти правового регулирования хозяйственных отношений в современных условиях функционируют два взаимодей­ствующих юридических режима — административно-пра­вовой и гражданско-правовой. Это выражается, в част­ности, в том, что участники хозяйственной деятельности обладают двумя разнородными юридическими статуса­ми: они выступают раздельно, и в виде субъектов власт­но-организационных, управленческих отношений, и в ви­де юридических лиц.