Смекни!
smekni.com

5 Раздел Развитие младшего школьника в процессе обучения (стр. 15 из 54)

Деепричастия, наречия, союзы, предлоги, частицы, несклоняемые существительные (обычно заимствованные), междометия, прилагательные в сравнительной форме окончания не имеют, оканчиваются суффиксом.

2.Нулевые окончания имеют:

-стол (стола)- сущ., м.р. в и. и вин. пад.

-мышь (мыши) - сущ., ж. р. 3-его скл. в им. пад.

-туч (тучи) - сущ., ж. р. 1-ого скл. в род. пад. мн. Ч

-хорош (хороша) – какова? кр. прил. в м. р.

-ранен (ранена) – каков? кр. причастие в м. р.

-встал (встала) – гл. в прош. врем. м. р.

-пять (пяти) – числ. в им. и вин. пад-х.

-лисий (лисьего) – только притяж. прилаг. в им. падеж. ед.числа.

3.О притяжательных прилагательных:

- лисья, волчье, собачье.

- окончания: лисий – [л’ис’ий ], козий – [коз’ий ]

4. О глаголах:

Выполните ( повел. накл.) второе задание только после того, как выполните (наст. врем.) первое.

5.Окончание не всегда находится в конце слова:

Возвратные глаголы: учиться

Составные местоимения: кого-то, кому- нибудь

Числительные: тремястами.

III.Приставка

Помни о редких приставках: паводок, сумрак

О приставке в середине слова: лесозаготовки

IV.Суффикс

1.Трудность заключается в определении количества суффиксов в слове и их границ.

2.Ход рассуждения.

Выделяю отрезок слова, остающиеся после выделения окончания и корня.

Перебираю родственные слова в поисках слова, имеющего в своем составе часть оставшегося отрезка.

Да.----------Такое слово существует----------Нет

Выделяю эту часть разбираемого Вывод: весь оставшийся отрезок

отрезка как отдельный суффикс составляет один суффикс.

и повторяю процедуру для

оставшегося отрезка

Например: булочка, дырочка, лампочка ← лампа

↓ ↓

булочка←булочная + к дырочка ← дыра ← дырка

3.Нулевые суффиксы.

- в глаголах м. р. прош. времени: мог (могла( ж.р.) - могло(ср.р) - могли(мн.ч) - в м. р. должно звучать “могл” (он), но звучание некрасивое, поэтому мог

-у всех глаголов, начальная форма которых оканчивается на -чь : беречь

(берегла ч//г, берегло ч//г, берегли ч//г)

4.С двумя суффиксами, как правило, причастия с сохранившимся в них глагольным суффиксом:

огрубевший ← огрубеть

причастие то глагола.

Памятка к заданию С1.

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте [К1]и прокомментируйте одну из проблем поставленных автором текста (избегайте чрезмерного [К2], цитирования). Сформулируйте позицию автора [К3]. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой опыт аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые три аргумента ) [К4].

Анализ текста.

I 1.1 а) [К1] – выделение широкой и узкой темы текста. Это всегда соответствует проблеме

(-мам), которые поднимает автор; под проблемой понимается тема текста, актуализированная для сегодняшнего дня.

б) Тему текста ( то, о чем говорит автор) формулировать одним словом или словосочетанием. Поднятую проблему можно выразить как своими словами, так и процитировать автора напрямую.

1.2 а) На стыке широкой и узкой тем формулируем идею текста, которая отражает позицию автора [ К3] и соответствует ей, так как почти всегда можно найти прямую цитату из текста.

б) Позиция автора гораздо шире, чем главная мысль (идея) текста (то, чему учит автор), но они неразрывно связаны.

в) Идея текста ↔ позиция автора должна быть в тексте создаваемом законченной мыслью, что выражается в предложении.

В отличие от темы или проблемы, которые могут формулироваться свободным высказыванием, позиция автора требует точной формулировки-высказывания, поэтому слова авторская позиция, главная мысль автора, позиция публициста обязательно должна присутствовать в сочинении выпускника.

1.3. [К2] Комментарий к выделенной проблеме текста можно осуществить при условии деления текста на микротемы и составления по ним плана, чтобы возможно было сделать сжатый пересказ (не увлекаясь чрезмерным цитированием).

Итак: Анализ текста

1) Широкая тема 2) Узкая тема

(проблема) (проблема)


3) Идея текста

(позиция автора)

4) План текста (цитатный, по абзацам, микротемы)

II. Поиск собственных аргументов

Выдвигаем свой тезис (соглашаясь или не соглашаясь с мнением автора, или соглашаясь с ним частично) с опорой на широкую тему текста или на узкие темы текста. Целесообразно брать в качестве тезиса сформулированную (или процитированную из текста) позицию автора.

Ваши аргументы – это ваше мировоззрение, мироощущение, миропонимание, начитанность, самостоятельность суждения.

III. Установленной строгой композиции ответа на задание части С не существует. Рекомендуется сделать краткое вступление, а также емкое заключение, связанные с темой, идеей текста.

Художественное образование школьников

через постижение мира литературных сказок.

Шевцова Т.И.

Художественное образования преследует цель: становление духовного мира школьников, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих возможностей и способностей.

Добиться этой цели помогают учителю нетрадиционные формы работы с учащимися. Одной из таких форм является литературный лекторий для пятиклассников, проводимый учителем на классных часах. Такой вид работы помогает решить некоторые проблемы, которые волнуют родителей, педагогов. На какой проблеме мы остановимся?

Трудно не согласиться, что насущная проблема нашего времени – дисбаланс между интеллектом и духовностью. Интеллекту у нас отдаётся всё (школьные уроки, телепередачи, компьютеры), а вот душе и духу – почти ничего. Поэтому художественному образованию именно сейчас, не упуская времени и возможности, нужно уделять первостепенное значение. Почему? На этот вопрос мы постараемся ответить, ссылаясь на опыт компетентных психологов, которые утверждают, что без эмоциональной пищи ребёнок не может правильно развиваться. Эмоциональный голод будет закономерно направлять подростка туда, где можно получить хотя бы суррогат чувств или жалкую пародию на них: к телеэкранным садистским кинобоевикам, к алкоголю, наркотикам, к грубой масскультуре (ничего общего не имеющей с художественной культурой), к «стадному инстинкту», способному довести до преступления, к криминальным авторитетам, к разврату и жестокости.

Всему негативному необходимо противостоять. И задача учителя русского языка и литературы заключается в том, чтобы дать детям полноценную противоположную эмоциональную пищу (проявление чувств милосердия, сострадания, высокой человеческой любви). Только так можно развивать у школьников иммунитет как к западным, так и к собственным доморощенным вирусам безнравственности.

Что же может стать этой эмоциональной питательной средой?..

Книга – неисчерпаемый источник художественной культуры и духовного обогащения личности. А лучшая книга детей и взрослых – это СКАЗКИ.

Вот как реализуются цель художественного образования школьников через лекторий «Литературные сказки пушкинской поры»

Программа лектория для учащихся 5-х классов

«Литературные сказки пушкинской поры»

Русская классическая литература – это бесценная кладовая национальной культуры, и среди книг самые удивительные – сказки.

Они не знают над собой времени. Очарование сказочного вымысла во всей силе первым ощутил Александр Сергеевич Пушкин. Он вывел сказку из ряда второстепенной литературы, какой она была до него. Из Михайловского он писал брату: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма». Сказки, сочинённые поэтом по образцу народных, удержали в себе главное – свободу сказочного чуда.

Добрый гений Пушкин ведёт своих героев к счастью, чему следуют и такие писатели, как В.А.Жуковский, М.Ю.Лермонтов, П.П.Ершов, С.Т.Аксаков, В.Ф.Одоевский.

Программа «Литературные сказки пушкинской» поры рассчитана для учащихся пятых классов с целью привития интереса к литературному чтению, обогащение эмоциональным чувством любви к прекрасному.

РАЗДЕЛ I

« Что за прелесть эти сказки!»

Волшебная страна сказок А.С.Пушкина. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» – о любви и преданности, о высоком проявлении человечности.

«Сказка о попе и о работнике его Балде» - о хитрости и тупости, об изобретательности и серости.

Сказки Пушкина – тихий, древний, мудрый голос.

РАЗДЕЛ II

«Это не одна сказка, а целая сюита»

В.А.Жуковский – великий наследник пушкинской сказки. «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитрости Кощея бессмертного и о премудрости Марьи-царевны, Кощеевой дочери», «Сказка об Иване-царевиче и сером Волке» - отражение красоты русской природы через таинственный сказочный мир.

РАЗДЕЛ III

«О чём спрашивает человек сказку?»

М.Ю.Лермонтов. Сказка «Ашик-Кериб». Азербайджанские мотивы сказки. «Хороши звёзды на небеси, но за звёздами живут ангелы, и Магуль-Мегери была лучше всех девушек Тифлиса».

РАЗДЕЛ IV

« Я привёл сказку в стройный вид»

П.П.Ершов. Сказка «Конёк- горбунок». «Вот уж есть чему дивиться!» Волшебные мотивы сказки, крестьянский склад сказки.

РАЗДЕЛ V

«Духовная стойкость человека перед лицом испытаний»

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек ». Добродетель оказалась вознаграждённой. Судьба благоволит людям стойким в своих привязанностях. Народность сказки.