Смекни!
smekni.com

Н. Смита рекомендована слушателям и преподавателям факультетов психологии и философии вузов по курсам общей психологии и истории психологии, системных методов ис­следования и преподавания психологии (стр. 125 из 168)

Традиционалист постулирует некий гипотетичес­кий процесс в головном мозге, чтобы «заполнить» пробел, образуемый слепым пятном каждого глаза, и еще один, чтобы сделать плавным наши зрительные восприятия, вопреки саккадическим движениям. Ин­тербихевиористы не используют подобные мозговые конструкты, а полагают, что мы можем объяснить эти события достаточно просто посредством того, чего у нас нет: у нас отсутствует биологический аппарат для восприятия слепого пятна или для быстрых визуаль­ных фиксаций (Smith, 1997). Что касается нашего

* Баум Ф. Волшебник из страны Оз.

262

поля зрения, то традиционалист считает, что мозг «включает и выключает» то, что мы видим. Интерби-хевиорист замечает, что стимуляция сетчатки носит биологический характер, но полагает, что зрение име­ет место в психологическом поле. Мы воспринимаем только то, на что направляем внимание, независимо от присутствия объекта в поле зрения, а внимание за­висит от факторов, описанных выше.

Биология, и не только в психологическом поле.

Биология участвует во всех психологических интер­акциях не только структурно или функционально, но и онтогенетически. По мере того как у ребенка фор­мируется биологическое оснащение — происходит его онтогенетическое развитие6, — он становится спо­собным вступать в более сложные интеракции со сво­им окружением и развивает свои интербихевиораль-ные способности, такие как познание, размышление, суждение и т. д. Когда биологическое оснащение сформировано и дальнейшее биологическое измене­ние идет в направлении упадка (начиная примерно с 20-летнего возраста)7, психологическое развитие мо­жет продолжаться относительно независимо от био­логии, а в некоторых видах деятельности достигает новых высот при переходе к старости: литератур­ное творчество, изобретательство, артистическая деятельность, финансовые успехи и т. д. Дж. Р. Кан­тор, основоположник интёрбихевиоральной психо­логии, до самой своей смерти в возрасте 95 лет про­должал работать над своими аналитическими труда­ми, засиживаясь до поздней ночи. Фрэнк Ллойд Райт (Wright), видный американский архитектор, заявил в старости, что творческие решения, к которым он так настойчиво стремился в более молодом возрас­те, он теперь может буквально вытряхивать из свое­го рукава. Делпрато (Delprato, 1980) производит об­зор исследований, которые подтверждают отсутствие параллели между биологическим и психологическим развитием, и называет ряд теоретиков в области раз­вития человека, чьи концепции продвигаются в на­правлении, схожем с ориентацией интербихевиориз­ма. Херрик (Herrick, 1983) использует процедуру Кантора, состоящую в историко-критическом анали­зе, чтобы показать истоки представления о том, что психологическое увядание происходит параллельно старению, и чтобы продемонстрировать, к каким со­циальным последствиям, выливающимся в дискри­минацию пожилых, приводит этот взгляд. Интерби-хевиорист признает все психологические события как биологические, но в то же время настаивает, что они являют собой нечто намного большее, чем био­логия.

Дуализм «душа—тело». В этой системе не толь­ко отсутствует редукционизм, сводящий все к биоло-

гии или другим наукам, но также нет дуализма «душа — тело». Никакой души в теле. Никакого тела, лишенного души. Никакой декларации, что тело и душа едины. Вопрос души и тела не имеет никакого отношения к интербихевиоральному полю. Душа или разум — это конструкт, а не событие. Ибо если мы зададим вопрос, что являет собой разум при от­сутствии событий и отношений в интеракциональ-ном поле, то не отыщем никакого обособленного кон­кретного референта. Не находя обособленного рефе­рента, интербихевиорист заключает, что все это конструкты, которые состоят только из вербальных выражений. Мы не наблюдаем разум, а только навя­зали его тому, что наблюдаем. Интербихевиоральное же поле, говорят приверженцы системы, -- это кон­структ, заимствованный из наблюдения фактических событий. Если учесть все идентифицируемые собы­тия и их отношения, не останется места для допол­нительных гипотетических детерминант, как и не будет необходимости в них.

Причинность. В психологии существует два ос­новных взгляда на причинность: действия организ­ма вызываются чем-то внутренним либо чем-то внешним по отношению к нему. Если внутренним, то говорят, что причиной является разум (душа) или мозг; если внешним, тогда причина — среда. Когда та или иная из многочисленных школ психологии заяв­ляет, что причиной действия является организм или мозг организма, интербихевиорист спрашивает, что тогда заставляет мозг совершать действие. Может ли он являться причиной собственных действий? И если мозг интерпретирует или видит образы на сет­чатке, «кто» видит то, что видит мозг? Или если мозг передает информацию внутри себя от одного гипо­тетического обрабатывающего блока к другому, что его направляет? Может ли он направлять себя? Мы находим только эпизодические попытки ответить на подобные вопросы и только эпизодическое призна­ние со стороны тех, кто считает причиной поведения мозг, что эти вопросы логически вытекают из данно­го допущения; если принять эти гипотетические спо­собности мозга, тогда следует, что организм или мозг самокаузален или участвует в самодействии.

Если, с другой стороны, говорят, что причина име­ет внешнее происхождение, это допущение о некоем пассивном организме, сформированном своей средой скорее механистическим образом. Оно проявляется в понятии независимой и зависимой переменных и в формах бихевиоризма, которые гипостазируют сти­мул, вызывающий или пробуждающий реакцию.

Иногда причины понимают как нечто толкающее и тянущее (pushers and pullers). Некоторая сила ра­зума, воля, влечение или инстинкт толкает, а внеш-

6 Понятие «онтогенетический» может относиться и к биологическому, и к психологическому развитию.

7 После 20 лет упадок проявляется в таких показателях, как снижение времени реакции, уменьшение количества Т-лимфоцитов, которые играют важную роль в иммунной системе, и ряде других. Возможно, студенты колледжа будут шокированы, узнав, что когда им переваливает за 19, «вершина холма» остается уже позади, но они могут утешаться тем, что психологическое развитие продолжается до глубокой старости.

263

няя сила, например какой-то стимул, который вызы­вает реакцию, притягивает. Эмоцию рассматривают как внутреннюю причину, насыщающую организм энергией и, тем самым, являющуюся мотивирующей силой, которая заставляет его действовать. Иногда говорят, что мотивы и толкают, и тянут. Большин­ство мотивационных концепций столь туманны или наполнены проблемами, что постепенно теряют свое прежнее значение в психологии.

Когда стимульные условия одни и те же, а реакции разнятся, в такой системе нет необходимости посту­лировать наличие влечения (Gewirtz, 1967), «личнос­ти» («person») или «я» («self») (Hamachek, 1987) меж­ду стимулом и реакцией. Скорее, факторы сеттинга и эволюция функций стимула являются специфически­ми, идентифицируемыми условиями поля, которые можно изучить на предмет их воздействий.

Что касается внутренней причины, благодаря ко­торой организм вызывает собственное поведение, интербихевиористы указывают, что во вселенной нам неизвестен ни один объект, который был бы са­мокаузальным. Самокаузальность — еще один нена­учный конструкт, и он нам не нужен. Как и не нужно нам допускать, что среда заставляет пассивный орга­низм действовать. Мы можем, доказывают они, отка­заться и от органоцентризма (центрирования на организме), и от эивайроцентризма (центрирования на среде). Мы можем заменить их обращением к полю интеракций. Активный организм вступает во взаимодействия с активным миром, и мы можем изу­чать развитие этих взаимодействий в различных сет-тингах, чтобы понять человеческую деятельность. Подобно тому как система не нуждается в дуализме «душа — тело» или в сведении психологии к какой-то другой науке, ей также не нужно постулировать разграничения внутреннего и внешнего, внутренние толчки или внешнее притяжение, самокаузальность или побудительные причины. Все это не наблюдае­мые события, а конструкты, которые были навязаны событиям.

Короче говоря, в интербихевиоралыюм подходе организм не вызывает собственное поведение, как не вызывает поведение и среда. Скорее, причинность содержится в поле человека и среды, вступающих в интеракцию. Такая позиция делает бессмысленным вопрос: внутренняя сила воли или внешний детерми­низм. Не постулируется никакой силы, называемой волей или детерминизмом, которую надо было бы рассматривать. Все это только варианты дуализма «душа — тело», утверждает система.

Примеры работы данной системы. Возможно, по­лезно посмотреть, как эта система трактует одну из классических проблем, проблему константности восприятия. Почему мы видим человека как некую постоянную величину, независимо от того, находит­ся ли он от нас в метре или в ста метрах? Величина световых точек на сетчатке, которые соответствуют объекту, заметно изменяется при переходе от рассто-

яния один метр к ста метрам. Тот факт, что мы ви­дим человека как постоянную величину, называют константностью величины. Другой формой константности является константность формы: ког­да прямоугольная дверь поворачивается на петлях и мы видим ее сначала с торца, а потом спереди, угол, соответствующий световым лучам, которые попада­ют на сетчатку, меняется. Однако мы не говорим, что дверь меняет форму. Мы воспринимаем ее как пря­моугольную под любым углом. Это называют кон­стантностью формы. Традиционалист сказал бы, что наш разум или мозг улавливает различные образы на сетчатке и постоянно дает нам их новые интерпрета­ции или что мозг — это компьютер, который кодиру­ет величину человека на сетчатке, или что угол две­ри на сетчатке дает нам декодируемое «показание прибора». (Но кто или что читает это показание?) Такое показание говорит нам, что это человек нор­мальной величины или что это прямоугольная дверь.