Смекни!
smekni.com

Правовая работа в россии и ее вооруженных силах (стр. 85 из 146)

Таким образом, как видно из всего выше изложенного, конечная цель земного существования человека и высшее его благо находятся в духовной сфере, и следует их искать в религиозном учении. Данный вывод представляется чрезвычайно важным для правовой работы, поскольку от ответа на эти вопросы зависит ее содержание, направленность и критерии оценки результатов ее проведения.

Цель и смысл существования человека и государства Российского занимали умы русских людей еще на заре возникновения и становления единого мощного государства и уже тогда, вскоре после крещения Руси (988 г.), обнаруживается глубокое осознание передовыми мыслителями того далекого времени высокого предназначения русского народа. Особенно ярко такое понимание присутствует в знаменитом «Слове о Законе и Благодати» митрополита Киевского Иллариона (XI в.), для которого радость обретения новой веры является непосредственным свидетельством обретения нового смысла бытия Руси на земле. Именно в трудах митрополита Иллариона мы находим первое обоснование нового смысла земного бытия Руси. Разделяя всемирную историю на два периода – период Закона (Ветхого Завета) и период Благодати (Нового Завета), Иларион утверждает, что лишь Новый Завет («Истина»), данный человечеству Иисусом Христом, является Благодатью, ибо Иисус своей смертью искупил все людские грехи, а посмертным воскрешением Он открыл всем народам путь к спасению. Следовательно, смысл существования России состоит в утверждении христианских истин и тем самым в обретении спасения.

Анализируя этот раннехристианский период становления русского государства, С.Перевезенцев замечает, что именно в XI в. были совершены первые шаги к тому идеалу, который позднее зазвучит в памятниках древнерусской литературы, - к «Святой Руси». В целом же Крещение Руси и утверждение в русском сознании христианских истин сыграло выдающуюся роль в отечественной истории. Православие стало важнейшим духовным условием превращения разноплеменного и разноэтнического населения Киевской Руси в единый христианский народ, объединенный общим миропониманием, общими целями и общим великим духовным смыслом бытия. Именно православие позволило русским мудрецам уже в XI в. осознать то предназначение, которое было вложено в славянский мир, - обеспечение мирного сосуществования народов, обеспечение возможности нравственного и духовного совершенствования людей, внесение в земную жизнь Божией Правды ради всеобщего спасения.

Татарское нашествие, по убеждению С.Перевезенцева, сыграло значительную роль в том, что в древнерусском сознании значительно укрепилось христианское миросозерцание. Начиная с XIII – XIV вв. православие становится главной составляющей всей общенациональной идеологии, играет определяющую роль при формировании всех значимых общественных идеалов. Ведь сохранение собственной веры, по убеждению мудрецов той поры, означало и сохранение независимости духовной жизни народа. А независимость духовная непременно должна была привести и к восстановлению независимости политической. Поэтому идея защиты православия крепко и непосредственно стала связываться в сознании людей с идеей национально-государственной независимости. И недаром именно в этот период понятия «русский» и «православный» становятся синонимами[424].

Провозгласив триединый принцип «Православие. Самодержавие. Народность», русская духовно-политическая мысль середины XIX в., по мнению С.Перевезенцева, одухотворила саму идею Российской империи, придала Российской империи великий духовный смысл, указала Российской империи цели и задачи ее земного исторического бытия, а именно – устремленность в Вечность. А конкретной задачей, ведущей для русского духовно-политического сознания в XIX столетии, стала одна: Россия – это удерживающая сила. В этом отношении Российская империя рассматривалась как единственная в мире сила, способная удерживать мир от падения в объятия антихриста, символами которого считались распространяющийся материализм в философии, секуляризм в отношении к религии, республиканизм и социализм в социально-политической сфере и революционизм в методах политического действия.

Глубокое понимание сущности и предназначения Государства Российского понимали и руководители страны – русские цари, что явственно видно при изучении многих документов того времени. Так, в ответ на оскорбления турецким султаном православных христиан в Палестине, которая входила в то время в его владения, Николай I потребовал от Османской Порты особого права для русского царя быть покровителем всех ее православных подданных. В Высочайшем Манифесте 14 июня 1853 г. прямо указывалось: «…Защита Православия была искони обетом блаженных предков наших…», а в период Крымской войны 1853-1856 гг., когда против России на стороне Турции выступили Англия и Франция было издано несколько манифестов вскрывающих сущность этой войны. Например, из Высочайшего Манифеста 9 февраля 1854 г. : «Итак, против России, сражающейся за Православие, рядом с врагом христианства становятся Англия и Франция! Но Россия не изменит святому своему призванию, и если на пределы ее нападут враги, то Мы готовы встретить их с твердостью, завещанной нам предками…». Из Высочайшего Манифеста 11 апреля 1854 г.: «Православной ли России опасаться сих угроз? Готовая сокрушить дерзость врагов, уклонится ли она от священной цели, Промыслом Всемогущим ей предназначенной? Нет! Россия не забыла Бога! Она ополчилась не за мирские выгоды; она сражается за Веру Христианскую и защиту единоверных своих братий, терзаемых неистовыми врагами. Да познает же все Христианство, что как мыслит Царь Русский, так мыслит, так дышит вся Русская семья – верный Богу и Единородному Сыну Его, искупителю нашему Иисусу Христу, православный русский народ»[425].

Перечисленные немногие исторические примеры, факты и документы наглядно иллюстрируют и подтверждают, что с момента крещения на протяжении многих веков Россия осознавала и связывала смысл и цель своего существования со спасением рода человеческого (от царства темных сил, лжи и порока), которое возможно только с помощью (в свете) Православия, выступающего столпом утверждения Истины в этом мире и являющегося по существу единственным истинным вероучением ("Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни" (Ин. 8:12)". "Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни" (Ин. 6, 47-48). "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин. 14,6). "Веруйте в Бога и в Меня веруйте" (Ин. 14,1); "Истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется" (Ин. 10, 7-9). “Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине” (Ин. 18. 37)). Это свидетельство об истине Россия несет миру вот уже второе тысячелетие, пытаясь в упорной борьбе с врагом рода человеческого построить царство правды – Святую Русь.

Отсюда и цели второго уровня – распространение в мире света Православного учения и защита Православия и православных от врагов Истины, стремящихся уничтожить Православие и его носителей (исповедников) любой ценой и тем самым накрепко захлопнуть для человечества дверь в жизнь вечную.

Начало ХХ века ознаменовалось трагическими событиями – после организации нескольких революций в России власть была захвачена коммунистическими лидерами, преследовавшими цель уничтожения Русской Православной Церкви. Однако в начале девяностых годов прошлого столетия коммунистический режим пал и открытые гонения на Православие в России прекратились, в связи с чем возникли относительно благоприятные условия для постепенного возвращения России на свою прежнюю стезю, к выполнению своей высокой исторической миссии, к своему великому призванию.

«Те проблемы, которые стоят перед нашим обществом – экономические, социальные, межнациональные, экологические, – мы можем решить только тогда, когда духовные и нравственные ориентиры вернутся в нашу жизнь»[426], – пишет Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Еще далее, излагая, по сути, эту же мысль, идет архимандрит Рафаил (Карелин), указывая: «Сначала было невидимое, а затем видимое. Невидимый сотворил видимое. Невидимое – вечно, видимое – временно. В невидимом духовном плане решаются судьбы человечества. Отношение человечества к Богу делает историю мира»[427].

Исследуя смысл русской истории, С. Перевезенцев приходит к важным выводам: «Но ведь человек – это существо не только экономическое или социальное, а еще и духовное. Но ведь человек не просто копошится в хаосе исторических событий, а живет ради какой-то цели и во имя какого-то смысла. И вот здесь и возникает эта неприложная связка – духовность и смысл. Человек всегда живет во имя чего-то, всегда добивается какой-то цели и в этом видит смысл своей жизни. И всякий народ тоже живет ради какой-то цели и во имя какого-то смысла.