Смекни!
smekni.com

5 Раздел Развитие младшего школьника в процессе обучения (стр. 18 из 54)

· «Тоже лейтенант, боевой друг и напарник Волжанова». (Гриша Алиев)

· «У него скрипучий, похожий на Петькин, приятно пахнущий ремень, серебряные и бронзовые медали, которые при случае можно лизнуть, мозолистые, но ласковые руки». (Финишёр Мироныч)

Учитель: Эти люди стали настоящими друзьями Мишки: помогли ему преодолеть все трудности, связанные с потерей матери и брата.

Трудно представить, что сталось бы с Мишкой, если бы не встретились на его пути эти замечательные люди. У Мишки началась новая жизнь.

6.Диафильм «Жизнь Мишки у лётчиков».

Учитель: Как жилось Мишке у лётчиков, расскажет диафильм, созданный на основе лучших детских рисунков, иллюстрирующих повесть. Озвучить диафильм помогут ребята, авторы этих рисунков.

· В чём же проявилась человечность лётчиков?

Учитель: Мы убедились в том, что жизнь людей, наполненная заботой и тревогой, передаётся братьям нашим меньшим. Человеческое сердце способно пережить как великое людское горе, так и горе животных: ведь человек неотделим от самой природы. Ребята, найдите во всех рисунках то общее, что их объединяет. (Природа. Без неё трудно было бы передать чувства, которые мы испытываем, читая это произведение. Чувства сострадания, сопереживания.).

Какую же роль играет природа в повести «Мишка»?

Ответом на этот вопрос служит исследовательская работа по данному вопросу, выполненная ученицей… .

7.Сообщение по теме: «Какую роль играет природа в повести «Мишка»?»

Учитель: Правильно, ребята, природа в повести присутствует не случайно: она помогает представить обстановку, в которой происходят события , вместе с героями сопереживает, думает, размышляет.

Содержание следующих глав готовит нас к восприятию конца повести, где автор также описывает события на фоне природы.

· Кто хотел бы выразительно пересказать (кратко) главы «Прощание», «Воздушное путешествие», «Перемены и испытания», «Путешествие в лесные дебри»?

8.Пересказ глав.

· «Прощание».

· «Воздушное путешествие».

· «Перемены и испытания».

· «Путешествие в лесные дебри».

9.Выразительное чтение учащимся на фоне музыки последних строк повести.

· Почему же всё-таки Мишка ушёл в лес? (Сильно привязался к своим друзьям, не смог пережить их отсутствия. Ведь люди проявили к животному большую любовь, сострадание)

· Так закончилась эта повесть. О чём же она? (Повесть о жестокости войны, о доброте людской, о преданности животных, о красоте и великой тайне природы. О человечности.)

· Что же такое человечность?

10.Запись в тетради: Человечность - это доброта, любовь, сострадание; любовь к человеку, к животным, к природе.

У В.М.Шаповалова все произведения наполнены чувством великой любви.

11.Учитель обращает внимание учащихся на выставку книг.

«Читайте и перечитывайте эти книги В.М.Шаповалова. Путь ваши сердца становятся добрее».

12.Итог урока. Чему научил вас сегодняшний урок?

13.Домашнее задание. Напишите сочинение на тему: «Гуманность поступков героев повести В.М. Шаповалова «Мишка».

Эвристические программы Б. С. Дыхановой как средство повышения

литературоведческой и культурологической компетенции учащихся

Сорокина Н. А.

Использование авторской эвристической программы Б. С. Дыхановой позволяет развить творческие способности детей, повышает познавательную активность учащихся, вызывает интерес к слову.

На протяжении первого года обучения ученикам предлагались различные творческие задания (сочинить сказку, былину, пословицу), которые позволили каждому не только глубоко осознать стилистику и законы основных фольклорных жанров, но и проявить себя как личность, реализовать свои фантазии, почувствовать себя «писателем».

Очень часто на уроках нами используются материалы, созданные руками самих учащихся (рисунки-иллюстрации к прочитанным текстам). Главное – не оценить способности ребенка к рисованию, а пробудить интерес к художественному тексту, выработать такое важное качество, как внимательное отношение к читаемому. Детям регулярно предлагается найти в художественном тексте и нарисовать метафоры, изобразить пословицы или поговорки в буквальном значении. Это активизирует творческие способности детей и способствует глубокому осмыслению материала, являющегося достаточно сложным для данной возрастной категории.

С целью развития логического мышления на уроках используются логико-структурные схемы, в процессе озвучивания которых ребята совершенствуют свои речевые навыки, учатся строить связное высказывание по изучаемой теме.

В качестве домашнего задания учащимся часто предлагается создать тесты, словарные диктанты, придумать вопросы-«ловушки» по прочитанному, что обеспечивает более глубокое «проникновение» в художественный текст, дает возможность проявить себя каждому ребенку в отдельности.

Предлагаемый в данном пособии урок позволяет учителю оценить проделанную за год работу, выявить, насколько прочно усвоен материал, изучаемый в 5 классе. Разнообразные задания (озвучивание логико-структурной схемы, индивидуальные задания у доски, работа с сигнальными карточками, рисунками, фронтальный опрос) дают возможность повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Фольклорные жанры».

Тема урока: Особенности фольклорных и литературных жанров (повторение). Мифы Древней Индии: «Творение»
Цели урока: 1) обобщить и систематизировать знания по теме «Фольклорные жанры», полученные учащимися в 5 классе; 2) проверить остаточные знания учащихся по изученному материалу

I. Оргмомент.

II. Контроль остаточных знаний.

1. Работа учащихся у доски.

1) собрать из фрагментов и «озвучить» логико-структурную схему «Литература и фольклор» (1 учащийся);

2) распределить слова в соответствии с названием художественного текста (4 ученика);

3) «расселить» героев из произведений различных жанров на карте (1 человек);

В это время учитель проводит фронтальный опрос (задача – назвать понятие по его словарному определению) – учитель называет определение, ученики записывают слово.

1. Героическая песня эпического характера, жанр русского фольклора, еще ее называли богатырской поэмой и богатырской сказкой (былина); назовите основные признаки жанра былины (идеальные герои и их антиподы; гиперболизм; смешение вымысла и реальности; особый былинный стих (повторы, рифмующиеся созвучия, уменьшительно-ласкательные суффиксы)).

2. Художественный прием, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета (гипербола); в каких текстах мы встречали гиперболы?

3. Авторский «почерк» (стиль - «стило» - палочка для письма);

4. Подпись, которой писатель заменяет свое настоящее имя (псевдоним); назовите писателей, которые писали под псевдонимами (И. Северянин – Игорь Васильевич Лотарев; М. Е. Салтыков-Щедрин – М. Е. Салтыков; А. П. Платонов – Климентов; Л. Кэрролл – Чарльз Латуидж Доджсон).

5. Словесное окружение (контекст);

6. Вступительная часть произведения (пролог); в чем отличие пролога от экспозиции? (описательная часть произведения, где характеризуется среда, обстановка, портрет и пр.); в каком произведении мы встречали пролог? (А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила»), экспозицию? (А. С. Пушкин. «Песни о Стеньке Разине»).

7. Скрытое сравнение (от греч. «перенос», «перемещение»), в основе которого лежит перенос свойств одного предмета на другой (метафора). Метафора – признак фольклорного или литературного жанра?

8. Род литературы, в котором на первом месте оказывается не историческая жизнь народа, а его чувства (лирика).

9. Исторически сложившийся тип литературного творения (жанр); назовите известные вам жанры. Как их можно отличать друг от друга? (герои, форма повествования, идея)

2. Разминка «Стилистика фольклорных жанров» (сигнальные карточки трех цветов)

Определить принадлежность стилевого приема тому или иному фольклорному жанру:

постоянные эпитеты (сказка, былина, песня)

сюжет (сказка, былина, историческая песня)

уменьшительно-ласкательные суффиксы (былина, песня)

гипербола (былина)

название города, села (сказка, былина, песня)

речитативный сказ (былина, песня)

3. Проверка работы у доски.

4. Работа с рисунками учащихся.

Какой фольклорный жанр иллюстрируют рисунки? В чем его особенность? (пословицы и поговорки; краткое изречение; законченная мысль; афористичность (житейский опыт); образность; иносказательность). Истолкуйте значение изображенных на рисунках пословиц. В чем отличие пословиц от афоризмов? (наличие авторства у последних).

· язык до Киева доведет (хочешь что-то узнать – не молчи, спрашивай),

· со своим уставом в чужой монастырь не ходят (не пытайся навязать свои правила, мысли, чувства окружающим);

· дареному коню в зубы не смотрят (дорог не подарок – дорого внимание);

· на воре и шапка горит (плохое дело всегда будет раскрыто; дурные дела и поступки всегда видны);

· за словом в карман не полезет (всегда знает, что ответить);

· как аукнется, так и откликнется (как ты поступаешь с окружающими, такого отношения и жди сам)

III. Новый материал. Мифы Древней Индии. «Творение».

Чтение текста по «цепочке» и словарная работа (по мере чтения схематично фиксировать все этапы миротворения).

· «только воды простирались беспредельно…» – найти синоним к слову «воды». Почему слово «вода» в ед. числе не совпадает в своем значении с множественным «воды»? («воды» – потоки, струи, волны, водная масса; «вода» – прозрачная бесцветная жидкость, напиток, реки, озера, моря). Найдите родственников глагола «простирались»: является ли таковым слово «стирка»? (простор; протянуться; пространство)