Смекни!
smekni.com

5 Раздел Развитие младшего школьника в процессе обучения (стр. 17 из 54)

Учитель. Значит, пришло время?

Во всей этой предыстории к публикации романа тоже есть внутренняя взаимосвязь с тем, как он создавался, при каких обстоятельствах, - и, главное, здесь можно найти объяснение, в чем заключается очарование романа (другого слова не подберешь), которое передается и неискyшенному читателю, и людям с высоким литературным вкусом.

Какие вы заметили особенности в творческой манере автора?

- Если сравнить «Побежденных» с воспоминаниями Олега Волкова и Сергея Голицына, то, конечно же, и «Погружение во тьму», и «Записки уцелевшего» написаны с большим литературным мастерством. А у Ирины Головкиной другая система координат, однако неопытность автора, быть может, помогла передать все увиденное и пережитое так, как оно и было, не уходя на дистанцию от своих персонажей.

- В романе мы не встретим «современного переосмысления», он весь пронизан духом давно ушедшего времени, в нем сохранились оценки личностей и событий на том, прежнем уровне, и полностью отсутствует что называется широкая панорама эпохи с разными там съездами, пятилетками - только жизнь «бывших», численно небольшого мирка, но все же вместившего в себя ту Россию, «которая не дала... изменить себе лицо и сердце». Побежденные, но не унизившиеся.

- Высказывания учащихся о героях, их судьбах: Ася, Олег, Леля.

- У русского дворянства в эпоху кровавого террора озарилось ярчайшим светом все то, что формировалось из поколения в поколение и было обыденным, само собой разумеющимся. Но если разобраться в наших чувствах от встречи с этими побежденными, то нас не может не восхитить их верность дворянским традициям, стойкость и бесстрашие при внешней слабости и даже беспомощности, прочность русской культуры, то есть прочность созданного историей «родового нашего типа» (Достоевский).

- В сущности, прочность человеческого типа и сегодня испытывается на излом. Вот почему сегодняшнему читателю так близки судьбы героев романа «Побежденные»: хватит ли у современного человека сил, чтобы не дать изменить себе лицо и сердце? То есть, сможет ли Россия, потерявшая лучших из лучших, вырастить вновь высокую культуру и духовность?

Думается, ответ не так уж безнадежен, как некоторым кажется.

Вернемся к тексту романа.

Время действия в романе - начало 30-х годов, страшных 30-х.

«Цapcтвo тьмы, - говорит Елочка Асе Бологовской, они губят все лучшее, все светлое?.. им надо убить, понимаете ли, убить Россию, и в частности поразить ее мозг, русскую мысль, русское сознание. Для этого они губят носителей этого сознания. Ваше горе - горе России». В ответ Ася поднимает на Елочку изумленные глаза. Ей самой и в голову бы не смогла прийти такая мысль.

Житейски неумелая Ася живет на удивление бесстрашно. И вершина ее бесстрашия, ее свободы от всей окружающей действительности - любовь, замужество, семья, дети. Все должно быть так, как мечталось ей с детства. Он - князь, кавалергард, герой войны с немцами, герой белого движения. В новой действительности это означало, что до него доберутся и расстреляют, а ее с малыми детьми отправят в ссылку. Но в романе есть объяснение этому бесстрашию. Где оно?

- Пасха в бывшем Петербурге, площадь перед Преображенским собором. Не жгли свечей, молчали колокола, крестный ход не выходил наружу - все было запрещено. Но толпа вокруг храма росла, заполняя ближние переулки, конная милиция теснила толпу по краям. Все понимали, что возможна облава, - и не уходили, стояли, сняв шапки.

«Идея бессмертия носилась в эту ночь над толпой. Перед этой величайшей идеей красный террор был бессилен».

ВЫВОД: Роман содержит свидетельства возрождения веры, очищения православия от всего мелкого, суетного, корыстолюбивого. И неправильно мнение, что русская церковь склонила голову, покорилась. В подпольное религиозное движение уходят caмыe юные герои романа - Мика и Мэри.

Кстати, само слово «подполье» не революционное, а старинное русское, от раскольников, прятавших свои книги под полом. Верующие всегда знали, что существует эта огромная сила, появляясь то там, то тут.

В романе «Побеждённые» Мика Огарёв представлен как искатель новой русской идеи. По его убеждению, высшее сословие России было справедливо наказано за свои грехи. В возрождение белого движения он не верит. А идея, к которой пришёл Мика Огарёв, восходит к нашему сегодняшнему осмыслению судьбы России, ­идее нравственного возрождения народа через православие.

Если читатель ищет, как спасти свою память и свою веру, то именно это произведение ему и нужно.

Роман заканчивается строками из дневника Елочки, которые звучат как молитва: «О Родина! Я жду твоего обновления! Когда догорит наконец костер, когда издохнет Чудовище и вскроется давний гнойник на твоем теле и на воскресшую Русь прольется с неба «страшный свет», тогда я пойму, для чего были нужны такие жертвы.

Но теперь... Теперь весь мир превратился в поминки…»

(Звучит церковная служба по умершим)

Учитель подводит итог урока.

Домашнее задание: мини-сочинение «Размышляя над страницами романа…» (Проблема: каким человеку быть?)

Тема Великой Отечественной войны в произведениях белгородских писателей.

Шевцова Т.И.

Уроки литературы ориентированы на художественное и социокультурное образование, призванное оказать помощь в становлении духовного мира человека, создании условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании на примере положительных героев художественной литературы. Образцом такой литературы является творчество белгородского писателя Владислава Мефодьевича Шаповалова, произведения которого глубоко западают в душу ребенка-читателя, способствуют воспитанию в нем благородных чувств; возвращают к героическим страницам прошлого, раскрывая такие понятия, как «патриотизм», «героизм», «мужество», «человечность».

Художественное слово Владислава Мефодьевича Шаповалова красной нитью проходит через все уроки, посвященные теме Великой Отечественной войны, ворвавшейся в жизнь людей, не потерявших чувства милосердия и сострадания. Об этом урок в 6 классе по теме: «Проявление человечности в годы Великой Отечественной войны в повести В.М.Шаповалова «Мишка».

Цель: 1.Путём беседы и проверки индивидуальных заданий для учащихся выяснить, как усвоено учащимися содержание повести «Мишка».

2.Развивать на уроке навыки выразительного чтения и логики мышления.

3.Способствовать воспитанию у учащихся чувства сострадания.

Оформление урока:

1. Выставка книг В.М.Шаповалова «В мире волшебника слова».

2. Диафильм по рисункам-иллюстрациям к повести, выполненным учащимися.

3. Видеофильм «В гостях у писателя В.М.Шаповалова». (Фильм снят учащимися).

4. Эпиграф: «…Вся проза писателя светится добром ко всему живущему на земле.» (Пётр Сальников)

5. Словарь: финишёр-(финиш - конечный пункт дистанции), бочажина- (бочаг-глубокое место в реке, небольшое озеро, остаток пересыхающей реки) .

Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

1) Сегодняшний урок мы начнём словами писателя Петра Сальникова:

«…Вся проза писателя светится добром ко всему живущему на земле.» Творчество какого белгородского писателя можно охарактеризовать этими словами? ( В.М.Шаповалова).

· Что характерно для произведений писателя? («Проза светится добром».)

· Как понимать выражение «светиться добром?» (Относиться по-человечески ко всему окружающему тебя миру.)

2)Тема урока. Сегодня на уроке мы поговорим о человечности, о том смысле, который мы вкладываем в это понятие. «Что такое человечность?» по повести В.М.Шаповалова «Мишка». Вопрос, остро звучащий в наше сложное время, когда общечеловеческие понятия вытеснены стремлением к материальной наживе.

3)Цель урока. Содержанием повести «Мишка» постараемся доказать, что духовность, гуманность превыше всех материальных благ, которые не несут в себе воспитательной силы.

2.Биография писателя В.М.Шаповалова. Готовясь к сегодняшнему уроку, вы должны были найти материал о жизни писателя.

Может быть, он поможет ответить на вопрос: «Что вмещает в себя такое понятие, как «человечность»? Перелистаем страницы биографии В.М.Шаповалова.

· Детство, юность.

· Война в жизни писателя.

· Послевоенные годы, начало трудовой деятельности.

· Писательская работа.

1).Обращение к выставке книг «В мире волшебника слова».

Учитель: Выставка книг говорит о богатстве творчества писателя. Здесь книги и для совсем маленьких, и для детей постарше. Книги на русском, польском, португальском языкам. Здесь и повесть «Мишка», содержание которой в центре внимания нашего урока.

· О каких фактах из творческой биографии писателя вы хотели бы узнать подробнее? (История создания повести «Мишка»)

2).Видеофрагмент «В гостях у В.М.Шаповалова». Об истории написания повести «Мишка» мы узнаем из видеосюжета, рассказывающего о встрече учащихся нашего класса с писателем в его доме, творческой лаборатории.

(Учащиеся смотрят видеосюжет, дающий ответ на вопрос: «Какие факты легли в основу написания повести «Мишка»?)

3.Беседа по содержанию повести «Мишка».

· О чём повествуется в этом произведении? (Эта повесть о том, как ворвалась Великая Отечественная война не только в жизнь людей, но и в жизнь животных)

· Что принесла с собой война? (Жестокость, разлуку, одиночество). Об этом глава «Одиночество».

· Кто хотел бы выразительно прочитать эту главу, соблюдая авторскую интонацию и авторский замысел?

4.Выразительное чтение учащимся главы «Одиночество».

Учитель: Но одинокая жизнь Мишки продолжалась недолго.

У него появляются друзья. Кто они? Узнайте их.

5.Викторина.

· «Не любил рассказывать о себе. Да и не умел. Медали и ордена сами говорили за него». (Лейтенант Пётр Ефимович Волжанов)