Смекни!
smekni.com

5 Раздел Развитие младшего школьника в процессе обучения (стр. 16 из 54)

РАЗДЕЛ VI

« Откуда слышна эта музыка?»

В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке». Изображение жизни, близкой пониманию благовоспитанного мальчика.

Развитие личностного потенциала учащихся на уроках литературы.

Бородатова А.В.

Каждый ребенок есть однажды

случающееся чудо.

Э.Ильенков

Всем известно, что главная задача всей деятельности учителя – формирование личности ребенка. Это и есть тот ориентир, который помогает критически оценивать результаты своей работы, если нужно, перестраиваться.

Личность начинается с осмысления своей сущности, с поисков ответов на вечные вопросы: кто я, зачем я живу, что я несу в мир. Проблема цели и смысла жизни, ответственности и долга, взаимоотношения личности и общества, его переустройства волнует старшеклассников и требует решения.

Огромна роль уроков литературы в формировании личности, раскрытии ее потенциала. Главная задача – вооружить ученика такими знаниями, развить такие умения, которые будут ему нужны для активного участия в жизни. Необходимо создать условия для самостоятельной читательской работы над художественным произведением, т.е. для формирования навыков самостоятельной интерпретации текста.

Воспитательная направленность предложенного урока, на котором производился анализ художественного текста, очевидна. В работе использована опора на систему Сухомлинского, который призывал на уроках литературы вести «разговор человека с человеком». В своем воображении читатель (учащийся) действует как бы заодно с персонажем, ставит себя в его положение, делает свой выбор, тем самым, формируя свою личность.

В ходе работы учащиеся приходят к выводу, что литературу и нужно изучать для того, чтобы человек попытался перестроить свою судьбу, попробовал творить жизнь, творить свою духовность и умел выразить это словом.

Урок внеклассного чтения по книге

И. Головкиной (Римской - Корсаковой) «Побежденные»

в 11 классе

Тема: « Эти непростые 30 - е»

Цель: - помочь учащимся осознать социальную, личностную значимость

учебного материала;

-создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

- обеспечить развитие у учащихся монологической речи;

-содействовать формированию у ребят активной жизненной позиции, чувства собственного достоинства, сопричастности к русской истории, ко всему, что происходит вокруг.

Над страной моей родною встала - Смерть!

А. Белый

Это было, когда улыбался

Только мертвый, спокойствию рад,

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград.

И когда, обезумев от муки,

Шли уже осужденных полки,

И короткую песню разлyки

Паровозные пели гудки,

Звезды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь.

А. Ахматова

Словарь:

Реквием - католическое богослужение по умершим, а также траурное музыкальное произведение.

«Маруся» - так называли машины для перевозок арестaнтов; существовало и иное название «ворон», «воронок».

Ход урока.

На фоне «Песни о встречном» Корнилова и Шостаковича звучит вступительное слово учителя:

Если перелистать подшивки газет 30-х годов, можно найти немало сообщений о значительных событиях разного масштаба, свидетельствующих в первую очередь о победах страны. То, о чем писали газеты, чем в те годы жил народ, - в подавляющем большинстве фактов правда истории.

Страна набирает темпы социалистического строительства, она «встает со славою навстречу дня» - ­так пелось в популярнейшей «Песне о встречном» Корнилова и Шостаковича. Казалось, навсегда позади остались перегибы и «головокружение от успехов» в сельском хозяйстве и уже почти забыт (по крайней мере, официально) вызванный ими страшный голод 1931 - 32 годов на богатейших черноземных землях. Вскоре на всю страну прозвучат сталинские слова о том, что «жить стало лучше, жить стало веселей», искренне и с энтузиазмом подхваченные миллионами.

Это была правда. Но не вся.

Мы - дети трудной истории. Мы свидетели и участники героического и трагического времени, пытаемся осмыслить, переосмыслить сквозь новоявленную шкалу общечеловеческих норм и идеалов, накопленных мировой и отечественной культурой ценностей пройденный страной, народом, своими родными и близкими, каждым из нас жизненный путь.

Есть над чем задуматься… Что в новом тысячелетии расскажем детям и внукам об узловых событиях века прошедшего - трех российских революциях, опустошивших страну двух мировых войнах и еще более страшной трагедии России – гражданской войне, цене коллективизации и индустриализации?. Какими красками нарисуем мы портреты лиц, стоявших у руля государства?

Сталин… Память тотчас же рисует хитрое рябое лицо, густые усы, прячущие усмешку. Неужели это тот человек, которому поклонялись люди десятки лет? Разве и сейчас мало его явных и особенно тайных сторонников? Часто слышишь: «При Сталине такого безобразия не было!», «Сталин бы такого не допустил, расстрелял бы сразу!», «Сталина бы на них!»

Что же это за время такое, когда люди добровольно умирали за палачей?

Что почитать об этом? Сегодня не хочется брать публицистику с ее страшными цифрами.

(Учащиеся знакомятся с выставкой книг:

О. Волков «Погружение во тьму»

С. Голицын «Записки уцелевшего»

В. Дудинцев «Белые одежды»

А. Ахматова «Реквием»)

Учитель. Да, колокола должны звучать погребальным звоном, чтобы в такт им отвечали людские сердца:

«Не повторится, не повторится,

не повторится никогда!»

Что же за всем этим было?

(Обращение к эпиграфу)

«Побежденные»… о чем этот роман?

- Как сказано в заглавии, это роман об отказавшихся от какой бы то ни было борьбы против советской власти, даже утративших надежду, что им удастся дожить до того дня, когда большевистский режим рухнет. У всех побежденных в памяти пожары и расстрелы, каждый день приносит им горькие вести о гибели близких, приходят вызовы в гепеу на допрос, надо носить передачи в тюрьму, провожать знакомых в ссылку и не обманываться в своих упованиях, что чаша сия кого-­то минет. Всего надо ожидать: тюрьмы, ссылки, расстрела. «Это называется классовой борьбой, Ася, - говорит молодой человек тоже из бывших Шура Краснокутский. - Мы хотим жить, учиться, быть счастливыми, но мы уже приговорены - вопрос в сроках только. Мы хватаемся, кто за иностранные языки, кто за науку, наша образованность пока еще якорь спасения, но они хотят иметь свои кадры, и когда создадут их - нас, бывших, будут выкорчевывать, как пни в лесу».

- Однако то, что сегодня хочется сегодня охарактеризовать одним, общим для всех людей словом страх, было все же у большинства каким-то иным состоянием.

Учитель. Страх сеяла власть, но всегда ли добивалась своего?

-Казалось бы, если поддаться страху и последовать здравому смыслу, всем этим «бывшим» не надо было жить в бывшем Петербурге, в своих бывших квaртиpax, превращенных в коммуналки, а надо было разъехаться по разным уголкам России, затаиться, по возможности поменять слишком громкие фамилии. Но они, если покидали свой дом, то не по собственной воле. А их ежедневный протест выражался в том, что, будучи выброшенными в зощенковский быт, в кошмар «вороньей слободки», они соблюдали весь привычный этикет, не отступали от своих, усвоенных с детства понятий, что прилично, а что неприлично. В их кругу всегда было известно и предопределено, как надлежит поступать в том или ином случае - вот и слава Богу, зачем же что-то устанавливать заново.

И. Головкина поясняет в романе, что только в 40-е годы война перемешала общество, а в 20-е и 30-е гг. дворяне и интеллигенты не смешивались с пролетариатом, и порожденный большевиками антагонизм был чрезвычайно обострен. Слово «интеллигент» широко употреблялось как ругательное, слова «офицерье», «буржуй», «помещица» были клеймами, которыми можно было безнаказанно травить.

В свою очередь в противоположных кругах слова «товарищ» и «пролетарий» произносились с насмешкой и становились синонимами тупости, хамства и зазнайства. И здесь автор «Побежденных» откровенно принимает сторону «бывших». При этом все «пролетарии» изображены далеко не в лучшем виде - за исключением славного юноши Вячеслава Коноплянникова, влюбленного в Лелю Нелидову.

СЛОВО ОБ АВТОРЕ

Ирина Головкина (Римская-Корсакова) - внучка великого композитора, имя которого не защитило ее семью от гонений и репрессий. Погибла в лагере сестра Ирины Головкиной Людмила - Леля Нелидова в романе «Побежденные». Намеревались выслать из Ленинграда ее мать - и выслали бы, но Софья Николаевна была уже тяжело больна и умерла у себя дома в постели, ее судьба тоже отразилась в романе. Сама Ирина Владимировна Головкина из-за своего непролетарского происхождения так и не смогла получить высшее образование.

Люди, близко знавшие ее, считали, что Ася Бологовская из романа «Побежденные» - это Ирина Головкина, а Олег Дашков - ее муж Капитон Головкин, портрет которого («портрет царского офицера») она никогда не прятала, проживая в коммуналке с разными соседями, ­портрет всегда стоял на комоде.

Роман «Побежденные» - первоначальное название «Лебединая песня» - появился в самиздате 70-х годов, но лишь немногие успели его прочесть, а позже, когда стало потоками выходить все неизданное, об Ирине Головкиной как бы забыли, что вряд ли случайно - ее тема и ее герои не попадали в общее русло. Она скончалась 16 декабря 1989 года, так и не увидев свой роман опубликованным, хотя его и удалось передать в Париж. Лишь в 1991г. друг семьи Римских-Корсаковых Л.И. Янсен принесла его в «Наш современник».