Смекни!
smekni.com

5 Раздел Развитие младшего школьника в процессе обучения (стр. 49 из 54)

Пища и утварь

В Белгородско-Курском крае пища была разнообразной, особенно в урожайные годы. Хлеб в доме был всему голова. В основном хлеб пекли из ржаной муки и, в зависимости от ее качества, он был сытным. По большим праздникам на столах появлялся белый крупчатый хлеб из пшеничной муки. В неурожайные годы хлеба не хватало и пекли его с добавками ячменя, овса, мякины, трав, желудей. Во всех уездах любили блины, особенно на масленицу и к храмовым праздникам. Их пекли из пресного теста, гречневой муки, а к столу подавали с маслом, творогом, сметаной, конопляным маслом и солью. Пекли пироги с разнообразной начинкой, а по праздникам, во время свадеб, похорон, поминок пекли специально ржаные хлеба, пироги без начинки, смазанные сверху свежим салом или коровьем маслом, а в постные дни толченым конопляным семенем.

Летом у поселян основным продуктом были щи из свежей капусты и свеклы, пироги с грибами, гречневые вареники, свежие огурцы, рыба, раки, лук, чеснок, редька, лесные ягоды, грибы, орехи. Часто на столе были тюря (самая проста еда: хлеб или сухари, корки, покрошенные в воде с солью), кулеш, уха, каша гречневая или пшенная с молоком. В скоромные дни, в зависимости от достатка, были и мясные продукты: баранина, молодой поросенок, жареный гусь, куры, вареное мясо, яичница с салом.

Зимой основным продуктом была кислая капуста, отварной горох, щи из квашенной капусты, соленые огурцы, квас, хрен, лук, редька с солью, репа вареная, моченая и сырая, каша гречневая с конопляным маслом, свежие, моченые, сушеные яблоки, сливы. К рациону прибавку давала охота на зайцев, куропаток, дроф, гусей и уток.

К праздникам готовили пиво, брагу, медовуху, медово-ягодные морсы, квас, изготовляли вино. Дворяне и помещики пили кофе, шоколад, чай; во второй половине столетия появился самовар, глиняные чашки и блюдца. Посуда преобладала деревянная и керамическая, в употреблении также была металлическая и стеклянная. Зажиточное сословие приобретало фарфоровые чайные и столовые сервизы, серебряные приборы. У крестьян посуда и утварь были в основном деревянными: бочки, сундуки, корыта, ведра и т.д. Много было в обиходе керамической посуды: горшки, чашки, кружки, миски. Преобладали в основном железные сковородки, ковши, кубки, миски, тарелки и т.д.

6. Рассказ Ивановой Кристины о старинных народных музыкальных инструментах нашего края.

Струнные инструменты

Балалайка.

«Русской певицей» называют в России самый любимый и распространенный инструмент - балалайка.

Версией о происхождении и родстве балалайки с другими подобными инструментами разных народов довольно много. Часто ей приписывается татарское происхождение. Слово «балабан» с татарского переводится как «дитя». Оно, вероятно, породило такие слова как «балакать», «балаболить» и т.д., заключающие в себе понятие о неразумной, детской болтовне. Возможно, корень этого слова со своим смысловым значением лег в название слабозвучного, бренчливого инструмента - балалайки.

Балалайка - один из наиболее молодых инструментов русского народа, так как в обиход она вошла не ранее 2-й половины, или даже в конце 17 века. Первое упоминание о ней мы находим в Петровском «Реестре» 1714 года, затем в исторической литературе, описывающей шуточную свадьбу князь -папы Зотова в 1715 году. По распоряжению Петра I свадебная церемония сопровождалась шествием групп, ряженых в различные национальные одежды. Каждая национальная группа играла на своих инструментах. Интересно, что балалайка на этой церемонии были даны в руки участников, одетых в костюмы калмыков.

Чаще всего встречаются балалайки с треугольным корпусом, по бывают овальной или яйцевидной формы. В Вятской губернии бытовало овальная балалайка, а в южных районах России корпус балалайки делали из тыквы. Такое описание инструмента можно встретить в произведениях Н.В.Гоголя. Овальная балалайка в 18 веке считались самыми лучшими по качеству. Особенно хорошо их делали, уже из дерева, вятские знаменитые мастера. Небольшой, легкий и в общем нетрудный для извлечения звука инструмент -

балалайка очень быстро становится популярным у русского народа. На ней исполняются несложные танцевальные мелодии. В ее сопровождении поют частушки, страдания, а наиболее талантливые народные музыканты играют сложные русские протяжные, лирические песни. О любви к балалайке свидетельствуют целые страницы в произведениях А.Пушкина, Ю.Лермонтова, А.Чехова, И.Тургенева, А.Островского и других русских писателей. В каждой российской деревне, селе, хуторе был свой музыкант, своя знаменитость. Имена народных исполнителей того времени история для нас не сохранила, но балалаечная традиция выжила и продолжает жить, благодаря современным музыкантам — любителям.

Вплоть до 50-х годов уже нашего 20 века балалайка была чуть ли не единственной, если не полновластной хозяйкой деревенской улицы.

6. Рассказ Ивановой Кристины о старинных народных музыкальных инструментах нашего края.

Духовые инструменты.

Кугиклы.

Кугиклы - это многоствольная флейта, известная в музыкальной науке как «флейта Пана». В разных селениях Курской области ее называют: «кувички», «дудки», «дудочки», «кувиклы», «тростянки», «цевки», наиболее устойчиво -«кугиклы» или «дудки». В целом кугиклы представляют собой три или наиболее часто пять трубочек разной длины, которые складываются горизонтально и «по росту». Диаметр всех трубочек одинаков, в основном «толщиной» в палец.

Трубочки изготовляются из камыша (тростника). Мякоть из дудочки вычищается гусиным пером, при этом нельзя «поранить» донышко трубочки. (Все пять трубочек открыты с одного конца, который вставляют в рот). Каждая следующая трубочка короче предыдущей на ширину большого пальца. Каждая из 5дудочск имеет свои интересные названия, начиная от самой длинной - гудень, подгудка, третяка, четвертяка, мизютка.

6. Рассказ Ивановой Кристины о старинных народных музыкальных инструментах нашего края.

Ударные инструменты.

Деревянные ложки.

Бесспорен и не требует доказательств тот факт, что ударные инструменты самые древние в мире музыки. В русской народной музыкальной культуре особой любовью пользовались ложки, трещотки, коса, рубель, бубен, бубенцы.

Самый доступный инструмент - деревянные ложки. Состоит этот инструмент из двух-пяти обычных деревянных ложек. Удары деревянной ложки по двум другим, зажатым между пальцами левой руки, вызывают шумовой эффект, подобный стуку кастаньет.

Самый распространенный прием - игра на двух ложках. Музыкант держит две деревянные ложки одинакового размера в правой руке, зажав ручку одной из них между большим и указательным пальцем, второй – между указательным и средним. Ложки повернуты друг к другу выпуклостями, но не касаются одна другой. Играют при такой постановке сидя. Нужно ударять ложками сверху вниз по левой ноге, другой удар приходится по ладони левой руки.

Интересен и такой прием, который, к сожалению, очень редко используется. Одну ложку приставляют ко рту, а другой бьют по ней. Рот открывается и губы делаются трубочкой. Таким приемом можно выбить нетрудные мелодии, с довольно точным интонированием.

Вообще ложки, как ударный инструмент, есть в каждом народном оркестре. Они звучат в ансамбле с другими ударными и очень часто, почти обязательно, солируют, особенно в танцевальных, характерных произведениях, производя всегда потрясающий эффект.

6. Рассказ Ивановой Кристины о старинных народных музыкальных инструментах нашего края.

Трещотка.

Этот ударный инструмент упоминается в документах, посвященных характеристике русской музыкальной культуре, уже в начале 18 века. Научное описание дал ему К.В.Квитка. Он описывает тульские трещотки, найденные им в 1940 году в г.Белев. О курских трещотках пишет и А.В.Руднева (1956г.). В 1970-х годах Ю.А.Багрив со студентами Московской консерватории посещает Белевский и Одоевский районы Тульской области и

привозит оттуда новые экземпляры трещотки. Исследователь Л.А.Бачинский обнаружил трещотки (1949г.) в Калужской области. Таким образом, четко выделились три места особого распространения этого инструмента - Курская, Калужская и Тульская области. Поскольку часть Белгородской области ранее входила в Курскую, остановимся на рассмотрении курской трещотки. Этот инструмент состоит из набора одинаковых, тонких продолговатых

деревянных (дубовых, кленовых, ореховых) пластинок (всего 14 штук) нанизанных на два ремешка или веревки. Между пластинками есть узкие деревянные прокладки. Крепления и шнуровка часто украшаются ветками, лентами, сюда же зачастую крепятся бубенчики.

Играют на трещотке так: обеими руками держат инструмент за веревки, раздвинув трещотку веером, исполнитель одновременным движением правой руки вниз, а левой - вверх заставляет дощечки ударять друг о друга. За счет быстрых и медленных движений рук на трещотке можно воспроизводить довольно сложные ритмы.

6. Рассказ Ивановой Кристины о старинных народных музыкальных инструментах нашего края.

Коса.

Коса используется как ударный инструмент без деревянной ручки, а только своей металлической частью. Косу берут за «пятку» левой рукой, а правой стучат по ней небольшой палкой. Левой рукой можно, при помощи крепкого зажатия и резкого ослабления, регулировать (относительно, конечно) тембр звука.

В селе Глуховка Алексеевского района был ансамбль в составе - коса, гармошка, балалайка. (В Белгородском государственном центре народного творчества есть видеофильм, снятый в 1990-х годах.)

«Первый опыт использования косы в профессиональной музыке относится к 1977 году, когда В.Комаров написал концерт для оркестра «Праздник в деревне». В 4-й части этого сочинения - «Веселые косари»- коса используется как сольный ударный инструмент.

6. Рассказ Ивановой Кристины о старинных народных музыкальных инструментах нашего края.