Смекни!
smekni.com

5 Раздел Развитие младшего школьника в процессе обучения (стр. 37 из 54)

Каждое отделение имеет походный топор, страховой запас воды.

Проверки перед выходом показывают, что не все учащиеся выдерживают эти требования. Приходится проявлять настойчивость. Хорошая, тщательная экипировка позволяет избежать многих неприятностей.

Полевой выход – самый трудный для руководителя день. Слишком много вопросов, которые необходимо контролировать. При правильном подборе командиров отделений, ситуацию можно контролировать на должном уровне.

Что касается воды, то в приказе всегда указывается, что питье воды из непроверенных источников запрещается. Выход один – пить только свою воду. В ходе полевого выхода будущий воин должен получить представление об экономном расходовании воды. В отделение должен иметься определенный страховой фонд воды на непредвиденный случай.

Очень больших хлопот представляет близлежащий водоем, особенно в жаркий полдень. В приказ на этот случай включается пункт о запрещении одиночного купания.

Из последующих дней, по степени напряженности и сложности для сохранения здоровья учащихся – стрельба из автомата Калашникова. Тщательный инструктаж по технике безопасности, строгое соблюдение этих правил – залог успеха.

Следующий ответственный этап – посещение воинской части. Здесь нужна собранность и организованность группы. Разгильдяйство, болтовня, расхлябанность юношей недопустимы. Нельзя терять авторитет школы. Элементы строевой подготовки необходимы. На этих занятиях учащиеся получают реальные подтверждения того, что они слышали при изучении устава.

Занятия на базе школы трудностей особых не представляют. Здесь необходимо учесть, что занятия идут уже несколько дней. Парни устали и нельзя допустить расслабления.

Заключительный этап.

Подведение итогов необходимо подводить каждый день. Кроме того, каждый учащийся должен знать оценку своей работы ежедневно.

Потребность учащихся в творчестве

через урок технологии.

Свиридова Л.И.

В процессе трудового обучения имеются большие возможности для творческого развития личности. Такие возможности заключены как в содержании программного материала, так и в организации процесса обучения, в его формах и методах

В нынешних условиях с особой остротой встает проблема подготовки подрастающего поколения в будущей самостоятельной трудовой жизни, его самоопределении, самореализации.

Переориентация общества в сфере духовных ценностей, растущий интерес к национальным традициям и искусству дают возможность учителю, особенно в разделе программы технология «Художественная вышивка», обеспечить единство обучения и творчества.

Нет смысла доказывать, что развитие руки способствует общему развитию ребенка, в том числе и интеллектуальному, что ручные работы для детей с невысоким уровнем развития познавательных способностей являются своего рода «палочкой-выручалочкой». Они – подростки, получают возможность проявить себя среди сверстников, заслужить одобрение, преодолеть складывающиеся психологические комплексы. Именно этот мотив, большое желание детей приобщиться к истокам народного творчества, дает право внести изменения в программу. Чем больше содержание уроков отвечает интересам учащихся, тем шире представляется ребенку возможность по усвоению материала, саморазвитию, самовоспитанию. Чтобы учащиеся начали творчески применять полученные знания, необходимо, чтобы они испытывали потребность в такой деятельности.

Ручная вышивка способствует развитию творчества, открывает путь к самовыражению, пробуждает фантазию, воспитывает вкус, духовно обогащает. Профессиональное владение ручной вышивкой — это то преимущество, которое в дальнейшем пригодится каждой девушке как для себя, так и, возможно, даст шанс в индивидуальной трудовой деятельности.

Искусство вышивания базируется на знании выполнения техники стежков, присущих определенному виду вышивки. Основа вышивки — безупречная отработка качества вышивания. Аккуратная и точная работа, даже очень простая по технике, намного выигрывает по сравнению с технически сложной, но небрежной работой.

В планировании раздела «Художественная вышивка с изготовлением изделия» 75% учебного времени отведено на практические работы по освоению техники ручных стежков и отработке навыка по выполнению вышивки непосредственно на изделии. Теоретические знания, благодаря своему практическому, прикладному характеру, предоставляют ученицам большие возможности для осмысления понятия «соединение теории с практикой», для творческой активности, самовыражения. Именно в этом причина того, что данная сложная тема вызывает неподдельный интерес, желание получить максимально возможный уровень знаний и умений.

Каждая ученица — личность со своим внутренним миром, который поначалу, быть может, бессознательно, она будет выражать в своих работах. Основная задача — помочь ей в этом и направить ее по пути духовного и профессионального совершенствования. Необходимо создать такие условия, чтобы ученица любого уровня подготовки и развития чувствовала себя свободной личностью, зная, что она сама выбирает уровень сложности работы, а учитель — помощник и проводник на сложном пути постижения профессионального мастерства. Поэтому в основу тематического и поурочного планирования заложен дифференцированный подход к работе с учащимся. Эффективность усвоения трудовых действий во многом зависит и от возрастных особенностей учащихся. В период с 11 до 15 лет идет перестройка организма учащихся, впервые дети начинают, по выражению взрослых «показывать характер», идет поиск собственного «Я». Для них не так важно освоение программных (обязательных) знаний и умений, главное - самоутверждение в творчестве, в практической направленности своего труда, в обязательном доведении изделия до определенного эстетического вида (в предметы украшения интерьера, подарки). Поэтому занятию отводится большее количество часов на самостоятельную работу и дается право выбирать изделие по своему желанию.

Но в чем же заключается творчество учащихся? В том, что на начальном этапе, познакомившись с образцами работ разного уровня сложности, ученицы составляют свою композицию изделия. В рисунки непременно включаются элементы, обязательные для начального обучения. Тем, кто испытывает затруднения в первоначальном композиционном решении, предлагаются готовые рисунки, в которые девушки по желанию могут вносить изменения. В каждом рисунке обязательно проявится индивидуальность исполнителя. Ученица сама, чувствуя рисунок, выбирает, как она будет использовать изучаемые техники для выполнения работы, устанавливает уровень сложности, исходя из своего «хочу» и «могу».

В ходе индивидуальной зачетной беседы оценивается не только работа в целом (внешний вид изделия, качество обработки срезов, качество техники выполнения стежков, уровень исполнения), но и каждый этап ее выполнения, причем по самому удавшемуся элементу, даже если этот элемент выполнен в дополнительное время.

Ученица смотрит на свою работу с позиции человека, уже имеющего начальный опыт выполнение вышивки, умеющего видеть свои ошибки и успехи. Задача педагога — во время беседы подтолкнуть ее к анализу собственных действий, что очень важно для развития творческих способностей.

Этот метод дает отличные результаты. Повышается интерес, нет страха перед плохой оценкой, появляется стремление сделать больше и лучше. Каждая ученица использует возможность сделать свою работу индивидуальной, неповторимой. По окончании обучения годовой программы большинство девочек выбирает для выполнения творческого проекта творческую работу, связанную с вышивкой. Это говорит о том, что мои ученицы, почувствовавшие вкус к творческой работе, стремятся к самовыражению и самоутверждению. Они хотят проявить свою индивидуальность, получить максимальное удовольствие от выполняемой работы.

Уроки технологии — особые уроки, На них, как ни на других, в силу специфики предмета учитель близок к ученику. Он стремится любую работу — вышивание, изготовление швейного изделия, вязание или плетение, лоскутное шитье или работу соломкой — сделать максимально индивидуальной. Ну а если из урока в урок учитель пробуждает мысль у детей, создает условия для творчества, если дети с нетерпением ждут урока, и на занятиях нет равнодушных и скучающих глаз, значит, можно сказать: «Усилия педагога потрачены не напрасно». Приведу пример одного из урока раздела программы «Художественная вышивка».

Тема: Вышивка в стиле «рококо»

Практическая работа: изготовление изделий для домашнего обихода (прихватки, салфетки, игольницы) с использованием вышивки.

Цели урока: обучить учащихся приемам вышивки в технике «рококо»; ознакомить учащихся с историей возникновения вышивки «рококо»; ознакомить со стилем «рококо»;

развитие эстетического вкуса творческого потенциала; способствовать практической направленности ручного труда.

Наглядные пособия: образцы изделий с разными видами вышивок, иллюстрации - одежда 17 века, архитектура, скульптура 17-18 века, старинные подсвечники, свечи, старинная музыка.

Новые слова: рококо, стиль.

План занятия

«Рукам работа - душе праздник»

(народная поговорка)

Учитель:

Один стежок, другой стежок

Не спи моя иголка

Раскрылся лист, расцвел цветок

Лазоревого шелка.

К себе я птиц сегодня жду

Они вернуться к маю

И это дерево в саду

Для них я вышиваю.

Т. Габбе.

По этим стихам вы уже догадались, что урок посвящен вышивке. Люди занимались этим искусством с очень древних времен и эта красота, переданная одним поколением другому (судя по изделиям в мастерской - их у нас много) вызывает у нас такие чувства, как зависть, восторг, удивление, просто поражаешься - умели люди создавать красоту - но есть способ утешиться - обучиться приемам прошлого. Достаточно знать один шов, чтобы создать шедевры: картины выполнены элементарным крестиком, скатерти, вышитые тамбуром, салфетки, вышитые гладью.