Смекни!
smekni.com

Правовая работа в россии и ее вооруженных силах (стр. 80 из 146)

Как видно, правовая норма является мощным правовым средством управления обществом, однако эффективность данного средства тем выше, чем выше правосознание нормотворческих и правоприменительных органов, их правовая культура, нравственный и духовный уровень, который они и воплощают в жизнь граждан, общества, государства посредством правовых норм (закрепляя в них соответствующую духовную сущность и правильно ее трактуя при применении).

Контроль государственных органов. Другим важным организационно-правовым средством, направленным на всемерное обеспечение законности и укрепления Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов является контроль государственных органов, осуществляемый на всех этапах военного строительства. Помимо контроля, организуемого и осуществляемого самим командиром (другим руководителем военной организации) внутри подчиненной ему военной организации, на практике принято выделять контроль, проводимый в этой военной организации вышестоящими по отношению к этому командиру и подчиненной ему части (военной организации) органами и должностными лицами. Такой контроль обычно именуют государственным контролем или контролем государственных органов, поскольку в военной организации его осуществляет государство в лице государственных органов – вышестоящих, как правило, по отношению к органам военного управления проверяемой военной организации.

Государственный контроль Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов принято разделять на надведомственный контроль, который осуществляется Президентом РФ, являющимся Верховным Главнокомандующим, законодательными и исполнительными органами государственной власти Российской Федерации, как непосредственно, так и создаваемыми ими постоянно действующими контрольными (надзорными) органами, некоторыми федеральными (центральными) органами исполнительной власти (министерствами, службами, агентствами) и внутриведомственный контроль, проводимый органами военного управления (вышестоящими по отношению к нижестоящим), а также специально для этого предназначенными должностными лицами и контрольно-ревизионным аппаратом ведомства, в котором предусмотрена военная служба.

Кроме того, внутриведомственный контроль подразделяют на общий (всесторонний) внутриведомственный контроль (по всем вопросам жизнедеятельности войск), проводимый вышестоящими органами военного управления, и специализированный внутриведомственный контроль (охватывает отдельные однородные, как правило, специальные вопросы деятельности военных организаций) проводимый обычно специально учрежденным в составе военного ведомства контрольно-ревизионным аппаратом.

Главной задачей контроля является выявление объективного положение дел в проверяемой военной организации (органе военного управления), а при выявлении нарушений установленных правовых требований, отклонений от установленного порядка решения поставленных задач и иных недостатков – обеспечение уполномоченными контрольными органами законности в деятельности соответствующих командиров и начальников, принятие мер и оказание помощи должностным лицам по устранению нарушений, причин и условий им способствующих.

Контроль, таким образом, по сути, является правовым средством, призванным прежде всего осуществлять корректировку неправильно организованной и проводимой правовой работы практически на всех уровнях государственного управления – в случае ее отклонения от заданного в правовых документах направления. Следовательно, для того, чтобы правильно корректировать правовую работу, осуществляемую подконтрольным органом, контролирующий должен иметь высокое правосознание, как минимум выше, чем у проверяемого, поскольку последствия контроля могут быть самыми плачевными как для проверяемого, так и для государства (например, в случае возбуждения уголовного дела по материалам проверки или в случае невыявления проверяющим по халатности или умышлено огромной суммы хищения у государства денежных или иных средств). Как видно, человеческий фактор (т.е. правосознание, в особенности духовные, нравственные его элементы) здесь является решающим. Именно он во многом и определяет эффективность контроля, его действенность, достижение этим правовым средством своих целей.

Ярким подтверждением этому является сделанный заместителем главного военного прокурора анализ надзорной практики, в котором среди причин роста утрат военного имущества отмечается отсутствие эффективного контроля со стороны командования за сохранностью и наличием материальных средств непосредственно в роте, батальоне, полку, дивизии. «Внутрипроверочные комиссии работают формально, их деятельность не отличается результативностью: в составляемых по результатам проверок актах отражаются «дежурные», переходящие из одного акта в другой и, как правило, несущественные недостатки. Это относится и к контрольно-ревизионной работе на дивизионном уровне… утраты и недостачи растут в тех воинских частях, организациях, учреждениях и на предприятиях, где недостаточна требовательность командиров (начальников) к материально-ответственным подчиненным лицам, халатно относящимся к учету, сбережению и выдаче военного имущества, где они чувствуют собственную безнаказанность... К сожалению, в войсках стало правилом, что даже очевидные нарушения (неправомерная передача в пользование сторонним лицам объектов недвижимости, крупные недостачи материальных и денежных средств и другие) не выявляются в течение нескольких лет, несмотря на проведение различных проверок, инспекций и ревизий». [416].

Таким образом, эффективность такого правового средства как контроль тем выше, чем выше правосознание контрольного органа. При этом, особую значимость приобретают здесь именно духовные и нравственные его составляющие (например, честность, принципиальность, мужество, добросовестное отношение к своим обязанностям, требовательность к себе и подчиненным, настойчивость, твердость, непоколебимость, упорство в достижении целей и т.п.).

Прокурорский надзор и уголовное преследование. Прокурорский надзор за законностью в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах занимает особое место среди организационно-правовых способов обеспечения законности и правопорядка в войсках и осуществляется Генеральной прокуратурой РФ, которая составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. По своей сути прокуратура является органом, призванным зорко следить за законностью в государстве и его Вооруженных Силах и при выявлении фактов нарушения действующего законодательства принимать в пределах своих полномочий меры по восстановлению законности и правопорядка. В этом смысле она близка к контрольным органам, однако имеет ряд существенных отличий.

Для выполнения своих обязанностей прокурорские работники наделяются достаточно большими полномочиями. Так, например, при осуществлении возложенных на него функций военный прокурор вправе по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения различных органов и организаций, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. Кроме того, прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций. Прокурор также вправе вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений закона.

Специфическими являются и имеющиеся у прокуратуры правовые средства обеспечения законности. Прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок. Прокурор вправе при исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушений закона, установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Другое предоставленное прокуратуре важное правовое средство обеспечения законности и правопорядка в войсках – представление об устранении нарушений закона. Оно вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. При этом в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Главный военный прокурор и подчиненные ему прокуроры осуществляют свои полномочия независимо от командования и органов военного управления. При этом в рамках своих полномочий они участвуют в заседаниях коллегий, военных советов, служебных совещаниях органов военного управления. В необходимых случаях указанные должностные лица имеют право назначать вневедомственные ревизии и проверки, затраты на проведение которых возмещаются по постановлению прокурора органами военного управления, где состоят на довольствии проверяемые воинские части и учреждения.