Смекни!
smekni.com

Р. О. Агавелян Кандидат психологических наук, доцент (стр. 38 из 49)

Первая фаза. Мимические и пантомимические этюды.

Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства, правильно их изображать и полноценно проживать, а также овладение навыками управления своей эмоциональной сферой. Модели выражения основных эмоций (радость - удовольствие, удивление, гнев-злость-зависть, обида-досада, грусть- печаль, страх- испуг, тревога-беспокойство и др.) и некоторых социально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.). Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, той или иной походкой.

Вторая фаза. Этюды и игры на выражение отдельных качеств характера и эмоций.

Цель: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

Третья фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ. Цель: коррекция настроения, агрессивных форм поведения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделирования отдельных ситуаций.

Четвертая фаза. Психомышечная тренировка.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения и черт характера. Заканчивать занятие можно успокоением детей, обучением их приемам саморегуляции, либо хоровым пением под музыку с элементами танца, скандированием каких-нибудь любимых веселых стихов с движением. Выбор здесь зависит от особенностей психического состояния детей, их возраста, поведения, настроения. И здесь очень многое зависит от ведущего, его мастерства и от того, как он понимает и чувствует детей. Огромное мастерство требуется от ведущего, чтобы научиться обыгрывать всевозможные инциденты, отклонения от запланированного на занятии, делать эти отклонения элементами игр, включения их в сюжет, в развитие темы, но никогда не делая их причиной замечаний или наказаний “провинившегося” ребенка. Здесь роль ведущего — стараться вовлечь детей в игру, включить в работу их внутреннее внимание, направить его на осознание того, что в них происходит во время игры, ведущий должен уметь гибко изменять свою позицию: то становясь участником игры-драмы, активно увлекающим, соблазняющим и показывающим, то просто наблюдая или режиссируя, но ни в коем случае не заставляя, не оценивая, не наказывая.

При регулярном выполнении комплекса психогимнастических упражнений у ребят складывается ощущение цельности, ясности и надежности собственного тела, как необходимых контактов физического и эмоционального благополучия. Таким образом, детям становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.п.), изживаются невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность, конфликтность и агрессивность).

На занятиях психогимнастикой дети обучаются азбуке выражения эмоции — выразительным движениям. Имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет не только психопрофилактическую функцию, но и функцию лечебно-педагогического воздействия на детей с неврозами, нервно-психическими расстройствами, с отклонениями в поведении и так далее.

Во-первых, активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию.

Во-вторых, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. Это особенно важно потому, что в силу своих возрастных особенностей дети часто не осознают своих “ психологических заноз”.

В-третьих, у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций, и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины нервного напряжения у некоторых детей.

В психогимнастике предлагаются этюды, игры для коррекции нежелательных черт характера. Роли между детьми распределяются так, как советует А. И. Захаров: роль, напоминающую нежелательные черты характера и поведения ребёнка демонстрирует в этой же ситуации другой ребёнок или ведущий, затем первый и второй ребёнок меняются местами.

Иногда ребёнок, у которого необходимо корригировать то или иное отклонение в поведении, сначала смотрит сценку, где один из играющих демонстрирует отрицательные черты его характера и поведения, после чего маленький наблюдатель выбирает себе любую роль в этом же этюде. Сценка повторяется несколько раз. Таким образом, ребёнок получает сведения о том, как другие справляются с ситуацией, он узнаёт, что в одной и той же ситуации можно повести себя плохо и хорошо. В ход пускается познание отождествления, ребёнок на эмоциональном уровне осознаёт себя, остаётся только во время саморасслабления путём внушения укрепить приобретённые им на психогимнастике новые знания о себе.

Изобразительная деятельность и музыка как вспомогательные средства, способствующие коррекции поведения

К вспомогательным средствам, используемым как средства коррекции настроения, поведения и эмоций у детей, относят рисование и музыку.

Рисование. Стремление рисовать присуще детям старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Оно свидетельствует о развитии образного мышления и потребности выразить себя. Изучение рисунков позволяет лучше понять интересы, увлечения детей, особенности их темперамента, переживаний и внутреннего мира. Уже само преобладание серых тонов и доминирование черного цвета в рисунках подчеркивает отсутствие жизнерадостности, пониженный тон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок. Наоборот, яркие, светлые и насыщенные краски указывают на активный жизненный тонус и оптимизм. Широкие мазки при рисовании красками, масштабность, отсутствие предварительных набросков и последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, показывает уверенность и решительность. Повышенная возбудимость и особенно гиперактивность находят свое выражение в неустойчивости изображения, его смазанности или в небольшом числе отчетливых, но пересекающихся линий. При заторможенности и тем более беспокойстве, дети рисуют мало, предпочитая другие виды деятельности.

Рисование помогает обучать детей навыкам адекватного восприятия и выражения эмоций, усиливает эффект от постоянно проводимой на занятиях психогимнастикой тренажа отдельных видов неречевого общения - мимики и пантомимики. О возможности использования изобразительной деятельности в психокоррекционных целях говорится во многих работах, посвященной детской психотерапии. За рубежом это арттерапия (лечение искусством). В нашей стране метод использования изобразительной деятельности в лечебных целях называется рисуночной психотерапией (А. И. Захаров, 1982) или изотерапия (Р. Б. Хайкий, 1988).

Рисование помогает снимать напряжение у детей. «Графическое отреагирование» особенно важно для тех детей, которые не могут выразить свои конфликты и осознать их из-за бедности аффективного словаря. На занятиях психогимнастикой применяются такие виды изобразительной деятельности, как рисование с помощью шаблонов и условных фигурок, игру в кляксы, тематическое и свободное рисование для снятия страхов.

Мимика в рисунках. Тренировать умение распознать эмоциональное состояние по мимике можно с помощью разрезных шаблонов — своеобразных пиктограмм, которые представляют собой набор карточек. На них с помощью простых знаков изображены различные эмоции. Рассматривая пиктограммы, дети называют настроение, которое оно символизирует.

Пантомимика в рисунках. Особенно любимы детьми занятия, во время которых на бумаге с помощью условных фигурок изображаются различные позы (“скелетики”). Условные фигурки сигнализируют эмоциональное состояние человека. Дети, получив карточку с изображением фигурки в той или иной позе, должны дорисовать её. У них при помощи такой тренировки происходит запоминание, какая поза какому эмоциональному состоянию соответствует, происходит понимание своих эмоционально-психологических состояний и других людей.

Игра в “Кляксы”. Она помогает ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Детям предлагается согнуть лист бумаги пополам. На одну сторону листа нанести несколько крупных капель краски. Затем второй половиной листа накрыть капли и прижать. Разглядывая получившиеся узоры, дети отыскивают, на что же они похожи. Эта игра вызывает у ребят эмоции радости и интереса, пробуждается воображение, сосредотачивается внимание на физических действиях, вызывающих положительные эмоции, то есть на действия необходимые для изготовления “картин” из клякс. Разглядывание разноцветных пятен и фантазирование по их поводу стимулирует воображение и увлечение игрой в кляксы. И чем увлечённее ребенок, тем сосредоточеннее, менее суетливым и агрессивным он становится. Большой выбор материала по данному виду работы с детьми предлагает О. А. Белобрыкина (Маленькие волшебники, или на пути к творчеству. — Н-к., 1993).