Смекни!
smekni.com

Правовая работа в россии и ее вооруженных силах (стр. 40 из 146)

Таким образом, воинская дисциплина отличается повышенной духовной, нравственной составляющей, поскольку в основе ее лежит готовность каждого военнослужащего мужественно и стойко переносить тяготы и лишения военной службы, принести свой тяжелый ратный труд, а если потребуется, то и саму жизнь, для блага Отечества (что не свойственно людям малодушным, трусливым, а возможно лишь для человека высокого духа, обладающего мужеством и силой воли, высокими нравственными качествами, глубокими чувствами воинской чести и достоинства).

В этой связи и правовая работа по укреплению воинской дисциплины должна в определенной степени учитывать и комплекс мероприятий по всестороннему развитию в военнослужащих высоких духовных и нравственных качеств, патриотическому воспитанию, глубокому пониманию сущности воинского долга, правильном всестороннем и детальном уяснении военнослужащими своих обязанностей и важности их добросовестного исполнения. Необходимо всемерно и неустанно воспитывать в военнослужащих чувство личной ответственности за состояние боеготовности подразделения или воинской части, в которых они проходят службу. Важным является также и разъяснение на этой основе тех угроз для Отечества, к которым может привести нарушение воинской дисциплины и правопорядка в войсках.

Воинская дисциплина, на которой строится вся военная организация, как уникальное общественное явление, пронизывающее весь военный организм, отличается рядом специфических черт, выработанных многовековым опытом строительства в России армии и флота. Особенности воинской дисциплины обусловлены высокими и многотрудными задачами по вооруженной защите Отечества, связанными с тяготами и лишениями военной службы, смертельной опасностью для жизни.

Значительный нравственный аспект воинской дисциплины нашел свое проявление и в общих обязанностях военнослужащих, содержащих по сути нормы, отличающиеся высоким этическим содержанием, такие как, например, требования быть честным, храбрым, воздерживаться от вредных привычек (курения и употребления алкоголя), соблюдать правила воинской вежливости, поведения и выполнения воинского приветствия, всегда быть по форме, чисто и аккуратно одетым и др. Кроме того, дисциплинарную ответственность военнослужащие несут за проступки, связанные с нарушением не только воинской дисциплины, но также и норм морали и воинской чести.

Следует отметить, что вопросам нравственности в армии и на флоте всегда уделялось особое внимание. В частности, в книге IV утвержденного Петром I Морского устава содержалась глава 1, которая так и называлась «О благом поведении на кораблях». В ст. 1 этой главы устанавливалось: «Хотя всем хрис­тианам надлежит христиански честно жить, и не в лицемерном страсе Божий содержать себя, однако же воинские люди сие с вящшею ревностию уважать и внимать имеют, понеже оных Бог в такое состояние определил (в котором несравнительно чаще других смертным страхом себя подвергать должность имеют, неотложно), исполняя службу сво­его Государя и отечества. И понеже всякое благословение, победа и благополучие от единаго Бога Всемогущаго, яко от истиннаго начала всех благих и праведнаго победодавца, происходит. И оному токмо молитися и на него надежду полагати надлежит во всяких делах и пред­приятиях. Того ради чрез сие все идолопоклонства, чародейства, с великим подтверждением запрещаются. И ежели кто такой найдется, или сему подобный суеверный, или богохулительный; оный по состо­янию дела, в жестоком заключении в железах, и кошками наказан, или весьма сожжен имеет быть».

Как видно из приведенного контекста нравственные и духовные правила поведения, тесно переплетаясь, закрепляются в правовых актах с тем, чтобы, воздействуя на правосознание военнослужащих, исправлять их поведение с пользой для исполнения службы своему Отечеству. При этом за нарушение этих норм предусматривалась достаточно суровая ответственность вплоть до предания смерти через сожжение, что свидетельствует о важности соблюдения этих правил и особом отношении к ним.

Как справедливо отмечал М.Драгомиров «в критические минуты войны, когда именно и решается «победа» или «поражение», значение нравственной энергии рельефно выдвигается на первое место. Таким образом, важнейшим военным элементом является человек, важнейшим свойством человека – его нравственная энергия». Интересны и дальнейшие рассуждения М.Драгомирова относительно этого важного вывода: «Успех на войне и в бою зависит главнейше от хорошего нравственного состояния войск… Наилучший стрелок или фехтовальщик, если он не проникнут сознанием долга или убежден, что не может одолеть неприятеля, ничего не сделает… Потому-то Наполеон, Суворов и другие гениальные полководцы прежде всего стремились к развитию нравственной стороны в своих армиях; Наполеон даже положительно высказывал, что во всяком боевом деле ¾ успеха зависит от нравственной стороны и только ¼ от материальной. В военное время это чувствуется всяким весьма сильно, ибо военная обстановка каждую минуту указывает на значение находчивости и энергии солдата; но в мирное время, когда такой обстановки нет, большинство забывает значение нравственной стороны и часто совершенно пренебрегает условиями, которые благоприятствуют ее развитию»[205].

Количественные соотношения нравственной и материальной стороны в военном деле высказанные М.Драгомировым заставляют серьезно задуматься над вопросом о роли и значении нравственных основ в укреплении воинской дисциплины, в деле военного строительства, в организации и проведении в войсках правовой работы. Понимание важности укрепления нравственных и духовных основ подвигает к необходимости искать эффективные правовые средства, направленные на их укрепление в войсках, разрабатывать целое направление правовой работы в области нравственного и духовного воспитания воинов.

Работа по обеспечению воинской дисциплины в армии и на флоте основывается на сочетании методов убеждения и принуждения. Первостепенную роль призвано играть убежде­ние, которое включает меры, направленные на проведение командирами разъяснений (бесед), обсуждений, внушений и т. п. Метод убеждения основывается на духовных и нравственных ценностях личности, великом героическом прошлом нашего народа и армии, понятии чести и совести, на моральных обязательствах, правосознании и правовой культуре, которые каждый командир должен всячески воспитывать, развивать и поощрять в подчиненных. Высокая сознательность и убежденность воинов обеспечивают безусловное выполнение требований действующего законодательства, приказов командиров и начальников.

Представляется полезным для сравнения и понимания важности нравственного аспекта в правовой работе обратиться к историческому опыту включения этого аспекта в правовые средства укрепления воинской дисциплины, борьбы с неуставными отношениями между военнослужащими.

В частности, утвержденный Петром I для войск Устав воинский от 30 марта 1716 г., в ст. 3 главы ХLIХ предписывал, что если «кто кого рукою ударит, тот имеет на три месяца заключен быти, и на полгода жалованья лишен, и потом у обиженнаго стоя на колен­ках прощения просить, и в готовности быть от обиженнаго равную месть принять, или за негоднаго почтен и чину своего (ежели какой имеет) лишен, или вовсе или на время, по силе дела смотря».

Следут обратить внмание на суровость и всемерность наказания за такой казалось бы незначительный проступок как рукоприкладство. Санкция включает физические, и нравсвенные страдания, имущественные лишения для провинившегося, ввиду чего очевидно достигался максимальный воспитательный и предупредительный эффект, способствующий укреплению воинской дисциплины и правопорядка в войсках.

Учитывая изложенное в вопросе укрепления законности и правопорядка командирам (начальникам) необходимо большое внимание уделять именно вопросам формирования у личного состава правосознания, при этом помимо изучения правовых норм, следует проявлять особую заботу о духовном и нравственном воспитании, как основе формирования правосознания и правомерного поведения военнослужащих.

Понимание важности нравственных и духовных качеств личности в поведении и правовой деятельности было не только в дореволюционный период. В советское время вплоть до начала 70-х годов XX в. эти вопросы, хотя явно не проявлялись и открыто государством не ставились, однако постепенно шло понимание важности укрепления этих качеств в народе, особенно во время Великой Отечественной войны и после нее при восстановлении страны, когда патриотизм, подвиг жертвенного служения, максимальной самоотдачи, любви и преданности своему народу был остро востребован. Принятая ХХII съездом КПСС обновленная программа партии включала Моральный кодекс строителя коммунизма, который должен был охватить все сферы нравственных отношений[206].

Видимо, понимая важность духовной и нравственной составляющей в профессиональной и правовой деятельности в современных условиях ряд министерств и ведомств принимают свои корпоративные правовые документы, пытаясь морально-этические нормы закрепить нормами права. Так, например, судейским сообществом 21 октября 1993 г. принят Кодекс чести судьи Российской Федерации, приказом председателя государственного таможенного комитета от 3 сентября 1997 г. № 530 введен в действие Кодекс чести таможенника Российской Федерации, приказом министра внутренних дел Российской Федерации от 1993 г. № 501 утвержден Кодекс чести сотрудника органов внутренних дел. Во всех этих нормативных правовых актах содержатся конкретные морально-этические требования и нормы поведения, за нарушение которых сотрудники могут быть привлечены к ответственности.