Смекни!
smekni.com

Правовая работа в россии и ее вооруженных силах (стр. 42 из 146)

Совесть есть живая и цельная воля к совершенному, поэтому там, где отмирает эта воля, качественность становится безразличной для человека и начинает уходить из жизни; все начинает делаться «недобросовестно», все снижается, обесценивается, становится никому не нужным: от научного исследования до фабричного продукта, от преподавания в школе до ухода за скотом, от канцелярии чиновника до уборки улиц.

Совесть есть первый и глубокий источник чувства ответственности, поэтому там, где это чувство угасает, воцаряется всеобщее безразличие к результату труда и творчества; что же могут создать безответственный судья, политик, врач, офицер, инженер, кондуктор и пахарь?

Совесть есть основной акт внутреннего самоосвобождения, поэтому там, где акт исчезает из жизни, внешняя свобода теряет свой смысл, а политическая свобода начинает извращаться, человек теряет доступ к свободной лояльности, и ему остается только две возможности в жизни: или повиноваться законам из корысти и страха, уподобляясь лукавому и неверному рабу, или не повиноваться законам, всячески изощряясь в безнаказанном правонарушении и уподобляясь непойманному преступнику.

Совесть есть живой и могучий источник справедливости; поэтому там, где ее лучи уходят из жизни, человек теряет как бы душевный орган для справедливости и вкус к ней; во что же превратится жизнь в обществе, где этот орган и этот вкус атрофированы? Что за суд сложится в этой стране? Что за чиновничество? Что за торговля? Какую жизнь поведет богатый слой общества? Какая эксплуатация низших классов водворится в этой стране? Какое справедливое негодование начнет накаливаться в низах? Какая революционная опасность повиснет над государством?

Наконец, во всяком жизненном деле, где личное своекорыстие сталкивается с интересом дела, службы, предмета, совесть является главной силою, побуждающею человека к предметному поведению; поэтому там, где совесть вытравляется из жизни, ослабевает чувство долга, расшатывается дисциплина, гаснет чувство верности, исчезает из жизни начало служения; повсюду воцаряются продажность, взяточничество, измена и дезертирство; все превращается в бесстыдное торжище, и жизнь становится невозможной… «Вот почему я утверждаю, что совесть есть не только источник праведности и святости, но и живая основа элементарно упорядоченной или тем более расцветающей культурной жизни[215].

Как видно из всего изложенного воззрения И.А.Ильина на значение совести в человеческой жизни и в жизни государства, его глубокое проникновение в сущность такой сложной и многогранной нравственной категории как совесть чрезвычайно актуальны и для правосознания, и для правовой работы. Они заставляют пристальнее всматриваться в этот важный элемент нравственных основ государственного устройства, учитывать этот основополагающий фактор в правовоспитательной деятельности, в организации и проведении нормотворческой и правоприменительной работы в войсках. Вскрытие такого глубинного понимания совести дает ключ к пониманию скрытых внутренних источников правосознания и правовой работы, правомерного поведения в целом, позволяет определить направление главных усилий командования и всего личного состава военных организаций по укреплению правосознания военнослужащих, повышению уровня правовой работы, воинской дисциплины и правопорядка в войсках, а значит и укреплению боеготовности Вооруженных Сил, обороноспособности государства в целом.

Глубокую взаимосвязь правосознания и нравственности с христианством обнаруживает 96 правило Шестого Вселенского Собора, устанавливающее: «Во Христа крещением облекшиеся, дали обет подражати во плоти житию Его. Того ради власы на главе, ко вреду зрящих, искусственными плетениями располагающих и убирающих, и таким образом неутвержденныя души прельщающих, отечески врачуем приличною епитимиею, руководствуя их, аки детей, и научая целомудренно житии, да оставив прелесть и суету плоти, к негиблющей и блаженной жизни ум непристанно направляют, и чистое со страхом пребывание имеют, и очищением жития, елико можно, к Богу прилепляются, и внутреннего паче, нежели внешнего человека, украшают добродетелями и благими и непорочныи нравами: и да не носят в себе никакого останка порочности, происшедшия от сопротивника. Аще же кто вопреки сему правилу поступит: да будет отлучен»[216].

Таким образом, христианам предписывается очищать свое правосознание, наполняя его «благими и непорочными нравами», и совершенствовать свою деятельность (в т.ч. и правовую), украшая ее добродетелями, под страхом отлучения.

Судьба права и государства, по мнению Пендиковой И.Г., зависит в первую очередь от того, в какое отношение человек ставит себя к Богу. Развитое правовое сознание коррелирует с религиозно-нравственным сознанием нации[217].

Особенно актуальны эти выводы для военного дела, требующего особого напряжения нравственных сил, особой жертвенности, мужества и героизма. Однако анализ действительности говорит об обратных тенденциях в обществе, об упадке нравственных начал в молодежной среде, из которой формируются будущие защитники Отечества.

Нельзя не отметить, что значительно ухудшилась общестатистическая качественная характеристика личного состава Армии и Флота: снизился образовательный уровень молодежи, поступающей на военную службу, как по призыву, так и по контракту. Свыше одной трети призывников приходят на службу с категоричными негативными установками и взглядами на воинскую службу. Они считают не обязательным для себя исполнение воинского долга перед Родиной. Это категории социальной психологии. Но катастрофически ухудшилось и физическое здоровье призывников и их психоневрологическое состояние, при этом среди них увеличилось число принимающих наркотики и регулярно употребляющих спиртные напитки, а также имевших судимости.

Конечно, рассуждает, анализируя вышеизложенные негативные явления, Черкасов А.В., трудно укладывается в сознании, что все это происходит в России, в которой Православие было духовной основой уникальной многонациональной российской государственности и которая всегда являла миру образцы великой культуры и высокой духовности, бескорыстного служения Отечеству и самопожертвования во имя него. Думается, что одной из важнейших причин духовного кризиса, в котором оказалась Россия сегодня, явилось разрушение традиционных для народов России нравственных ценностей, разрушение традиционного мироощущения, духовная опустошенность. Ощущая это, люди неосознанно тянутся к традиционной вере наших предков, создавших великую Россию своим трудом, воинскими подвигами, молитвенными усилиями[218].

Анализ всего вышеизложенного приводит к выводу о глубокой связи правовой работы и правосознания с нравственностью. Особенно остро эта связь проявляется в военном строительстве, как деле по защите сильными слабых, как деле, требующем мужества и храбрости, стойкости и терпения, перенесения тягот и лишений, ратных подвигов и жертвенности даже до смерти, а, следовательно, деле глубоко нравственном, духовном. Нравственные аспекты пронизывают все основные институты военного законодательства (воинскую дисциплину, воинскую присягу, обязанности военнослужащих и т.д.) и, по сути, выступают той цементирующей силой, тем фундаментом, на котором держится все военное право. Основополагающими источниками и движущими силами нравственности являются духовность и религиозность.

Основу нравственности, по глубокому убеждению А.А.Тер-Акопова, образуют «представления человека о добре и зле, его отношения к этим явлениям. В нравственности проявляется не только сущность духовности, но и нечто более глубокое: духовность (значит, и нравственность) выступает в качестве показателя смысла жизни человека, его предназначения. Духовность есть то, что образует смысл существования человека»[219]. Следовательно, нравственность тесно связана с духовностью и является сущностным ее проявлением в той или иной форме посредством правосознания в правовой работе и в праве как таковом.

Как указывал Ф.М.Достоевский «Православие, то есть форма исповедания Христа, есть начало нравственности и совести нашей, а стало быть, общественной силы, науки, всего»[220]. Такое понимание Православия и его особого места по отношению к нравственности выдвигает необходимость рассмотреть наряду с духовностью и это социальное явление религиозной действительности в свете его значения для правовой работы.

2.4 Духовность, как определяющий фактор укрепления правосознания воинов и улучшения состояния правовой работы в войсках.