Смекни!
smekni.com

5 Раздел Развитие младшего школьника в процессе обучения (стр. 50 из 54)

Рубель.

Рубель - старинный бытовой прибор, которым гладили белье. Его также использовали как ударный инструмент, проводя деревянной палкой по ребрам рубеля. Сейчас делают рубель концертный, он меньшего размера, в середине его просверливают отверстие. Таким образом получается резонанс, и рубель звучит намного громче.

Перечислять оркестры, ансамбли (сельские самодеятельные или профессиональные), где используется коса, ложки, рубель не представляется необходимым. Руководитель - дирижер вправе вводить эти самобытные инструменты сам, украшая оркестровку произведения.

Что касается использования этих инструментов на праздничных сельских гуляниях, на домашних застольях, то совершенно невозможно представить деревенский быт, где бы не было косы, рубеля, ложек. Ведь это - предметы обихода, и в случае необходимости - они всегда под рукой. Конечно 20 век, век техники вытеснил рубель, и даже деревянные ложки стали сувенирными, но они настолько прочно вошли в народную музыку, что поменяли свой имидж, став музыкальными инструментами.

7. Выступление Гомозовой Наташи по вопросу «Народные костюмы Белгородской области»( работа с одной из витрин музея).

Одежда славян немного напоминала современную. Женщины носили длинные рубашки. Мужчины были одеты в просторные, подпоясанные кожаными ремнями рубахи и штаны из грубого холста – материи, полученной из толстых льняных ниток. В холода надевали на голову шапки из войлока (сваленной шерсти) или меха. На ногах носили лапти.


Материи домотканые: грубое сукно, холст (горожане). Лён был либо белый, либо небелёный, а шерсть была достаточно разнообразных цветов: натуральные цвета (белый, коричневый, чёрный), красный, зелёный, жёлтый, чёрный, а также могла быть клетчатой или полосатой. Остальные материи (тонкое шерстяное сукно, шёлк , тяжелая золотая парча и аксамит (золотая или серебряная ткань с разводами) , златотканые ленты, различные лёгкие и прозрачные ткани ) были привозными. Экспорт тканей в IX-XI вв. в основном шёл из Византии, Трапезунда, а также из греческого Херсонеса в Крыму, много тканей привозили непосредственно из Азии по торговому пути, шедшему по Хвалынскому (Каспийскому) морю и Волге. Конопля упоминается в исторических памятниках наряду со льном только с XI в. Ткани IX-X вв. определённо изготовлены на вертикальном ткацком стане, о чём свидетельствует так называемая третья, или начальная, кромка, вытканная на четырёх дощечках с четырьмя отверстиями, характерная только для вертикального стана. Обувь изготавливали из древесной коры, лыка (лапти), кожи сыромятной и дублёной (юфть – толстая, опойка – более тонкая). Меха: овчина, куница, белка, горностай, соболь, лисица, выдра, бобёр. При изготовлении одежды меха использовались для подшивки, или отделки. Вышивка на одежде, помимо чисто эстетических функций имела также охранительные, она рассматривалась как оберег; поэтому и дома ходили в рубахах, у которых были вышиты ворот, подол, обшлага рукавов. У славян основным цветом вышивки был красный. Красный цвет не только «красивый», но и цвет магический, оберегающий; остатки подобных верований можно легко найти в ритуалах крестьян XIX в.

Д.К. Зеленин объясняет значение красного цвета, как оберега, тем, что красный цвет символизирует огонь. Для окантовки узора служил чёрный цвет. Вышивка делалась шерстью и шёлком-сырцом, окрашенными мареной (красный – от почти алого в шёлке до коричнево-буро-красного в шерсти), ольховой корой и окисью железа из болотной руды (чёрный для шерсти). В качестве основных элементов орнамента можно назвать символы-обереги: засеянное поле, солнце, вода, «деревья-цветы» (символы плодородия как мужского, так и женского); а также самые простые геометрические орнаменты, например, полоса зубцов, либо треугольников. Богатые люди также могли себе позволить вышивку золотой и серебряной нитью.

8. Выступление Зарубиной Марины (Советский период на территории нашего края)

25 октября 1917 года в результате революции к власти приходят большевики и наступает время Советской власти. В нашем крае победное шествие Советской власти началось с Белгорода, имевшего наиболее боеспособную большевицкую организацию. После этих действий появились наиболее совершенные предметы домашней утвари. О некоторых предметах, представленных в нашем краеведческом музее, я сейчас и расскажу.

Керамические кувшины использовались для хранения масла, молока и других жидкостей.

Кинокамеры ( конца 50-х и 60-х годов 20-го века) говорят нам о том, что в общество проникал научно – технический прогресс. Утюг электрический (60-е годы 20-го века) был более практичен в использовании, чем его «угольные» предшественники.

Все приведённые выше предметы обихода говорят нам о том, что Советский период сыграл важную роль в жизни людей нашего края, помог нам продвинуться вперёд по лестнице развития.

9. Родина Лена. Анализ рисунков, сделанных учащимися нашего кружка.

В нашем кружке дети занимаются не только изучением истории родного края, но и изобразительным искусством. На стенде представлены рисунки, нарисованные учащимися нашей школы и нашего кружка. На них изображены достопримечательности нашего города, а также пейзажи и изобретения русского быта.

1) На первом рисунке мы наблюдаем вид на городской сквер и женский монастырь. Этот рисунок был выполнен в графическом стиле в черно – белых тонах. У ученицы видимо появилась духовная потребность и она решила нарисовать именно этот женский монастырь.

2) На втором рисунке мы видим изображение природы. Так показала нам красоту русской природы бывшая ученица нашей школы. Так она её увидела в тот момент и изобразила. Обратите внимание на художественную сторону этих 2-х рисунков.

Насколько они профессионально выполнены.

Здесь присутствуют рисунки детей, которые ходили в художественную школу, а также тех, кто занимается самостоятельно живописью.

Например, вот несколько рисунков, на которых отображён быт русского народа. Мне кажется, что эти рисунки дети создали потому что занимаются в нашем кружке краеведения. Они именно так увидели старинную Русь и решили запечатлеть её именно так в своих рисунках.

В своём кружке краеведения мы пытаемся не только исследовать историю родного края, но и дать возможность членам нашего кружка реализовать свои творческие возможности.

10. Озеров Сергей. Прикладное творчество как элемент работы краеведческого кружка.

Область искусства, охватывающая ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта.

Создание произведения декоративно-прикладного искусства—сложный творческий процесс: художник воплощает свой замысел, свою художественную идею средствами данного вида искусства. Основа этого творческого процесса— поиски гармонии композиции, орнаментального ритма, цвета и материала.

Композиция декоративного текстильного произведения это ритмически организованное членение его плоскости, когда все орнаментальные или изобразительные элементы выполнены в единых художественных и технических приемах и подчинены общему художественно-декоративному замыслу. Другими словами, это внутренняя взаимосвязь материала, художественных средств и идейно-образного содержания. Формальные приемы композиции во всех художественно полноценных произведениях стоят в тесной связи с основным идейным замыслом художника, со всем его художественным языком, эмоциональным складом его натуры. Работа над композицией заключается в сознательном нахождении композиционных решений в каждом отдельном случае в зависимости от поставленных себе художником задач, от всего его творческого отношения к миру. Ритмически организованный рисунок легко превращается в орнамент — основу композиции.

Не следует думать, что орнамент только многократное повторение сходных элементов рисунка. На головном платке или в небольшом ковре, например, может быть изображена одна вежа, свободно вписанная в квадрат или прямоугольник. В ней не повторяется ни один цветок, ни один лист, но отдельные группы, просветы фона между ними, сам характер изображения воспринимаются как орнамент, так как они образуют ритмический повтор сходных между собою форм. Очень важное значение приобретают красивая и четкая прорисовка деталей, общего силуэта и применение живописных или графических разработок, обогащающих рисунок. Работа художника над новым произведением начинается с выбора темы соответственно назначению изделия. На данном этапе особенно важна не только конкретная информация, содержащаяся в изображаемых элементах, но и тот декоративный образ и эмоциональное настроение, которые художник стремится передать с помощью различных художественных средств.

11. Подведение итогов. Мы подвели итоги нашей работы, проделанной в течение 3-х последних лет.

Останавливаться на достигнутом мы не будем. Уже есть планы на следующий год. Необходимо развивать начатые направления, постараться вывести их на ещё более высокий уровень, а со следующего года мы планируем ввести ещё два направления: литературное краеведение и географическое краеведение. Это позволит нам иметь более целостную картину исторических, общественных, культурных преобразований на территории нашего края.


Приложение

Курс по выбору «Семейное право»

(для 9 классов, разработал: учитель истории Сбитнева Т.В.)

Пояснительная записка

Семейное право регулирует особый вид общественных отношений - между людьми, возникающих из фактов заключения брака, его расторжения, признание брака недействительным, кровного родства, свойства, события рождения детей, принятие детей на воспитание в семью, а также отношений, складывающихся между бывшими членами семьи.