Смекни!
smekni.com

Правовая работа в россии и ее вооруженных силах (стр. 101 из 146)

Вместе с тем, смысл и сущностное содержание правовой работы в этом вопросе и ее дефекты, приводящие даже к уголовным последствиям, становятся понятны при проникновении в сущность этого правового средства, заглядывая в глубину веков, осознавая его непреходящее государственное значение. Как оказывается, эта сущность неразрывно связана с уровнем и содержанием правосознания законодателя. Правовые исследования свидетельствуют, что принцип всеобщей воинской повинности был известен законодательству с древнейших времен. Так, в частности, профессор А.П.Лопухин (1852-1904), исследуя законодательство Моисея, указывал: «С равенством прав в государстве необходимо связывается и равенство обязанностей по отношению к нему. Моисеево государство и здесь является резкою противоположностью ненормально развившимся древним государствам. В них обыкновенно не было соответствия между правами и обязанностями, как оно требуется государственною справедливостью, а, напротив, полноправные классы или касты пользовались полною свободою от обязанностей и тяжелых государственных повинностей, а бесправные классы несли на себе все государственные тяжести. Такой порядок вещей не сообразен и с простою государственною справедливостью, а тем более несообразен с одушевлявшим Моисеево государство высшим теократическим принципом. В этом государстве именно находило свое осуществление справедливое соответствие прав и обязанностей, – а так как права у всех членов государства были равны, то и обязанности по отношению к государству также равны. Первая и главнейшая обязанность по отношению к государству и теперь, а тем более в древнем мире, есть обязанность охранения государства, – отсюда воинская повинность есть важнейшая и в то же время тяжелейшая из государственных повинностей, и справедливое распределение ее есть одна из важнейших задач законодателя. В Моисеевом государстве справедливое распределение ее, благодаря простоте социальных отношений, было просто: так как все члены государства одинаково пользовались правами, даваемыми государством, то, конечно, все и должны были защищать и охранять его. Отсюда – принцип всеобщей воинской повинности: ей подлежал каждый израильтянин от 20 лет и выше»[495].

Таким образом, анализ всего выше изложенного свидетельствует, что постепенно (в течение последних 15 лет) посредством проведения ряда организационно-правовых мероприятий (перехода на контракт, расширение оснований для освобождения или отсрочки от военной службы по призыву, введение альтернативной гражданской службы взамен военной службы по призыву, привлечение иностранных граждан к военной службе и т.п.) происходит разрушение законодателями важнейшего принципа, лежащего в основе организации обороны государства, – принципа всеобщей воинской повинности, от которого напрямую зависит обороноспособность государства, его независимость и территориальная целостность. В этой связи невольно на ум приходит сравнение с похожей в нравственном отношении ситуацией очень метко и образно увековеченной бессмертным И.А.Крыловым в своей басне «Свинья под дубом».

Вместе с ликвидацией всеобщности воинской повинности, по сути, ликвидирован и принцип равенства прав и обязанностей, нарушено справедливое соответствие совокупности прав граждан объему их обязанностей перед государством. Другими словами, государство получило ненормальное развитие, опасное состояние, при котором установившийся с помощью указанных правовых средств правовой режим подрывает не только обороноспособность страны, но и нравственные основы государственного устройства, поскольку государством всемерно поощряется паразитизм и эксплуатация одних членов общества (выполняющих воинскую повинность) другими (уклоняющимися от нее на «законных» основаниях). Подобная легализация государством несправедливости свидетельствует о качественном содержании правосознания законодателей (оказывающихся не на должной высоте своего ответственного перед государством и народом положения), поощряет распространение «легальных уклонистов» (пацифистов, сектантов, «липовых» кандидатов наук и т.п.) и способствует снижению духовного уровня правосознания народа, что неизбежно приводит к его постепенному моральному разложению и гибели.

Коммерциализация военных организаций. Примечательно и то, что дух коммерциализации проник в правосознание военнослужащих и государственных деятелей, курирующих оборонные вопросы, настолько глубоко, что воинским частям разрешили заниматься предпринимательской деятельностью. Причем началось все это еще с хозрасчетных военных организаций и предприятий в советский период, а после перестройки право получать внебюджетные средства от приносящей доход деятельности получили практически все военные организации. При этом, оправдывая эту деятельность, утверждают, что она является безусловным благом для Вооруженных Сил, поскольку полученные средства направляются на решение неотложных вопросов жизнеобеспечения войск, в т.ч. и на укрепление их боеготовности. Однако это ошибочное мнение и согласиться с ним никак нельзя, поскольку оно не учитывает сущностного понимания военной организации общества, ее целей и задач. Превращение военного имущества и личного состава частей и подразделений в источник обогащения, получения внебюджетных доходов от предпринимательской деятельности содержит в себе ряд чрезвычайно серьезных опасностей.

Как показывают материалы проведенных в войсках прокурорских проверок, предоставление Министерству обороны РФ права осуществлять некоторые виды деятельности, направленной на получение дополнительных источников финансирования потребностей войск (реализация высвобождаемого имущества, оказание возмездных услуг сторонним организациям, передача военного имущества в аренду и другие), а также возложение на органы военного управления обязанности самостоятельно закупать товары и услуги для нужд войск, создало благотворную почву для различных должностных злоупотреблений, связанных с незаконным распоряжением федеральной собственностью, а также ее хищений. Это облегчает сторонним организациям доступ к федеральной собственности. Задача получения военного имущества в пользование может быть ими решена вне правового поля: не путем заключения сделок с собственником имущества, а на основе взаимодействия с конкретными командирами (начальниками), которые правомочны отдать распоряжение о передаче военного имущества сторонним лицам. По этой причине, приходит к выводу заместитель Главного военного прокурора, недвижимое военное имущество, а также земли обороны и безопасности, становятся особенно привлекательными для коммерсантов, заинтересованных в уменьшении производственных издержек и получении сверхприбыли. Размах допускаемых в войсках правонарушений в сфере использования федеральной собственности требует принятия командованием и органами военного управления неотложных мер по укреплению в войсках режима законности и снижению уровня преступности[496].

В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об обороне», в целях обороны создаются Вооруженные Силы РФ. Таким образом, законодатель определил главную цель и сущностное предназначение военной организации общества – это обеспечение обороны страны ее вооруженной защиты. Для реализации этой цели государство наделяет Вооруженные Силы необходимым для обеспечения обороны (а не получения прибыли) имуществом и вводит воинскую обязанность, в порядке которой в войска поступает основная масса личного состава. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, следовательно, должно использоваться только по целевому предназначению, определенному собственником – Российской Федерацией.

В силу ст. 6 того же Закона Правительство Российской Федерации:

1) осуществляет меры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;

2) руководит деятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти;

3) разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете;

4) организует оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов вооружением и военной техникой по их заказам;

5) организует обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам.

Как видно из приведенной законодательной нормы обеспечение всеми необходимыми ресурсами должно осуществляться Правительством России, оно же несет и ответственность за состояние этого обеспечения.

Что же получается на практике. Вместо того, чтобы заставить чиновников Правительства отвечать по всей строгости закона за то низкое состояние материального обеспечения, которое в войсках сложилось по их вине, обеспечить полное финансирование и материальное обеспечение военных организаций и заниматься полноценной боевой подготовкой, командно-штабными и иными учениями, повышением военного мастерства и профессионализма, одним соловом всем тем, к чему и призваны военные организации, военным организациям предоставили возможность выживать, кто как может путем занятия предпринимательской деятельностью. В результате этого командир, его заместители и помощники, вместо того, чтобы все внимание и силы направлять на повышение уровня боевой готовности вверенных им частей и подразделений, вынуждены основное время тратить на решение вопросов материального обеспечения личного состава, поиск источников внебюджетного финансирования, рассмотрением жалоб военнослужащих, судебными тяжбами и т.п. Появляются различные договоры с сторонними коммерческими организациями на выполнение для этих организаций силами воинских частей (личным составом и имуществом) не имеющих никакого отношения к обороне страны работ и услуг, сдача в аренду военного имущества, перевозки коммерческих грузов военным транспортом и т.п. Последствия такого негативного явления очевидны – военное имущество, задействованное по таким договорам, изнашивается и приходит в негодное состояние, личный состав военному делу не обучается и не воспитывается в духе патриотизма, любви и преданности своему народу, Отечеству, т.е. деморализуется, разлагается, а боевая готовность, как следствие всего этого, неуклонно падает.