Смекни!
smekni.com

Правовая работа в россии и ее вооруженных силах (стр. 105 из 146)

Народ творит. Государство правит. Церковь учит. Во внешнем – государство властвует над народом; в земном – государство повелевает и Церкви. Но во внутреннем и благодатном – Церковь учит и народ и правителей; она учит правителей, не покушаясь на учреждающую и упорядочивающую власть государства; она учит народ, не покушаясь на свободу его творчества. Народ есть источник жизненной силы и созидания; Церковь есть источник благодатной мудрости; государство есть источник внешнего порядка и мира. Государство есть оборона и опора независимой Церкви, а Церковь есть духовник и ангел-хранитель христианского государства.[509]. Такое взаимное дополнение, которое заложено в народе, государстве и Церкви позволяет глубже осознать необходимость их тесного взаимодействия и места в этом процессе каждого из них.

Кроме того, успех в любом деле в значительной мере зависит от степени единения или разделения участвующих в этом деле лиц. Особо остро это проявляется в деле государственного строительства как одном из наиболее сложных и тяжелых видов человеческой деятельности. В условиях Вооруженных Сил, выступающих, по сути, единым организмом, в силу специфики решаемых ими задач, единение приобретает максимальное значение и оказывает зачастую решающую роль в военном деле, будь то подготовка к войне или ведение боевых действий, сражение. Оно существенно влияет на слаженность действий должностных лиц, подразделений и частей, их более глубокому взаимодействию, взаимопониманию, взаимодополнению, взаимозаменяемости и взаимовыручке, что, в свою очередь, оказывает огромное влияние на успешность решаемых органами военного управления задач как в мирное время, так и в боевой обстановке. Следовательно, чем глубже в воинских коллективах такое единение, тем выше уровень боеготовности частей и подразделений, тем крепче обороноспособность страны в целом.

Отсюда следует вывод о необходимости всемерного укрепления единства, монолитности воинских коллективов как залог несокрушимой их твердости и несокрушимости, как средство от разделений, расколов, разногласий, взаимной неприязни и ненависти в армейской среде, несущих в себе «дедовщину», казарменное хулиганство, раздоры, недоверие и разложение войск, подрыв их боевой мощи и гибель.

Вместе с тем, как справедливо замечает И.А.Ильин, самое глубокое единение людей возникает из их духовной однородности, из сходного душевно-духовного уклада, из сходной любви к единому и общему, из единой судьбы, связующей людей в жизни и смерти, из одинакового созерцания, из единого языка, из единой веры и из совместной молитвы[510]. Как видно из изложенного основы укрепления единства Вооруженных Сил, их мощи лежат в духовной сфере. Поэтому укрепление единых духовных основ как в армейской среде, так и в обществе, которое воспитывает будущих воинов, является первостепенной задачей государства. Следовательно, на повестку дня неумолимо выдвигается сложный вопрос выбора единой духовной платформы, которая в максимальной степени отвечала бы интересам государственного строительства (строительства Вооруженных Сил) и могла бы объединить, привлечь к себе максимальное число граждан, создав таким образом единое, монолитное ядро общества и твердую, незыблемую опору государства. Даже поверхностный анализ указывает, что единственным в России духовным центром, фундаментом, отвечающим таким требованиям и способным справиться с этой тяжелой задачей, является Православие (охватывающее свыше 80 % населения страны), а социальным институтом, вот уже второе тысячелетие, по сути, и выполняющим эту социальную функцию, выступает Русская Православная Церковь, не имеющая равных (по значимости для укрепления государства и масштабам духовной деятельности) не только на российском, но и на постсоветском духовном пространстве. А это значит, что крепить единение и тем самым противостоять угрозам расколов, разделений, разложений и социальных столкновений, конфликтов необходимо на основе православного вероучения, ставящего во главу угла долг, обязанность, ответственность, служение каждого человека и гражданина Богу, народу (ближним), государству (властям), но никак не наоборот (личным правам, льготам и свободам), и тем самым консолидирующего общество, оздоровляющего и укрепляющего государство.

Однако на этом пути существуют серьезные препятствия, в т.ч. и правового характера. Это, прежде всего, Конституция России, в которой содержатся правовые средства разрушительного свойства, несущие гибель не только для войск, но и для страны в целом. Речь идет об уже рассматриваемых ранее (в предыдущем параграфе) конституционных положениях, провозглашающих, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2). В Российской Федерации признается идеологическое многообразие и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 13).

Более того, не может устанавливаться в качестве государственной также и никакая религия (ст. 14). Подобные правовые нормы противоестественны, идут в разрез с законами человеческого естества, развития и процветания государства, его сущностью. Человек, лишенный высшей духовной идеи, высшего духовного смысла существования (которые как раз и указывает религия и которые должно провозглашать также и государство), превращается в животное, порабощенное удовлетворением лишь своих физиологических потребностей, в которых он и видит главную цель своей жизни. В результате государство, не объединяющее своих граждан высшей идеей, обрекает себя на погибель и раздирание ненасытными волями составляющих его граждан, у которых права, являясь высшей ценностью, превозносятся над обязанностями перед государством, желания (усмотрения) и похотения – над терпеливым перенесением тягот и лишений государевой службы, жажда наживы, корысть и алчность – над долгом (перед своим народом и Отечеством), честью и совестью.

Таким образом, внимательное рассмотрение положений Конституции России в свете неизменных духовных истин, на которых и держится мир, приводит к заключению, что ряд ее правовых норм представляет собой серьезную угрозу государству Российскому, является источником повышенной социальной опасности, сталкивающей русский народ в пропасть расколов, разложения, хаоса и гибели, что собственно, и наблюдается вот уже второе десятилетие.

В этой связи возникает вопрос о средствах противодействия этим негативным социальным явлениям, путях устранения как самих угроз (государству, его благосостоянию, боевой мощи), так и их источников возникновения. Что противостоит эгоизму, паразитизму, алчности граждан государства, составляющих питательную почву для действия в нем центробежных, разрушающих сил? Что способствует укреплению государственной мощи, выполнению им своего главного предназначения? Ответы на эти вопросы занимали и занимают многие умы человечества, которые в качестве одного из основополагающих факторов, несущих созидательное начало в государстве, указывают патриотизм.

Патриотическое единение людей, как отмечает И.А.Ильин, покоится на некоторой сопринадлежности их, столь необходимой, естественной и священной, сколь необходим, естественен и священен человеку сам духовный Предмет и духовный способ жизни. Люди связуются в единую нацию и создают единую родину именно в силу подобия их духовного уклада, а этот духовный уклад вырабатывается постепенно, исторически из эмпирической данности – внутренней, скрытой в самом человеке (раса, кровь, темперамент, душевные способности и неспособности), и внешней (природа, климат, соседи). Вся эта внутренняя и внешняя эмпирическая данность, полученная народом от Бога и от истории, должна быть проработана духом, причем она и со своей стороны формирует дух народа, то облегчая ему его пути, то затрудняя и загромождая их. В результате возникает единый национально-духовный уклад, который и связует людей в патриотическое единство[511].

Такое понимание патриотизма, патриотического единения людей, вскрывает его глубинные духовные корни, обнаруживает связь с Богом. В основе его лежит духовный уклад народа, исторически сформировавшийся на протяжении многих веков. Если внимательно всмотреться в историю России то можно легко увидеть, что сложился этот духовный уклад в лоне Православия, которое на протяжении тысячелетней истории формировало сознание русского человека, его культуру, мировосприятие, отношение к ближним и государству, проникало в быт, насыщало его высоким духовным содержанием.

Данное обстоятельство является чрезвычайно важным и должно безусловно учитываться в правовой работе. Нормотворческая, правоприменительная и правовоспитательная деятельность уполномоченных органов и должностных лиц должна максимально способствовать укреплению и распространению этого духовного уклада, несущего в себе созидающее и оздоравливающее государство начало, очищающего правосознание от духовных болезней формализма, нормотивизма, доктринерства и всепоглощающего эгоизма.

Обосновать идею родины и чувство патриотизма значит, по мнению И.А.Ильина, показать не только их неизбежность и естественность в историческом развитии народов, и не просто их государственное значение и их культурную продуктивность, но – их верность перед Богом, их религиозную (сверхисповедную и сверхцерковную) священность, а потому их правоту перед всем человечеством. Тот, кто говорит о родине, разумеет (сознательно или бессознательно) духовное единство своего народа. Это есть единство, возникшее из инстинктивного подобия, общения и взаимодействия людей в их обращении к Богу, к данной от Бога внешней природе и друг к другу. Это единство вырабатывается исторически, в борьбе с природой, в создании единой духовной культуры и в самообороне от вторгающихся нарушителей… Каждый народ призван к тому, чтобы принять свою природу и историческую «данность» и духовно проработать ее, одолеть ее, одухотворить ее по-своему, пребывая в своем своеобразном национально-творческом акте. Это его неотъемлемое, естественное, священное право и в то же время это его историческая, общечеловеческая и, что самое главное, – религиозная обязанность. Он не имеет духовного права – отказаться от этой обязанности и от этого призвания. А раз отказавшись, он духовно разложится и погибнет; он исторически сойдет с лица земли[512]. Именно такой губительный отказ от исторической, общечеловеческой, религиозной обязанности закреплен в главном, основополагающем документе правовой работы – Конституции России, а также и в изданном на ее основе законодательстве, сориентированном на рыночные, товарно-денежные отношения, на получение в первую очередь материальных, а не духовных благ, а значит, заставляющих граждан служить мамоне, а не Богу.