Смекни!
smekni.com

Н. Смита рекомендована слушателям и преподавателям факультетов психологии и философии вузов по курсам общей психологии и истории психологии, системных методов ис­следования и преподавания психологии (стр. 6 из 168)

Я благодарен тем своим коллегам и студентам, которые прочли фрагменты рукописи настоящей ра­боты и внесли предложения по ее улучшению. Мне приятно назвать такие имена, как Чарльз Бэкстер, Стэфен Браун, Деннис Делпрато, Кэти Данхэм, Джеймс Хэррик, Паркер Лихтенштейн, Пол Маунт-джоу, Гретхен Сэндо, Мэрлин Смит и Уильям Туки.

Я буду рад услышать конкретные предложения, касающиеся дальнейших улучшений этой книги, от студентов, преподавателей и всех читателей, надеясь на то, что данная работа, возможно, выйдет во вто­ром издании.

Н. У. Смит

Факультет психологии

Университета штата Нью-Йорк,

Платтсбург

N. W. Smith

Department of Psychology

State University of New York

Pittsburgh, NY 12901

e-mail: nwsmith@plattsburgh.edu

19

Часть I. Введение в современные системы психологии

Глава 1. Введение

ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА?

Эта книга посвящена системам психологии. Но что представляет собой система?

Почти сорок лет назад Мелвин Маркс (Melvin Marx, 1963) предложил два определения, которые не утратили своего значения до сих пор: система «в об­щих чертах указывает в рамках психологии кластер теоретических положений и методологических укло­нов (biases) (например, бихевиоризм, психоанализ)» (р. 9) или состоит в «организации и интерпретации данных и теорий о предмете изучения с акцентом на частной методологии (метатеория) и рабочих предпо­ложениях (постулаты)» (р. 43). Оба определения ука­зывают на центральную роль теории и методологии. К этому я бы добавил, вслед за более ранним автором (McGoech, 1933), что системы должны отличаться согласованностью и единством. Все системы, вклю­ченные в эту книгу, имеют теоретическую ориента­цию, а большинство из них обладают согласованнос­тью и единством. Наиболее ярким исключением яв­ляется когнитивная психология, которая, тем не менее, также содержит ряд общих тем. Что касается методологии, некоторые системы, такие как диалекти­ческая и интербихевиоральная психология, являются эклектичными; однако большинство использует одну или ограниченную группу методологий (см. главу 14).

Указание Маркса на постулаты во втором опреде­лении также имеет большое значение и будет рас­смотрено далее в данной главе. Лихтенштейн (Lichtenstein, 1967), определяя научную систему как «каркас или леса, позволяющие ученому организо­вать свои данные упорядоченным и осмысленным образом» (р. 233), вслед за Марксом и Мак-Гоком (McGoech) подчеркивает роль организации — одна­ко он указывает прежде всего на то внимание, кото­рое система уделяет организации наблюдений.

В данной книге под психологической системой понимается упорядоченная и логическая конструк­ция, служащая для целостного и согласованного рас­смотрения данных и теорий, касающихся предмета изучения; она использует набор постулатов (даже если они являются имплицитными) и, как правило, единственную методологию.

ДЕСЯТЬ И ЕЩЕ ШЕСТЬ СИСТЕМ

Я выбрал десять современных систем, которым по­свящаю по целой главе, и еще шесть, которые рассмат­риваю более кратко в главе 13. Психоанализ и вслед за ним интербихевиоральная психология являются наиболее ранними, а социальный конструкционизм — наиболее поздней из десяти систем. Диалектическая психология, в составе философии, имеет наиболее

древние корни и восходит к эпохе династии Чжоу (Chou), правившей в Китае 3000 лет назад, а также к классическому периоду или Золотому веку античной Греции в Европе. Из шестнадцати систем наиболее поздним является, вероятно, прямой реализм, при­шедший к нам из Австралии, хотя эволюционная пси­хология также является достаточно молодой систе­мой. Когнитивная психология с очевидностью явля­ется господствующей системой в современной психологии. Наибольшей согласованностью и под­линной систематичностью отличается интербихевио­ральная психология;«в наименьшей степени эти каче­ства присущи гуманистической психологии и еще бо­лее разнородной когнитивной психологии — хотя отдельные ветви последней иногда оказываются более систематичными, чем система в целом.

Когнитивной психологии посвящена самая длин­ная глава, а диалектической — самая короткая. Если представители диалектической психологии почув­ствуют себя обделенными, надеюсь, они сообщат мне, какая важная информация об их системе должна быть также включена в книгу. Аналогично, если когнитиви-стам покажется, что посвященная их системе глава является слишком длинной и тяжеловесной, я готов услышать мнения о том, что следовало бы исключить.

Описания избранных мною систем сведены в од­ной книге, чтобы студенту легче было охватить раз­нообразие теоретических концепций, характерное для современной психологии. Невозможно сделать информированный выбор, не имея представления о существующих альтернативах. На младших курсах студенты, вероятно, имели возможность подробно ознакомиться с когнитивной психологией и анали­зом поведения, а также получить некоторое пред­ставление о психоаналитической и гуманистической психологии. Их редко знакомят с феноменологичес­кой психологией, оперантным субъективизмом, ин-тербихевиоральной психологией или эко-бихевио-ральной наукой. Данный труд преследует цель предо­ставить им информацию и тем самым дополнительные возможности для сравнения сильных и слабых сто­рон каждой из систем и составления информирован­ного суждения о каждой из них. Только благодаря де­тальному знакомству с системами студент может быть адекватно информирован.

Последствия недостатка такой информации легко можно видеть на примере психолога, утверждающего, что мир, который мы видим вокруг нас, является об­маном. Он полагает, что информация, поступающая через наши органы чувств, преобразуется, превраща­ясь в иллюзию внешнего мира, и только. Далее он за­являет, что нет никакой возможности узнать, что эта интерпретация видимого мира может быть ошибоч­ной (Attneave, 1974). К сожалению, он не был доста­точно осведомлен о возможных альтернативах, чтобы сделать информированный выбор, и мог лишь повто­рять догматические заявления о том, что никакой иной возможности не существует. Другим примером может послужить представитель социального конст-

22

руктивизма (гл. 8), который пишет: «Неверно пола­гать, что конструктивисты отрицают факт существо­вания внешней реальности, просто у нас нет никаких способов узнать о том, является ли наше восприятие и понимание точным отражением этой реальности» (Marshall, 1996, р. 30). Аналогично Стам (Stam, 1990) утверждает, что мы не можем обойти психическое. Независимо от того, соответствуют действительности или нет подобные утверждения, я надеюсь, что эта книга поможет студентам расширить свои горизонты и признать возможность альтернатив.

ОРГАНИЗАЦИЯ КНИГИ

Главы 1 и 2: Начало

Следующая за этой вступительной главой глава 2 содержит краткую характеристику основных психо­логических концепций, начиная от представлений охотников-собирателей до современной эпохи, слу­жащих историческими основаниями современных систем. В ней прослеживается эволюция концепций, под влиянием которых сформировались современ­ные психологические системы. (Более подробно эти вопросы рассматриваются в работах Hergenhahn [1997], Kantor [1963, 1969], а также Leahy [1997].) В главе 2 также рассматриваются вопросы логики на­уки, касающиеся психологических систем.

Главы с 3 по 13: Четыре категории

систем

Взглянув в оглавление, можно увидеть, что эти главы сгруппированы в четыре раздела, в соответ­ствии с тем, рассматривают ли они в качестве ло-куса причинности (а) организм (органоцентричес-кие), (б) окружающую среду (энвайроцентричес-кие), (в) социальную группу (социоцентрические) или же утверждают, что (г) единственный источник причинности отсутствует (нецентрические: контек-стуально-интеракциональные). В каждом из разде­лов системы расположены в алфавитном порядке*, как и шесть систем, рассматриваемых в главе 13.

Никакая классификация не является совершен­ной, и могут быть выдвинуты аргументы в пользу другой группировки систем. Постмодернизм и соци­альный конструкционизм (гл. 8) фактически пред­ставляют собой форму энвайроцентризма — соци­альная группа является единственным признавае­мым ими компонентом окружающей среды. Однако поскольку этот единственный компонент рассматри­вается как исключительный фактор, определяющий наши знания о чем-либо, отнесение их к категории социоцентрических представляется правомерным.

Диалектическую психологию (гл. 9), помещенную в категорию нецентрических систем, можно классифи­цировать и как органоцентрическую, особенно в вер­сии, представленной китайскими и российскими пси­хологами-диалектиками. Они нередко рассматрива­ют мозг как основной причинный фактор, определяющий поведение. Феноменологическая пси­хология (гл. 12), также отнесенная к категории не­центрических систем, незаметно смещается в направ­лении органоцентризма. Представители систем, предлагающие собственные вариации или комбини­рующие между собой части различных систем, могут в значительной степени изменить общую картину. В частности, некоторые когнитивисты выступают за переориентацию системы, которая заметно смещает курс когнитивной психологии в направлении энвай­роцентризма или нецентризма. Шефер (Schafer) за­метно сместил в направлении нецентризма психоана­лиз, однако большинство других концепций в этой системе остаются в рамках органоцентризма.

Глава 14: Ретроспектива

В завершающей главе, посвященной общему обзо­ру рассмотренных систем, сводятся вместе основные положения систем, касающиеся причинности, анали­зируются проводимые на их основе исследования и области их практического применения и повторно рассматриваются принципы логики науки (разговор о которых был начат в главе 2) как критерии исполь­зования конструктов. В ней также представлен крат­кий обзор методологических проблем.