Смекни!
smekni.com

История психологии от античности до середины XX в Ярошевский М Г (стр. 16 из 82)

Эразм Роттердамский считал, что честолюбивые притязания, которые применялись как средства сти мулирования обучения, вредны для нравственного развития. Поддерживая идею сочетания наглядно сти с положительными эмоциями, испытываемы ми детьми во время занятий, он заменил буквы из слоновой кости на "печеные буквы", то есть на бук вы, которые выпекались из муки и в процессе обу чения съедались детьми. Таким образом, эмоцио нальные проявления стали связываться с более не посредственными и, с точки зрения Эразма, моральными и управляемыми эмоциями. Эта сис тема, стремившаяся увеличить у учеников усердие и любознательность путем поощрения со стороны преподавателей, особенно последовательно была разработана иезуитами. Вюртембергский школьный закон 1559 года требовал "доставлять ребенку лю бовь и радость" и учить в соответствии с индиви дуальными особенностями детей.

Однако, как справедливо отмечала немецкий пси холог Шарлотта Бюлер, все, что в это время пред принималось для улучшения процесса преподавания, делалось в интересах преподавания в узком смысле слова. Психическое развитие ребенка изучали лишь постольку, поскольку это служило целям оптимиза ции обучения. Такой подход характерен не только для Эразма Роттердамского, но и для X. Вивеса, Р. Бэ кона, Я. А. Коменского. Справедливо выступая про тив схоластики и зубрежки, которые не только отуп-74

ляли детей, тормозили развитие их творческой и по знавательной активности, но и снижали мотивацию к учению, эти ученые стремились кюответствиюс естественными методами, к учету психических .цоз-можностей детей. Недостатком их подхода было то, что, призывая подражать природе, они понимали под природой прежде всего не внутренний мир детей, их психические особенности, но окружающий мир, в ко тором происходит переход от простой, низкоорганизованной материи к сложным высокоорганизован ным существам. Этим переходам от простого к слож ному и стремились подражать педагоги того времени, разрабатывая свои методы обучения. Однако и в та ком механистическом подходе была та ценность, что, анализируя этапы развития природы, ученые прихо дили к выводу о наличии соответствующих этапов в психическом развитии детей. Таким образом были заложены основы периодизации развития, но первая научная периодизация детства была разработана, толь ко Руссо (см, ниже).

rmbafv

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

НаВОГО ВРЕМЕНИ

I. Принципы психологической мысли XVII века

XVII век стал эпохой коренных изменений в со циальной жизни Западной Европы, веком научной революции и торжества нового мировоззрения.

Его провозвестником был Галилео Галилей (1564- 1642), учивший, что природа есть система движущихся тел, не обладающих никакими свойствами, кроме гео метрических и механических. Все, что происходит в мире, следует объяснять только этими материальны ми свойствами, только законами механики. Господ ствовавшее веками убеждение в том, что движения ми природных тел правят бестелесные души, было ниспровергнуто. Этот новый взгляд на мироздание произвел полный переворот в объяснении причин по ведения живых существ.

Первый набросок психологи-Рене Декарт: ческой теории, использовавшей рефлексы достижения геометрии и новой и "страсти души" механики, принадлежал француз скому математику, естествоиспы тателю и философу Гене Декарту (1596-1650). Он про исходил из старинной французской семьи и получил прекрасное образование. В коллегии Де ла Флеш, ко торая являлась одним из лучших религиозных обра зовательных центров, он изучал греческий и латин ский языки, математику и философию. В это время он познакомился и с учением Августина, идея кото рого об интроспекции была им впоследствии пере работана: религиозную рефлексию Августина Декарт преобразовал в рефлексию сугубо светскую, направ ленную на познание объективных истин.

По окончании коллегии Декарт изучает право, затем поступает на военную службу. За время служ-76

бы в войсках ему удалось побывать во многих го родах Голландии, Германии и других стран и уста новить личные связи с выдающимися европейски ми учеными того времени. В это же время он при ходит к мысли о том, что наиболее благоприятные условия для его научных исследований не во Фран ции, а в Нидерландах, куда он и переезжает в 1629 году. Именно в этой стране он создает свои знаме нитые сочинения.

В своих исследованиях Декарт ориентировался на модель организма как механически работающей сис темы. Тем самым живое тело, которое во всей преж ней истории знаний рассматривалось как одушевлен ное, т. е. одаренное и управляемое душой, освобож далось от ее влияния и вмешательства. Отныне различие между неорганическими и органическими телами объяснялось по критерию отнесенности по следних к объектам, действующим по типу простых технических устройств. В век, когда эти устройства со все большей определенностью утверждались в об щественном производстве, далекая от производства научная мысль объясняла по их образу и подобию функции организма.

Первым большим достижением в этом плане ста ло открытие Уильямом Гарвеем (1578-1657) крово обращения: сердце предстало своего рода помпой, перекачивающей жидкость. Участия души в этом не требовалось.

Другое достижение принадлежало Декарту. Он ввел понятие рефлекса (сам термин появился позже), став шее фундаментальным для физиологии и психоло гии. Если Гарвей устранил душу из круга регулято ров внутренних органов, то Декарт отважился по кончить с ней на уровне внешней, обращенной к окружающей среде работы всего организма. Три сто летия спустя И. Л. Павлов, следуя этой стратегии, распорядился поставить бюст Декарта у дверей своей лаборатории.

Здесь мы снова сталкиваемся с принципиальным для понимания прогресса научного знания вопро сом о соотношении теории и опыта (эмпирии). До стоверное знание об устройстве нервной системы и ее функциях было в те времена ничтожно. Де карту эта система виделась в форме "трубок", по

77

которым проносятся легкие воздухообразные час тицы (он называл их "животными духами"). По де картовой схеме внешний импульс приводит эти "ду хи" в движение и заносит в мозг, откуда они авто матически отражаются к мышцам. Когда горячий предмет обжигает руку, это побуждает человека ее отдернуть: происходит реакция, подобная отраже нию светового луча от поверхности. Термин "ре флекс" и означал отражение.

Реакция мышц - неотъемлемый компонент по ведения. Поэтому декартова схема, несмотря на &e умозрительный характер, стала великим открытием в психологии. Она объяснила рефлекторную приро ду поведения без обращения к душе как движущей телом силе.

Декарт надеялся, что со временем не только про стые движения (такие, как защитная реакция руки на огонь или зрачка на свет), но и самые сложные удастся объяснить открытой им физиологической ме ханикой. "Когда собака видит куропатку, она, есте ственно, бросается к ней, а когда слышит ружейный выстрел, звук его, естественно, побуждает ее убегать. Но тем не менее, легавых собак обыкновенно при учают к тому, что вид куропатки заставляет их оста новиться, а звук выстрела подбегать к куропатке". Такую перестройку поведения Декарт предусмотрел в своей схеме устройства телесного механизма, ко торый, в отличие от обычных автоматов, выступил как обучающаяся система.

Она действует по своим законам и "механиче ским" причинам; их знание позволяет людям вла ствовать над собой. "Так как при некотором стара нии можно изменить движения мозга у животных, лишенных разума, то очевидно, что это еще лучше можно сделать у людей и что люди даже со слабой душой могли приобрести исключительно неограни ченную власть над своими страстями", - писал Де карт. Не усилие духа, а перестройка тела на основе строго причинных законов его механики обеспе чит человеку власть над собственной природой, по добно тому как эти законы могут сделать его вла стелином природы внешней.

Одно из важных для психологии сочинений Де карта называлось "Страсти души". Это название

78

следует пояснить, так как и слово "страсть", и слово "душа" наделены у Декарта особым смыслом. Под "страстями" подразумевались не сильные и дли тельные чувства, а "страдательные состояния души" - все, что она испытывает, когда мозг со трясают "животные духи" (прообраз нервных им пульсов), которые приносятся туда по нервным "трубкам". Иначе говоря, не только мышечные ре акции (рефлексы), но и различные психические со стояния производятся телом, а не душой. Декарт набросал проект "машины тела", к функциям ко торой относятся "восприятие, запечатление идей, удержание идей в памяти, внутренние стремле ния..." "Я желаю, - писал он, - чтобы вы рассуж дали так, что эти функции происходят в этой ма шине в силу расположения ее органов: они совер шаются не более и не менее как движения часов или другого автомата".

Веками, до Декарта, вся деятельность по воспри ятию и обработке психического "материала" счита лась производимой душой, особым агентом, черпа ющим свою энергию за пределами вещного, земного мира. Декарт доказывал, что телесное устройство и без души способно успешно справляться с этой за дачей. Не становилась ли душа в таком случае "без работной "?

Декарт не только не лишает ее прежней царст венной роли во Вселенной, но возводит в степень субстанции (сущности, которая не зависит ни от чего другого), равноправной с великой субстанцией природы. Душе предназначено иметь самое прямое и достоверное, какое только может быть у субъек та, знание о собственных актах и состояниях, не видимых более никому; она определяется единст венным признаком - непосредственной осознава-емостью собственных проявлений, которые, в отличие от явлений природы, лишены протяжен ности .