Смекни!
smekni.com

Правовая работа в россии и ее вооруженных силах (стр. 124 из 146)

Выработка и закрепление в Наставлении по правовой работе в ВС РФ этого правового механизма позволит глубже вникать в сущность кадровой работы в войсках, ее цели и задачи, оценивать эффективность имеющихся правовых средств, вырабатывать и внедрять новые, более действенные, анализировать результаты функционирования этого процесса и корректировать его в целях совершенствования кадровой работы, повышения тем самым морально-деловых качеств в первую очередь командного состава, а также и всего остального личного состава военных организаций за счет установления жестких правовых фильтров, пропускающих на руководящие должности лишь лучшие по нравственным и духовным (морально-деловым) качеством кадры. В этом смысле кадровая работа тесно соприкасается с воспитательной работой, имеющей во многом схожие цели, но отличающейся по средствам и способам их достижения.

В этой связи остро встает вопрос о четкой координации и тесном взаимодействии этих направлений деятельности органов военного управления в целях более эффективного достижения во многом схожих, а по сути единых целей. Ведь совершенно очевидно, что чем хуже будут работать кадровые органы и привлекать к военной службе граждан с низкими правосознанием, духовным и культурным уровнем, морально-деловыми качествами, тем больше усилий и труда необходимо приложить органам воспитательной работы, чтобы поднять их качества до необходимого уровня, тем тяжелее и напряженнее борьба за повышение уровня правопорядка и воинской дисциплины, морально-психологического состояния в войсках. Ясно также и то, что чем эффективнее деятельность органов воспитательной работы, чем выше уровень морально-деловых качеств личного состава, тем легче решать задачи по расстановке кадров, выдвижению на вышестоящие должности достойных кандидатур, способных решать государственные задачи по защите Отечества на высоком качественном уровне.

Таким образом, назрела необходимость в объединении усилий этих органов военного управления и взаимном дополнении деятельности каждого из них, в том числе и путем нормативно-правового закрепления наиболее важных участков такой деятельности, оказывающих существенное значение на достижение их целей и задач, в Наставлении по правовой работе, в котором следует подробно регламентировать вопросы тесного взаимодействия по воспитанию высоких качественных характеристик как всего личного состава, так и конкретных воинов, их соответствие занимаемым должностям, отбор и назначение лучших из них по своим качествам (прежде всего духовным) на вышестоящие должности. И здесь в решении таких сложных вопросов уполномоченными лицами не обойтись без глубоких духовных знаний, помощи Церкви.

Подведя краткий итог, необходимо отметить два важных вывода:

1. Главными направлениями правовой работы должно быть содействие правовыми средствами наиболее качественному боевому применению войск, их боевой подготовке, воспитанию и кадровому обеспечению, однако правовая работа (судя по Наставлению по правовой работе в ВС РФ) этим важным для военного дела участкам деятельности органов военного управления внимания практически не уделяет, акцентируя его на решении второстепенных вопросов военного управления.

2. Состояние правовой работы в войсках на указанных главных ее направлениях напрямую зависит от духовности субъектов правовой работы, поэтому воспитание воинского духа, высоких положительных качеств воина является определяющим в военном деле и наиглавнейшим из этих направлений. Однако именно духовные качества (добродетели) являются предметом религиозного воспитания, что неразрывно связывает военное дело с Церковью как духовным источником боевой мощи государства.

3.6 Правовая работа в области обеспечения военных организаций необходимыми ресурсами (на примере жилищного обеспечения).

Ввиду обширности направлений правовой работы, проводимой в войсках и невозможностью охватить даже вкратце все ее существенные направления, влияющие на состояние обороны страны, в данном исследовании наряду с рассмотренными выше ограничимся лишь жилищным обеспечением военнослужащих, хотя объективно существуют и требуют своего исследования и разрешения проблемы правовой работы на многих других ее направлениях, таких, как обеспечение войск вооружением, техникой, боеприпасами; денежное, вещевое, продовольственное обеспечение военнослужащих; обеспечение сохранности военного имущества и многое другое.

Правовая работа в Вооруженных Силах в настоящее время испытывает серьезные затруднения как при осуществлении нормотворческой деятельности органов государственного, военного управления, так и при реализации правовых предписаний в жизнь войск на многих ее направлениях. Правовая же работа в области материального обеспечения как военных организаций, так и военнослужащих приобретает в настоящее время особую остроту. Рассмотрим данное важное направление более подробно на примере жилищного обеспечения, требующего особого внимания, поскольку обеспеченность военнослужащих жильем оказывает существенное влияние на морально-психологическое состояние личного состава, боеготовность войск в целом.

Анализ всего правового механизма обеспечения военнослужащих жильем, а также отдельных правовых средств, регулирующих те или иные отношения в этой сфере, показывает, что во многом этот механизм требует серьезной переработки и усовершенствования на предмет достижения стоящих перед правовой работой в этой области целей и задач – в первую очередь это обеспечение максимально возможной боеготовности частей и соединений. Следовательно, и все правовые средства, включаемые в это направление правовой работы должны способствовать, а не мешать, командирам достигать эту главную цель деятельности возглавляемого ими военного организма. С этой позиции и попытаемся посмотреть на роль и значение некоторых правовых средств в области жилищного обеспечения военнослужащих.

Анализ практической реализации в войсках жилищного договора (его заключение предусмотрено п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», постановлением Правительства РФ от 4 мая 1999 г. N 487) как правового инструмента регулирования военно-жилищных отношений показывает, что как таковой широкого практического применения в деятельности органов военного управления он не нашел. Это подтверждает малоэффективность указанного правового средства в силу и без того достаточно полно регламентированных нормами права отношений в сфере порядка и условий предоставления жилого помещения военнослужащему и членам его семьи. Органы военного управления обязаны обеспечить военнослужащего жилыми помещениями независимо от того, заключен этот договор ими или нет, а в случае заключения такого договора стороны не могут отступить от предусмотренных законодательством правовых предписаний и установленного порядка предоставления жилых помещений (например, предоставить жилье минуя очередь).

Командиры же вполне обоснованно уклоняются от заключения таких договоров, поскольку предоставление военнослужащему жилья лежит практически вне пределов их компетенции, т.к., как правило, жилье (или средства на его строительство) выделяют вышестоящие довольствующие органы, а распределяется оно военнослужащим в воинской части жилищными комиссиями, в которых командиры частей не состоят, в связи с чем и повлиять на их решение не могут (если оно не нарушает установленный законодательством порядок).

Более того, новым Жилищным кодексом РФ предусматривается (ст.ст. 99-102) порядок заключения, расторжения и прекращения договора найма специализированного жилого помещения (в т. ч. и служебного), в котором все необходимые и существенные условия стороны могут отразить с учетом военной специфики и особенностей выполняемых воинской частью задач, поэтому дублирование этих условий еще и в жилищном договоре приводит только к лишней трате времени и бумаги.

Таким образом, данное правовое средство (жилищный договор) какой-либо ценности для командиров (в смысле достижения указанной выше цели правовой работы на данном ее направлении), впрочем как и для самих военнослужащих (поскольку они и без заключения жилищного договора вправе обращаться в суды за защитой своих жилищных прав), не представляет, только засоряет законодательство, запутывает правовую работу в жилищной сфере, отвлекает внимание, время и силы от решения более важных вопросов, создает дополнительный источник раздражения и напряженности в отношениях командования (уклоняющегося от заключения такого договора) и личного состава (стремящегося его командованию навязать).

В связи с изложенным представляется целесообразным этот правовой институт из военного законодательства исключить как бесполезный в деле военного строительства и засоряющий, усложняющий военное законодательство, мешающий оптимизации и совершенствованию правовой работы в сфере военно-жилищных отношений.

Определенную опасность вызывают и недавние изменения внесенные Федеральными законами от 20.07.2004 г. № 71-ФЗ и от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ в п. 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», в результате которых служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах. Как видно данная законодательная норма не содержит крайнего предела границы, в радиусе (от воинской части) которой населенные пункты считаются близлежащими. Данное несовершенство может причинить серьезный вред обороне страны.