Смекни!
smekni.com

Р. О. Агавелян Кандидат психологических наук, доцент (стр. 44 из 49)

4. "Настойчивость – сопротивление"

Процедура "настойчивость – сопротивление" предназначается для того, чтобы человек научился свободно пользоваться всеми аргументами "за" и "против", прежде, чем давать свое согласие на какую-либо просьбу или отказывать в ней.

Процедура начинается по взаимному соглашению. Один из партнеров, играющий роль "настойчивого" излагает свою просьбу, другой участник к которому эта просьба была обращена, рекомендуется автоматически отвечать "нет", объясняя свой отказ какой-нибудь подходящей причиной. Далее тот, кто настаивает, просит должен отыскать как можно самых разнообразных и убедительных причин, которые могли бы заставить партнера согласиться и сказать "да". Тот, кто сопротивляется, должен в свою очередь придумать все возможные причины, почему ему приходиться отказываться и ответить "нет". Эти причины не должны быть надуманными или ложными.

Процедура заканчивается, когда кто-то один говорит: "вы меня убедили". Можно договориться заранее о длительности процедуры.

5. "Выставка обид"

Данная процедура предназначается для того чтобы выводить наружу все тайные взаимоотношения об обидах и раздражениях, которые долгое сих пор не находили своего выхода. В большинстве взаимоотношений такие чувства не именуемо присутствуют, они могут множиться, пока последняя капля не переполнит чашу и отношения не кончаться разрывом. Во время этого взрыва ярость и раздражение могут излиться в такой резкой и не приемлемой форме, что последующее восстановление добрых отношений становится невозможным.

Процедура "Выставка обид" применяется при условии взаимного согласия участников. Каждый из них составляет список всех своих обид, в произвольном порядке. Список зачитывается вслух, причем никаких ограничений времени не ставиться. Слушающий чтение списка должен хранить полное молчание, ничего не отвечать и не оправдываться, пока чтение не окончено. Затем второй участник принимается читать свой список. Пока обе стороны не прочтут все до конца, никакое обсуждение пунктов этих списков не допускается.

После этого оба участника могут поступать с этой информацией по-разному, например:

1.Полностью похоронить определенные пункты, согласившись предать их отныне навсегда забвению.

2.Устроить обмен некоторыми обидами, в таком роде: "Я согласен забыть о том, как ты…, а ты со своей стороны не будешь больше вспоминать …"

6. "Этого я не выношу!"

В процессе данной процедуры каждый из участников составляет письменный список таких деталей поведения другого, которые он не выносит и считает ударом ниже пояса.

Также "больные места" у каждого свои, то, что один воспринимает как незначительное замечание, другой может – как жестокую обиду. Если люди хотят, чтобы между ними установились отношения близости и доверия, то они непременно должны считаться с "больными местами" друг друга, знать о них и взаимно уважать чувства друг друга.

Экспрессивная психомоторики в работе с проблемными детьми.

Особые коррекционные и развивающие возможности предоставляет специально организованная среда в спортивном зале для проведения практических занятий по психомоторике. В.В.Клименко (1996) писал, что «психомоторика – механизм развития не только тела, но и души, потому что координация движений – зеркало умственных процессов».

Психолог-психомоторик из Италии, специалист по невербальным видам общения и телесной терапии, преподаватель Миланского Католического Государственного Университета, работавшая в Новосибирске в рамках программы «Темпус» Розальба Армандо, практический психолог Е.И.Карандашова [66] считают, что экспрессивная психомоторика предназначена для развития двигательной моторики, эмоциональный и познавательный сферы у детей дошкольного возраста, так как в это время ребенок еще не может сам производить коррекцию своего поведения; движение, голос, взгляд взрослого дают начало пути, который ведет ребенка к построению собственной идентичности. Такие занятия уже давно используются нами в организации психокоррекционной работы с детьми, имеющими те или иные поведенческие, эмоционально-личностные проблемы. Возрастной диапазон участников занятий психомоторной практикой 4 - 10 лет.

Цель психомоторной практики – раскрытие экспрессивности ребенка, которая включает в себя моторные, аффективные и познавательные компоненты. Опираясь на экспрессивность ребенка, мы можем способствовать его развитию, то есть актуализировать его резервные возможности, как в моторной и эмоциональной сферах, так и в сфере развития его мыслительной деятельности.

Спортивный зал общей и специальное оборудование позволяет создать различные виды развивающего пространства:

- сенсомоторного пространство, используемое для движений, развития общей моторики, где ребенок получает возможность для развития вестибулярного аппарата, переживания ощущений равновесия и потери чувства равновесия, бега, лазания, прыжков с высоты, кувыркания и так далее., пространство для символической и сюжетно-ролевой игры и место отстранения.

- Пространство для символической и сюжетно-ролевой игры, где ребенок сам или с помощью взрослого может организовать себе место, напоминающее ему дом, больницу, пожарную часть и т.д., развернуть игру, проживая различные чувства: радость, тревогу, гнев, сопереживание; строить отношения с другими детьми и взрослым.

- Место отстранения, конструктивной деятельности, где есть жесткие предметы: деревянные конструкторы, доски, мелкие игрушки (куклы, фигурки животных, доски или листы бумаги, на которой можно рисовать).

Кроме этих, основных, возможна организация других пространств: шумового, в котором ребенок взаимодействует с ударными и музыкальными инструментами; пространства для продуктивных видов деятельности – лепки, рисования, аппликации, плетения; пространства для подвижных и спортивных игр: различных видов игр с мячом, телом (борьба, бокс, фехтование), начальное и конечное пространства – для отстранения от тех эмоций, видов деятельности, которыми были заняты дети до этого, переключения их на другой вид деятельности (как правило, недалеко от входной двери в зал, условно обозначенное ковром, половым покрытием). Они организуются на короткий промежуток времени в начале и конце занятия.

Наиболее часто в работе с агрессивными детьми, по инициативе самих детей, применялись игры типа - «Бокс», «Фехтование», «Борьба», направлены на «выведение во вне» агрессивных импульсов, снятие мышечной и психо-эмоциональной напряженности, служащие средством переформирования этих проявлений в чувство удовлетворения, радости. Их проводят по типу соревнований, заранее оговаривая правила (не бить по лицу, отпустить при первой просьбе, начинать и заканчивать борьбу по условному сигналу и т.д.). Так дается возможность в ходе регламентированной игры не только отреагировать свои чувства, но и учиться сдерживать их, ориентируясь на правила.

Игры «Стена» и «Колонна» пользовались большой популярностью у расторможенных, гипервозбудимых детей, так как помогают снять эмоциональную напряженность, выработать терпение, умение ждать, ограничивать свою импульсивность, умение работать по сигналу, соблюдать правила. Эти игры можно проводить прежде чем дети заходят в игровое пространство зала. Им предлагается повалить «стену» из поднятых матов, которые удерживают взрослые. Только сначала нужно договориться чем будем стараться повалить маты – руками? спиной? боком? На счет «Раз, два, три!» все вместе… Так три - четыре «захода, чередуя нападение и отступление, подготовку, смену способа действия, пока есть силы удерживать маты у взрослых и желание играть у детей. Эти приемы и их модификации можно использовать в ходе занятия, когда наблюдается сильное эмоциональное возбуждение детей.

На первых занятиях у малышей были очень популярны игры с матерчатым туннелем – они пролазают по нему туда и обратно бессчетное количество раз, смеясь, толкаясь, демонстрируя самые разнообразные способы прохождения туннеля – ползали на животе вперед головой, на спине вперед ногами, на корточках сильно согнувшись. Кто-то с большой осторожностью, после нескольких заходов, а кто-то получая удовольствие от сидения внутри туннеля. Игра с туннелем служила преодолению чувства страха перед замкнутым пространством или темным помещением, неизвестностью, новым объектом. Способствовали развитию уверенности в себе, разрешению внутреннего конфликта «могу – не могу», преодолению себя. А, может быть, давали возможность детям преодолеть первичные, пренатальные страхи темноты и замкнутого пространства связанные с рождением…

Длительным увлечением на первых занятиях были игры с матрацами и покрывалами – дети просили «зарыть» их и с восторгом выбирались, устраивая настоящую борьбу со взрослым, пытаясь и его закидать матрацами. Борьба подушками вызвала бурю эмоций и восторга у детей! Интересно, что некоторые малообщительные, излишни тревожные дети предпочитали долго оставаться под слоем матрасиков, они лежали, то затаившись, как мышата, то смеясь и бросая взгляд на взрослого. Выбираясь, они вновь и вновь пытались воспроизвести ситуацию, «сообщая» ведущему о своем желании спрятаться еще. С этого момента пошли первые игры, дающие возможность зрительного и эмоционального контакта, до этого избегающими всякого общения со взрослым.

Нравилась детям ига, позволяющая преодолеть чувство страха, связанная с прыжками на маты с высоко поднятой горки-лесенки. Мальчики Максим С. И Денис П. открыли для нас и для себя эту игру– они забирались под самый потолок и прыгали в низ на маты, радостно смеясь, когда взрослый накрывал их матрацем. Максим кричал: «Зеленый крокодил Максимку проглотил! Зеленый крокодил - Максимкин, а красный – Дениса!» (матрацы обшиты красной и зеленой тканью). К слову сказать оба, эти ребенка страдали аутистическими проявлениями, связанными с агрессивным отвержением окружающего мира, а тот кто работал с аутичными детьми знает, какой это скачок, прогресс в развитии, когда ребенок становится способным не только обращаться ко взрослому, но и взаимодействовать без агрессии со своими сверстниками, выйти на уровень символизма, приняв игровую ситуацию, словесно отдавая инструкцию взрослому.