Смекни!
smekni.com

Правовая работа в россии и ее вооруженных силах (стр. 136 из 146)

Выявление в качестве главного элемента системы правовой работы (определяющего содержание и состояние всех остальных его элементов) правосознания субъекта правовой работы заставляет по-новому взглянуть и на правовое воспитание, как целенаправленную деятельность по формированию здорового правосознания и его укреплению. От качества и эффективности правового воспитания зависит уровень правосознания, от которого, в свою очередь, – состояние нормотворческой и правоприменительной работы. Вскрытие такого механизма повышения уровня правовой работы выдвигает необходимость более глубоко и всесторонне исследовать сущность и содержание правосознания, а также средства и способы его оздоровления, повышения (механизмы правовоспитательной деятельности). Изучению этого центрального, основополагающего в правовой работе вопроса и посвящена вторая глава настоящего исследования.

Проникновение в сущность правосознания с позиции правовой работы и внимательное рассмотрение его содержания показывает, что основой формирования правосознания выступает помимо права, царящая в обществе нравственность, духовность, идеология, политика, религия. При этом главным, последним корнем правосознания является именно религия, которая оказывает свое определяющее значение и на остальные основы правосознания. Исторически, на протяжении многих веков религиозное сознание в России формировалось под мощным влиянием Православия, что в значительной мере отразилось и на состоянии правосознания русского народа, и на содержании, уровне осуществляемой им правовой работы.

Велико значение Православия не только в формировании правосознания, но и в военном деле. Православие подняло воинское служение на невиданную ранее духовную высоту, освящая воинский долг и почитая (воздавая должную честь) воинскую обязанность, указывая, что в основе военной службы лежит жертвенная любовь к Богу, своему народу и Отечеству (а не товарно-денежные отношения, дух которых несет в себе контрактная система комплектования войск), вдохновляя воинов на мужественное перенесение тягот и лишений военной службы в мирное время и на подвиги, проявление героизма на поле брани. Православие формирует патриотизм, закладывает нравственные основы в воинских коллективах, способствует повышению воинского духа личного состава, укрепляет морально-психологическое состояние частей и подразделений, волевые качества защитников Отечества, воинскую дисциплину и правопорядок, без чего ни военное дело, ни правовая работа в войсках немыслимы.

Исследования проведенные в ХХ веке представителями точных наук с помощью физико-математических методов доказали истинность Библии, а также достоверность существования духовного мира, выявили механизмы его влияния на мир материальный. Полученные данные и выводы полностью соответствуют учению Православной Церкви, проверенному самой жизнью и остающемуся неизменным вот уже на протяжении двух тысячелетий. Вместе с тем, в советский период, когда проводились широкие исследования правовой работы, изучение религиозной стороны жизни народа находилось под запретом государства, поэтому вопросы влияния законов духовного мира на законы мира материального, а также религиозного сознания – на правосознание, правовую работу оказывались за рамками таких исследований. По этой причине возникает насущная потребность восполнить образовавшиеся в результате этого пробелы в научных знаниях по данным вопросам.

Рассмотрение Православия с позиций правовой работы обнаруживает большую схожесть между собой этих двух социальных явлений по наиболее важным, ключевым проблемам. В настоящем исследовании кратко рассмотрены лишь проблема воли (в двух ее аспектах: свободы воли и силы воли), управление вниманием, воспитание (правовое, религиозное), институт военного духовенства и органы военного управления (власть духовная и светская). Православие содержит обширные и глубокие практические знания в области повышения духовного уровня человека, а вместе с ним и уровня правосознания, правовой работы. Эти знания требуют всестороннего осмысления с позиции возможности и необходимости их применения для пользы народа, государства, военного дела и правовой работы.

Огромную пользу для военного дела и правовой работы имеет религиозное воспитание воинов (как потенциальных, так и состоящих на военной службе), поскольку оно в максимальной мере способствует формированию необходимых не только для войны, но и в мирное время (при подготовке к войне) качеств личности: мужества, терпения, несгибаемой воли при выполнении приказа командира, преданности, бдительности, честности, трудолюбия, взаимовыручки, коллективизма, жертвенного служения, взаимопомощи, высокой исполнительности и др. Указанные качества необходимы не только для военного дела, но и для успешной организации и проведения в войсках правовой работы. Поскольку непревзойденными специалистами по духовному окормлению, религиозному воспитанию являются священнослужители и основная масса военнослужащих относит себя (как показывают социологические исследования) к православным христианам, а также учитывая позитивный опыт духовного воспитания воинства военными священниками в дореволюционной России (когда религия не была под запретом) и в постсоветское время, в зарубежных армиях, на повестку дня встает вопрос о восстановлении в российских войсках института военного духовенства.

Третья глава исследования посвящена внешней стороне правовой работы: системе целей правовой работы, ее главным направлениям, критериям оценки правовой работы и путям ее совершенствования. В результате изучения целей правовой работы установлено, что эти цели не могут расходиться с целями деятельности организации, в которой эта работа осуществляется. Цель государства Российского (как показывает вся история его существования) – служение делу Божию на земле. Целью Вооруженных Сил России является вооруженная защита Отечества, прежде всего его духовных святынь. Именно за Веру, Царя и Отечество полагали свои жизни на полях сражений русские воины на протяжении многих веков. В этой связи воинская обязанность издревле на Руси занимала одно из почетнейших мест в государстве и обществе, а долг по защите Отечества почитался священным. В последнее столетие в силу духовного оскудения русского народа смысл и духовное содержание воинской службы выхоластились, исказились ее цели, что получило свое негативное отражение и в правовой работе: Основной закон России перестал считать долг по защите Отечества священным, а обязанность – почетной, появился контракт (как прообраз корыстных, договорных, товарно-денежных отношений воина с государством), создан приоритет прав воинов над их обязанностями и ответственностью, всеобщая воинская обязанность постепенно ликвидируется путем увеличения количества отсрочек и освобождений от военной службы, а также появления альтернативной гражданской службы взамен военной, сокращением военной службы по призыву (до 1 года) и увеличением в Вооруженных Силах (в процентном отношении) воинских должностей, подлежащих замещению военнослужащими по контракту. Все это негативно отражается на обороноспособности государства, его боевой мощи.

Серьезный удар правовая работа в постсоветское время нанесла и по военному управлению, существенно подорвав власть командиров, ослабив в значительной степени принцип единоначалия в войсках. Произошедшие в России в результате либеральных реформ изменения в законодательстве ввели правовой институт обжалования военнослужащими в суд действий своих командиров (разрушая беспрекословность подчинения, авторитет начальников, войсковое товарищество, единство и монолитность воинских коллективов), ограничили права командиров по привлечению подчиненных к дисциплинарной и материальной ответственности, ликвидировали одно из эффективнейших средств укрепления воинской дисциплины – арест военнослужащего с содержанием на гауптвахте, фактически лишили командиров полномочий по квартирному обеспечению подчиненных (передав эти функции органам местного самоуправления и другим, в т.ч. и коммерческим, организациям, далеким от задач обеспечения обороны страны).

Таким образом, главный, основополагающий документ правовой работы, определяющий цель и направление развития государства Российского, а значит и цель, содержание правовой работы в России, – Конституция России – провозгласив высшей ценностью права и свободы человека и поставив на первое место обязанность государства признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы (ст. 2), по сути, поставила цель на потворство и разнуздание человеческих страстей и похотей, что неминуемо ведет к деморализации, росту преступности, духовной (а за ней и физической) смерти людей, а вслед за ними деморализации и гибели состоящего из этих людей общества, государства. Именно эти процессы и наблюдаются в России в последнее время, когда вместо созидающей и укрепляющей государство идеи служения человека своему народу и государству (т.е. долг, обязанность и ответственность человека) была с помощью правовых средств проведена в жизнь идея прямо противоположная (ослабляющая и разрушающая государство) – служения государства человеку (т.е. его правам и свободам). Все это стало возможным из-за непонимания законодателями сущности правосознания, духовных законов существования и развития общества и государства, в свете которых необходимо переосмыслить правовую работу, действующее законодательство и исправить допущенные ошибки.

Приоритет прав человека над его обязанностями и свобод – над долгом получил свое логическое развитие вслед за Конституцией и в других важных для военного дела законодательных актах. Например, в Федеральном законе «О статусе военнослужащих», в котором львиная доля статей посвящена подробной регламентации всевозможных прав, льгот и свобод, а социальная сущность и содержание основополагающих в военном строительстве понятий воинского долга, обязанностей и ответственности военнослужащих (тех духовных основ, на которых строится военная организация общества и без которых она немыслима) вовсе не раскрывается. Лишь в конце Закона мимоходом вкратце о них упоминается, хотя совершенно очевидно, что именно объем обязанностей и ответственности по защите Отечества должен определять содержание прав и льгот, именно заслуги перед народом и государством при выполнении воинского долга должны указывать на размер социальных преимуществ воинов. Об этом основополагающем принципе соразмерности обязанностей и прав, являющемся стержнем статуса воина в Законе даже не упоминается. Создается впечатление, что Закон призван завлечь в войска как можно больше корыстолюбцев, желающих иметь как можно больше прав и льгот и как можно меньше обязанностей и ответственности. Не может такой явный перекос в сторону прав и льгот не повлиять самым вредным образом и на отношение воинов к военной службе, к своему долгу по защите Отечества, на воинскую дисциплину и правопорядок в войсках, что и наблюдается (прежде всего в неуклонном росте преступности и снижении боеготовности) в последнее время, особенно когда самим государством в той или иной форме нарушаются отдельные права военнослужащих.