Смекни!
smekni.com

Правовая работа в россии и ее вооруженных силах (стр. 103 из 146)

Изучая угрозы, надвигающиеся на человечество в духовной сфере, А.А.Тер-Акопов формулирует понятие духовной безопасности, под которым им понимается состояние защищенности духовных ценностей человека и общества, являющихся частью общечеловеческих ценностей и соответствующих интересам данного общества. Предметом духовной безопасности являются духовные качества, составляющие основу личности и социального благополучия[502]. Данный вывод представляется достаточно важным, поскольку показывает, что в центре внимания духовных угроз лежат, прежде всего, именно человеческие качества личности и разрушение этих качеств ведет и к разрушению самой личности, ее гибели сначала духовной, а затем и физической. Духовно опустившийся человек в большей степени склонен к совершению преступных деяний, морально разложившаяся личность более предрасположена к противоправному поведению. Поэтому для эффективной борьбы с угрозами исходящими их духовной сферы, наносящими вред и правосознанию, и правовой работе, необходимо основной упор делать на всемерное оздоровление, укрепление и повышение духовных качеств личности.

Исследуя надвигающиеся на Россию угрозы в духовной сфере с позиции христианской религии, Ю.Г.Носков отмечает, что понятие «духовная безопасность человека» в религиозной канонической литературе ему обнаружить не удалось, а самым близким к нему им указывается понятие «спасение». Пытаясь дать определение понятию «духовная безопасность» с точки зрения христианской религии, используя светскую форму определения, Ю.Г.Носков отмечает, что «духовная безопасность человека – это понятие, отражающее такое состояние его души, в котором она живет в полной гармонии со Святым Духом». Сохранение этой гармонии, по его мнению, – главное условие обеспечения духовной безопасности человека. Источником же опасности для этой гармонии, как приходит к выводу ученый, является природная склонность человека к греху, полученная им под воздействием сатаны. Преодоление ее – главная задача жизни христианина, поскольку от выполнения этой задачи зависит судьба его души на том свете[503].

Рассматривая понятие «духовная опасность», Ю.Г.Носков приходит к заключению, что она представляет собой совокупность условий и факторов, вызывающих нарушение нормального функционирования духовной жизни человека и общества. При этом, духовную жизнь общества он определяет как сферу общественной жизнедеятельности связанную с производством, распространением и потреблением идеалов и духовных ценностей[504].

В этой связи возникает закономерная потребность в целенаправленной деятельности, связанной с организацией надежной, многоуровневой системы обороны от этих реально существующих или потенциально возможных угроз, в т.ч. и военных. Важным элементом этой деятельности, ее неотъемлемым компонентом является правовая работа, призванная содействовать, всемерно способствовать достижению этих целей только специфическими, свойственными ей правовыми средствами. Одной из главных ее задач выступает помимо прочего чуткое реагирование на изменения в системе угроз и создание адекватных, соразмерных степени их военной опасности, организационно-правовых средств, механизмов, предназначенных для ликвидации таких угроз либо эффективному противостоянию им.

Среди всей совокупности этого вида деятельности следует особо выделить два наиглавнейших составляющих ее элемента, тесно между собой взаимосвязанных. Первый из них состоит в своевременном выявлении угроз и объективной, беспристрастной, трезвой их оценке на степень военной опасности, второй – в оперативной выработке адекватных эффективных организационно-правовых мер по устранению угроз (противодействию им), а также причин их вызывающих, и быстром внедрении этих мер, приведении их в действие. Задача эта одновременно и чрезвычайно сложная, и достаточно тяжелая, трудоемкая, требующая высоких духовных и интеллектуальных качеств от ее исполнителей и участников, правильного определения приоритетов в ее решении, грамотного распределения сил и средств, необходимых для ее осуществления. Как свидетельствуют многие страницы истории, неправильная оценка угроз или несвоевременность принятия адекватных правовых мер дорого обходились русскому народу.

Не потеряли актуальности и в современный период строки из дневника русского генерала от инфантерии М.В.Алексеева в его бытность начальником штаба Ставки Верховного главнокомандующего (август 1915 г. – март 1917 г.): «Говорят, что причиной развала армии являются «большевики» и их пропаганда. Это неверно… Разрушили армию новые непродуманные законы…»[505]. Возможно, история России развивалась бы по-иному, если бы своевременно были выявлены все существенные опасности, в т. ч. и исходящие от этой пропаганды военные угрозы, а также выработаны (до конца продуманы) законы, необходимые для предотвращения последствий этих опасностей, в т.ч. и разложения войск от их пропагандирования, – этого одного из опаснейших видов информационно-психологического оружия, активно используемого и в наши дни.

Одной из основных мер противодействия негативному воздействию этого оружия в условиях жизнедеятельности воинских коллективов является общественно-государственная подготовка личного состава Вооруженных Сил РФ, организуемая в соответствии с приказом Минист­ра обороны РФ 1993 г. № 250, призванная заложить у личного состава твердые основы здорового правосознания, правильной ориентации в окружающем воина мире. Однако в современных условиях плюрализма мнений, распространения через СМИ ложных, а зачастую и вредных (пацифизм, культ силы, жестокости и насилия, эгоизма, пьянства, грубости, паразитирования за счет других и т.п.) ценностей, этой меры уже становится явно недостаточно. Непринятие адекватных организационно-правовых мер ведет к утере военнослужащими глубокого смысла воинского долга по защите своего Отечества и высокого предназначения военной службы, к постепенной деморализации войск, неуклонному росту преступности в армейской среде, что может во многом привести к последствиям, постигшим Вооруженные Силы в 1917 году, накануне несостоявшегося (в связи с их развалом, разложением изнутри) победоносного окончания войны с Германией.

Однако для правильного определения угроз и опасностей, их степени и возможных негативных последствий необходимо иметь правильную, универсальную, устойчивую, стабильную систему координат, критериев, непреходящих духовных ценностей (неподверженных изменению от воздействия внешних, в том числе и враждебных, сил), на основании и относительно которой можно было бы оценивать опасность того или иного социального явления, измерять степень его опасности для человека и общества как в конкретной ситуации, в определенный исторический момент, так и в течение времени, в динамике в целом. Такая система координат должна основываться и вырабатываться, исходя из целей существования человека и общества. Без создания такой системы и оценки социальных событий и явлений в ее координатах, в свете ее в первую очередь духовных критериев, ориентироваться в системе угроз и бороться с ними эффективно не представляется возможным.

Вместе с тем, такая система оценки угроз (в т.ч. и военных) в России давно выработана и опробована многовековой историей государственного строительства в лоне учения Русской Православной Церкви, создаваемого на основе Священного Писания и в особенности многочисленных трудов ее святых отцов, духовенства указывавших в разные времена на опасности угрожающие человеку и обществу, а также пути и способы борьбы с ними.

Наглядным подтверждением этому является, например, официальный документ, разработанный на основе Священного Писания, творений святых отцов и принятый в августе 2000 г. Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви под названием «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», в котором изложены базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и ряду современных общественно-значимых проблем, а также устанавливается ряд руководящих принципов, применяемых в данной области епископатом, клиром и мирянами. Проблемам войны и мира Основы отводят целый раздел, в котором указывается, в частности, что война является физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества – братоубийственной ненависти (см. п. VIII.1.).

Поскольку, как уже ранее указывалось, войны имеют духовные истоки и сущность, а способы и средства их ведения все более и более перемещаются в духовную сферу человечества, эффективно и действенно организовать и проводить правовую работу по выявлению военных угроз и борьбе с ними невозможно без упора на духовные знания и опыт, без привлечения специалистов в духовной сфере, в области жизни человеческого духа. В этой связи выдвигается потребность в решении, в т.ч. и с помощью правовых средств, двух главных задач на этом направлении:

- обеспечить, чтобы субъекты данного вида правовой работы имели достаточно высокую подготовку в области духовных знаний и практики их применения, т.е., по сути, имели здоровое и крепкое правосознание (и постоянно его повышали), позволяющее максимально объективно, правильно и беспристрастно выполнять свои обязанности (эффективно выявлять угрозы и бороться с ними с помощью правовых средств);

- выработать и широко внедрить (на всех уровнях органов государственного и военного управления вплоть до отдельной воинской части) оптимальные, наиболее плодотворные формы взаимодействия с Русской Православной Церковью по сотрудничеству с государством в этой специфической области аналитической и практической деятельности, поскольку трудно найти более авторитетных и глубоких специалистов духовной составляющей жизни человека и общества, опирающихся в своей деятельности на накопленный богатый тысячелетний практический опыт применительно к русской действительности.