Смекни!
smekni.com

Всемирная организация интеллектуальной собственности (стр. 5 из 77)

30. Патентная система также мигрировала в Интернет, поскольку предприятия стремятся возместить затраты на исследование и разработку в области цифровых технологий посредством патентования своих онлайновых деловых методов. Японское патентное ведомство определяет «изобретения в области деловых методов» в широком смысле как «изобретения, связанные с методами или системами ведения бизнеса с использованием компьютеров или Интернета».[35] Фактически, технологически-интенсивная природа электронной коммерции означает, что многие из составляющих ее процессов могут быть патентоспособными, при условии, что они отвечают юридическим критериям патентоспособности. В результате отдельной дискуссии появились патенты, выданные на деловые методы, первоначально Ведомством по патентам и товарным знакам Соединенных штатов Америки, а затем по возрастающей в других юрисдикциях, таких как Австралия, Канада, Япония и Республика Корея.[36] К крупным патентам в Америке относятся U.S. 5,851,117 (Priceline.com), U.S. 5,960,411 (Amason.com) U.S. 5,193,056 (Стэйт Стрит Банк).[37] Дело с участием Стэйт Стрит Банка привело к осознанию патентоспособности деловых методов, поскольку Апелляционный суд Соединенных штатов вынес решение о том, что к методам осуществления бизнеса должны применяться такие же правовые требования в отношении патентоспособности, что и к любому другому процессу, т.е. они должны быть новыми, обладать полезностью и неочевидностью.[38] С тех пор были выданы патенты на электронную корзину покупок[39], систему электронных платежей по кредитным карточкам[40], и систему поддержания личной конфиденциальности в компьютерных сетях.[41] Европейское патентное ведомство использует более ограниченный подход, требуя, чтобы для признания патентоспособности изобретение имело «технический характер» или включало в себя «техническое обучение». Некоторые страны, такие как Чили и Южная Африка, исключают патентную охрану деловых методов в соответствие со своими патентными законами.[42]

31. «Глобальное информационное общество», предсказанное в самом начале Интернета, еще не стало мировой реальностью, но концентрация внимания на информации остается ключевым вопросом для электронной коммерции. Не смотря на то, что значительная доля информации на Вебе находится в публичных доменах, то есть доступна для использования и копирования, все более значительная часть ее охраняется в качестве интеллектуальной собственности.[43] Энтузиазм, вызванный наличием такого большого количества онлайновой информации, легко доступной посредством поиска и гипер-ссылок, сыграл свою роль в общем ожидании того, что эта информация будет свободной, а ее использование бесконтрольным. Даже термин «хакерство» первоначально воспринимался как позитивное понятие, подразумевающее мастерство в компьютерном программировании.[44] Сообщество по интеллектуальной собственности в своих усилиях по определению и безусловному осуществлению юридических прав на цифровой состав информации принимает вызов, связанный с таким восприятием.[45]

32. Перед этим сообществом встают трудные проблемы в связи с большим наличием интеллектуальной собственности в Интернете, легкостью копирования и распространения копий и относительной анонимностью осуществления таких цифровых транзакций. Ключевой среди этих проблем является ожидание со стороны многочисленных пользователей того, что информация и интеллектуальная собственность, находящиеся или выгружаемые с Интернета, должны быть бесплатными. Многие компании .com придерживались того подхода, что на начальной стадии наиболее важным является предоставить свои продукты (информацию) бесплатно, и таким образом установить свое присутствие на рынке, а к вопросам годового дохода и прибыли обратиться на последующей стадии. Большинство этих компаний не выдержало марта 2000 г., когда мыльный пузырь .com лопнул. Многие компании, продолжающие функционировать в цифровой среде, создали иные модели бизнеса, часто направляя доход от рекламной деятельности и плату за продвинутые услуги на финансирование своих бесплатных услуг и информации. Исследования показывают, что потребители постепенно все больше склоняются к тому, чтобы платить за содержание в онлайне. [46] Тем не менее, все еще наблюдается общая сдержанность в готовности платить за материал, который раньше был бесплатным. Сайты деловых и финансовых новостей, предлагаемые CNN, ABC и Уолд Стрит Джорнал, например, являются относительно успешными во взимании платы за содержание, т.к. они с самого начала применяли практику взимания платы за информацию и приобрели покупателей, которые понимали ценность этой покупки.[47] Эта тенденция показывает, что ключевым моментом является обучение онлайновых покупателей путем программ, разработанных для повышения на ранней стадии осведомленности о ценности интеллектуальной собственности и понимания того, что несанкционированное копирование таких произведений является кражей.

33. Сообщество по интеллектуальной собственности, включая создателей фильмов и музыки, разработчиков программного обеспечения, авторов и издателей, в настоящее время исследует способы предоставления доступа к своим продуктам в режиме онлайн, одновременно охраняя свои права и возмещая свои издержки. В некотором отношении, предоставление платных услуг, связанных с интеллектуальной собственностью, зависит от эффективного управления этими правами, а также от наличия работоспособных и надежных методов микро платежей, которые позволяли бы осуществление поштучной оплаты покупок, и создания доверия у покупателей к безопасности онлайновых платежей, конфиденциальности и защите потребителей. В то же время, создателям и владельцам прав интеллектуальной собственности необходимо чувствовать уверенность в том, что они смогут защитить свою собственность от пиратства и проконтролировать ее использование, прежде чем они будут готовы предоставить ее в онлайн.

34. Существующий уровень онлайнового пиратство был охарактеризован одной из сторон Американского судебного процесса как «пиратский рынок 21-го века».[48] Новые международные законы, такие как Интернет договоры ВОИС, описанные в Главе III(a), адаптируют законы в области интеллектуальной собственности к распространению охраняемого материала посредством Интернета. Технические средства, такие как шифрование и водяные знаки обеспечивают практические решения и, вместе с инициативами по управлению цифровыми правами, помогают решать эту проблему. Тем не менее, многие создатели и правообладатели все еще проявляют настороженность. Когда Американский певец и сочинитель песен Брюс Спрингстин выпустил свой новый CD «Восход», было выпущено только десять анонсовых дисков, и ничего не появлялось в онлайне до тех пор, пока не были осуществлены продажи через торговую сеть, для того, чтобы предотвратить онлайновое пиратство.[49] Напротив, некоторые музыкальные администраторы используют онлайновые «утечки» предстоящих музыкальных релизов для того, чтобы привлечь фанатов и медиа рынки, и таким образом увеличить продажи дисков.

35. Один из подходов заключается в применении бизнес моделей, при которых подписчиков, желающих получить доступ к интеллектуальной собственности в форме музыки, фильма, программного обеспечения или текста, можно убедить законно приобретать эти продукты, вместо того, чтобы полагаться на нелегальные рынки. Исследования показали, что для пользователей услуг онлайновой торговли музыкальными файлами приоритетным является наличие большого количества композиций и предоставление к ним доступа, тогда как свободная цена является второстепенным фактором.[50] Применяются службы подписки, основанные на защищенном и подлежащим учету доступе. В музыкальной индустрии, например, по подписке можно выгружать музыку, и услуги стримеров осуществляются большим количеством частных систем, включая еMusic, MusicNet, FullAudio, Rhapsody, Liquid Audio, Inc. и Pressplay,[51] стремящихся превзойти по популярности более чем 200 000 несанкционированных сайтов, содержащих музыку, включая Napster, Morpheus и KaZaA.[52] Эти файлообменные сети (‘peer-to peer’ (Р2Р)) позволяют миллионам пользователей через Интернет загружать и делиться с другими своими музыкальными файлами и файлами кинофильмов, часто нарушая авторские права произведений, которыми они торгуют. Как описано в Главе III(a) ниже, индустрия, связанная с авторским правом, в различных странах с определенным успехом предпринимает юридические действия для предотвращения широко распространившегося через сети Р2Р пиратства, хотя проблема пока еще не решена. Некоторые системы, такие как Нэпстер, используют централизованный сервер для осуществления взаимодействий, тогда как другие являются децентрализованными и более трудны в регулировании, и индустрия пытается найти способы борьбы с миллионами пиратов и быстро эволюционирующими технологическими методами. Хотя музыкальная индустрия в настоящее время включает в себя и онлайновую среду, она продолжает бороться с проблемой пиратства, поскольку в 2001 г было продано 950 миллионов пиратских музыкальных дисков на мировых пиратских рынках музыки, оцениваемых в 4,3 млрд дол. США.[53]