Смекни!
smekni.com

Правовая работа в россии и ее вооруженных силах (стр. 79 из 146)

Одновременно с введением должностей военных священников в войсках необходимо юридически закрепить их правовое положение, круг обязанностей, прав, ответственности, установить их подчиненность, при необходимости внести соответствующие дополнения в Устав внутренней службы ВС РФ, в котором предусмотреть должность военного священника в полку, его полномочия, круг вопросов, относящихся к его ведению, формы взаимодействия с органами воспитательной работы, помощниками командира по правовой работе и др.

Внимательное исследование всего выше изложенного приводит к следующим заключениям:

1. Правовая работа в сфере укрепления духовных и религиозных основ правосознания военнослужащих имеет огромное значение в деле обеспечения защиты Отечества, укрепления боевого духа, морально-психологического состояния, правосознания и воинской дисциплины в войсках, профилактики и снижения преступности среди личного состава частей и подразделений.

2. Формы и методы этой работы, система ее правовых средств имеет свою специфику, обусловленную особенностями формирования и укрепления духовного мира военнослужащего, его религиозного сознания.

3. Главным элементом системы правовых средств данного направления правовой работы, ее важным субъектом, ядром и движущей силой на протяжении веков и в настоящее время выступает Русская Православная Церковь.

4. Для улучшения положения дел на данном направлении военного строительства и укрепления обороны страны, а также в целях создание условий для реализации военнослужащими своего права на свободу вероисповедания, представляется необходимым создание в войсках института военного духовенства, издание единого нормативного правового акта, регламентирующего деятельность военных священников, их правовое положение, основные формы и правовые средства позитивного воздействия на правосознание военнослужащих.

2.9 Правовые средства, направленные на укрепление и повышение правосознания воинов

Помимо средств и способов укрепления правосознания, лежащих в нравственной, духовной, религиозной, психологической и идеологической сферах жизнедеятельности человека, рассмотренных выше, существует также большое количество правовых средств, разработанных правом и исследуемых правовыми науками, представляющих собой сугубо правовой инструментарий воздействия на поведение человека. Однако и в этих правовых средствах человеческий фактор, нравственное, духовное содержание оказывается определяющим. Рассмотрим некоторые, наиболее важные из этих средств и попытаемся выявить и понять их взаимосвязи с правосознанием.

Правовая норма, как способ регулирования общественных отношений, является, пожалуй, самым распространенным среди правовых средств, используемых человечеством для управления обществом, решения различных социальных задач. Будучи первоэлементом права, правовые нормы являются теми «кирпичиками», «клетками», из которых складываются правовые акты, институты, системы законодательства, вырастают «живые» правовые организмы, воздействующие на сознание и волю людей, определяющие их поведение, виды и формы жизнедеятельности.

В современной юридической литературе под нормой права понимается общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников. Данное определение, несмотря на свою полноту и казалось бы исчерпываемость, не раскрывает главного внутреннего содержания этого уникального правового явления, его глубинной сути, хотя отдельные достаточно удачные попытки вскрыть всю ее глубину предпринимались. В частности, указывалось на то, что норма права отражает некую частицу материального и духовного мира в человеческом бытии, как бы устанавливает меру освоения природы, меру отнесенности бытия с чувствами, эмоциональным настроем человека, что она есть результат интеллектуальной сознательной деятельности человека, разум и воля которого имеют здесь решающее значение[414].

Вместе с тем, как уже отмечалось ранее правовая норма есть форма отражения и проявления во вне, в социальную среду, внутреннего состояния – правосознания – лица или органа, ее издающего и в этом смысле она также имеет определенное содержание и измерение как в духовном, так и в нравственном, идеологическом и других аспектах, системах координат.

Из правовых норм складываются различные правовые конструкции: статьи, законы (правовые акты), отрасли права, законодательные системы и т.п., которые также, наряду с внешней формой, имеют и внутреннее содержание, которые обычно различают и называют соответственно «буквой и духом закона». Духовная сущность, прячущаяся за внешней стороной «буквы» закона, также может быть измерена, оценена, определена ее ориентация с позиции незыблемых духовных ценностей общества. Это собственно и делает в той или иной мере каждый нормотворческий орган, принимая тот или иной правовой акт. Законодатель должен не просто оценивать законопроект с точки зрения соответствия (согласованности, непротиворечия) его другим уже действующим правовым актам, но также всматриваться в суть его, на предмет того, какую пользу (или вред) он принесет людям, для которых этот закон принимается, будет ли он способствовать развитию общества, человека и в первую очередь – духовному их росту, будет ли он укреплять в государстве и его гражданине общепризнанную систему ценностей или будет ее размывать, девальвировать и навязывать ложную, чуждую духовность.

Анализ принимаемых в последнее время актов дает основание заключить, что не все из них принимались с пользой для нашей страны и людей ее населяющих. Доказательством справедливости данного суждения являются основные параметры благосостояния общества, которые неуклонно снижаются. В течение последних 15-20 лет неуклонно растет преступность, число беспризорных несовершеннолетних и безработных, а вместе с ними и число граждан, живущих за чертой бедности; падает численность населения страны, обороноспособность, а вместе с ней и политическая самостоятельность государства, все больше и больше утрачивается ее территориальная целостность; обострились национальные отношения, сепаратизм. Негативные факторы можно долго перечислять, однако несомненно то, что все они являются результатом той внутренней системы ценностей и ориентиров, целей и задач, замыслов и установок, сформированных на основе правосознания (духовности, нравственности, идеологии и политики) стоящих во главе государства уполномоченных органов и должностных лиц, которое, в свою очередь, по сути, и получило свое внешнее закрепление в законодательстве (системе правовых норм) и именно через законодательство реализуется в жизнь, определяя ее главные направления и формы.

Например, до перестройки, принимая Военную присягу, гражданин СССР торжественно клялся: "...быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным воином, ...до последнего дыхания быть преданным своему народу, своей Родине, с достоинством и честью защищать ее..."[415]. В настоящее время текст Военной присяги (утвержден Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе") содержит по своей сути обязательства военнослужащего соблюдать лишь юридически закрепленные правовые нормы. Та же тенденция наблюдается при анализе изменений произошедших при принятии ныне действующей Конституции РФ, когда долг по защите Отечества перестал быть священным, а обязанность – почетной, как уже выше отмечалось. Таких примеров, когда принимаемые правовые нормы подрывают духовные и нравственные устои общества, снижают внутреннее духовное содержание законодательства, а через него и духовные основы правосознания правоприменителей-граждан можно привести много, некоторые из них рассматриваются подробно в настоящем исследовании, поэтому останавливаться отдельно на их рассмотрении и анализе нет необходимости.

Еще большая опасность скрывается в правоприменительной деятельности должностных лиц с низкой духовностью, поскольку, как правило, это проявляется в своевольном трактовании правовых норм (или прямом их игнорировании), подмене государственных интересов личными, корыстными, что приводит к взяточничеству, халатности, различным злоупотреблениям служебным положением, а также другим преступлениям и правонарушениям. При этом, чем выше должностное лицо, тем масштабы бедствия больше и опаснее для общества.

Данный вывод выдвигает серьезную проблему, связанную с необходимостью выработки механизмов, препятствующих проникновению во властные структуры лиц с низкой духовностью, а также механизмов, способствующих повышению духовности должностных лиц, занимающих высокие и ответственные посты в государстве и Вооруженных Силах. От того, насколько правильно будет решаться этот вопрос, зависит во многом будущее благосостояние нации, обороноспособность государства, боеготовность его Вооруженных Сил.