Смекни!
smekni.com

Правовая работа в россии и ее вооруженных силах (стр. 76 из 146)

Так, в ряде государств – бывших союзных республик СССР принимаются меры к юридическому урегулированию отношений в сфере реализации военнослужащими своего права на свободу вероисповедания. Например, в Эчмиадзине состоялось подписание «Устава духовной службы» Армянской Апостольской церкви в Вооруженных Силах Армении. Этот документ предусматривает ведение совместной работы по духовному и военно-патриотическому воспитанию военнослужащих. Выпускники духовной семинарии служат в качестве капелланов в рядах Вооруженных Сил Армении с 1997 г. К началу 2004 г. в армянской армии насчитывалось 20 военных священников при общей численности Вооруженных Сил Армении около 43 тыс. военнослужащих[407]. Таким образом, на одного штатного военного священника в Армянской армии приходится в среднем чуть более 2 тыс. военнослужащих. При этом все военные священники принадлежат одной конфессии.

В США к делу организации религиозной службы в войсках отнеслись с изрядной долей практицизма. Сам термин «религиозная поддержка» во многом уже показывает функции войсковых священников. Капеллан американской армии в первую очередь – помощник командира по религиозной работе, имеющий офицерское звание и оказывающий помощь солдатам, независимо от вероисповедания. В капелланах американцы в первую очередь воплощают принципы равенства религий и свободы вероисповедания. Немцы в этом плане более традиционны. Священник в бундесвере просто помогает воспитывать солдат и не дает им почувствовать себя оторванными от дома. В Израиле наличие военного раввината вызвано религиозной сущностью самого государства. Кстати, подобным же образом действуют и войсковые имамы в исламских странах. Ведь для иудеев и мусульман религия – это свод законов, а религиозный деятель – знаток этих законов, который следит за их исполнением и помогает в их соблюдении[408]. Здесь особенно сильно просматривается близость по своей сути и предназначению в войсках военных священников (специалистов в области духовных, религиозных законов) и военных юристов (специалистов в области позитивного права, юридических законов).

Что касается системы комплектования военно-религиозных служб, то она в основном имеет общие черты в большинстве армий. Как правило, она осуществляется представителями тех конфессий, которые исторически доминируют в обществе и органически ему присущи. В бундесвере это католическая и протестантская лютеранская церкви. В американских вооруженных силах религиозное воспитание проводится христианскими, в основном протестантскими, церквами (методисты, баптисты и другие), иудейскими, а с 1987 года и буддийскими конфессиями. В армиях мусульманских стран - это ислам.

Задачи военных священников зарубежных армий весьма многообразны. И тем не менее одной из основных их задач является оказание помощи командирам в профилактике и борьбе с различными негативными явлениями в армейской среде – правонарушениями, наркоманией, алкоголизмом и другими. Они также помогают военнослужащим избежать стресса, выйти из состояния депрессии, ведут работу по предотвращению самоубийств, дезертирств и самовольных отлучек. Военные священники – непременные члены комиссий по поощрению солдат и офицеров, улаживанию конфликтных ситуаций. Они также выступают как социологи – консультанты по созданию благоприятного микроклимата в частях и на кораблях. Кроме того, организуют и проводят встречи и беседы с гражданской молодежью по пропаганде службы в армии.

Статус священника в разных армиях также отличается. Он может быть и кадровым военным, и служащим, но в любом случае священник не является комбатантом. Статус определяется задачами и традициями. Священник, который не является начальником, вызывает больше доверия со стороны солдат. А практика донесения просьб до командира через капелланов распространена не только в бундесвере. В то же время священник со званием, как в США, позволяет более упорядочить организационную структуру.

Порядок организации религиозного воспитания в армиях исламских государств осуществляется в комплексе с другими видами идеологического обеспечения. Он возложен на командиров и "попечителей" или войсковых мулл, находящихся во всех звеньях до взвода включительно. Подготовке последних, в целях их решающего влияния на военнослужащих, уделяется неослабное внимание. Она осуществляется в специальных учебных центрах, созданных при всех действующих в этих странах теологических школах (Куль, Мешхед, Исфаган и др.), всего около 20-ти. Программа обучения для организаторов религиозной работы в крупных войсковых соединениях рассчитана на двухнедельный срок.

Для проведения занятий привлекаются духовные лица низшего и среднего ранга, а также студенты-теологи. Основной упор в обучении делается на следующие предметы: методика преподавания Корана, исламская нравственность, политический анализ, история ислама, вопросы шариата, формы и методы пропагандистского, идеологического воздействия, а также военная подготовка. Для непосредственной работы в подразделениях организованы курсы подготовки религиозных деятелей на уровне бригады. Важная их особенность состоит в том, что, кроме пропагандистской, они включают обширный курс военных дисциплин. Последний состоит из стрельбы из всех видов оружия, вождения боевой техники, десантной и водолазной подготовки. По завершении подготовки в бригаде муллы направляются в подразделения и части для работы. Некоторое число выпускников занимает командные должности.

Присутствие представителей духовенства в военных структурах исламских стран, по мнению их руководства, призвано способствовать решению следующих задач:

· обеспечение понимания военнослужащими значимости их принадлежности к Вооруженным Силам и целей, стоящих перед ними;

· повышение у личного состава боевого духа и воодушевление его на самоотверженную службу;

· ведение религиозной пропаганды, а также осуществление контрпропагандистской деятельности, направленной на нейтрализацию антигосударственного и антиисламистского влияния на офицеров и солдат;

· приобретение духовными лицами необходимого пропагандистского и боевого опыта.

Эти задачи реализуются путем использования различных форм и методов, выдержанных в духе господствующих в обществе установок. К ним относятся беседы на религиозные темы, групповые молебны и проповеди, лекции по религиозно-политической тематике, на которые, в частности, в Иранской армии отведено 8 часов в неделю. Особая значимость в ней в системе морально-политического воспитания придается массовым "пятничным намазам", в которых в выходные дни и по праздникам участвуют представители высокопоставленного духовенства. Эти намазы из чисто культовых обрядов давно уже по своему существу превращены в политические мероприятия, так как основное время на них отводится разъяснению внутренней и внешней политики государства. Этой же цели подчинены печать, телевидение и другие средства массовой пропаганды, служащие рупором исламистских идей в обществе. Во всей религиозно-пропагандистской деятельности в армиях ряда мусульманских государств важное место отводится пропаганде идей "джихада" (священной борьбы за веру) и "шахидата" (самопожертвования в войне за веру). Военнослужащих воспитывают на примерах "шахидов" (мужественных борцов, павших во имя торжества ислама). Крупные идеологические мероприятия проводятся в дни религиозных и государственных праздников. Весь личный состав собирают в мечетях или на специально отведенных для молитвы площадях, где после торжественной читки Корана и проповеди происходят ритуальные объятия между рядом стоящими военнослужащими как символ демократизма и всеобщего равенства в мусульманской армии.

Таким образом, как видно из выше изложенного, большое значение в деле укрепления боевого духа и воинской дисциплины, воспитания военнослужащих, повышения их правовой культуры и правосознания имеют занятия, беседы, встречи, лекции по вопросам духовного просвещения, высокого и честного служения своему народу и Отечеству. Необходимо на системной основе неустанно проповедовать среди военнослужащих нравственные идеалы, воспитывать патриотизм, рассказывать о героях, людях высокого духа и нравственности, о подвигах защитников Родины. В этой связи особо следует отметить работу по увековечению памяти воинов, положивших свою жизнь на полях сражений за Веру, Царя и Отечество.

За помощью в духовном, нравственном и патриотическом воспитании воинов на данном этапе строительства Вооруженных Сил (в условиях отсутствия в государстве института военного духовенства) необходимо обращаться к священнослужителям близлежащих православных церквей, в Синодальный отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями или епархиальные отделы Русской Православной Церкви по взаимодействию с Вооруженными Силами (на местах), которые имеют богатый методический материал и опыт проведения занятий с военнослужащими на подобные темы.

Российское воинство и флот есть обширная школа, где получают образование, воспитание и культуру взаимоотношений, обширную практику бесприкословного подчинения и эффективного управления подчиненными сотни тысяч русских людей, которые разносят этот полученный ими духовный опыт и знания по всей России, и долг командиров воспитать преданных сынов, достойных защитников своего Отечества.

Вопросы духовного окормления военнослужащих, их религиозного воспитания тесно связаны со свободой вероисповедания, поэтому при организации правовой работы, правовом регулировании этой сферы общественных отношений по формированию и укреплению религиозного сознания военнослужащих, необходимо учитывать также и фактор свободы их вероисповедания, гарантированной Конституцией РФ. Вопросы правового регулирования реализации свободы вероисповедания в войсках постепенно приобретает в обществе все большее и большее значение и требует своего разрешения.