Смекни!
smekni.com

История психологии от античности до середины XX в Ярошевский М Г (стр. 57 из 82)

Идея фиктивного финализма была заимствована Адлером у немецкого философа Ганса Файгингера, который писал, что все люди ориентируются в жиз ни посредством конструкций или фикций, которые организуют и систематизируют реальность, детерми нируя наше поведение. У Файгингера Адлер также почерпнул идею о том, что мотивы человеческих по ступков определяются в большей степени надежда ми на будущее, а не опытом прошлого. Эта конечная цель может быть фикцией, идеалом, который нельзя реализовать, но тем не менее оказывается вполне ре альным стимулом, определяющим устремления че ловека. Здоровый человек в принципе может осво бодиться от фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие они есть на самом деле. Для

278

невротиков же это оказывается невыполнимым, и раз рыв между реальностью и фикцией еще больше уси ливает их напряжение.

Стиль жизни, по Адлеру, - та детерминанта, ко торая определяет и систематизирует опыт челове ка. Он тесно связан с чувством общности, одним из трех врожденных бессознательных чувств, со ставляющих структуру Я. Чувство общности, или общественный интерес, является своеобразным стержнем, который держит всю конструкцию сти ля, определяет ее содержание и направление. Хотя это чувство и является врожденным, оно может ос таться неразвитым , что становится основой асоци ального стиля жизни, причиной неврозов и конф ликтов. Развитие чувства общности связано с близ кими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У отверженных детей, рас тущих с холодными, отгороженными от них мате рями, чувство общности не развивается. Не разви вается оно и у избалованных детей. Уровень раз вития чувства общности определяет систему представлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком. Неадекватность этой системы препятствует личностному росту, провоцирует раз витие неврозов.

Формируя свой жизненный стиль, человек фак тически сам является творцом своей личности, ко торую он создает из сырого материала наследст венности и опыта. Творческое Я, о котором пишет Адлер, является-своеобразным ферментом, который воздействует на факты окружающей действитель ности и трансформирует их в личность человека, "личность субъективную, динамичную, единую, ин дивидуальную и обладающую уникальным стилем". Творческое Я сообщает жизни человека смысл, оно творит как цель жизни, так и средства для ее до стижения. Таким образом, для Адлера процессы формирования жизненной цели, стиля жизни яв ляются актами творчества, которые придают чело веческой личности уникальность, сознательность и возможность управлять своей судьбой. В противо вес Фрейду Адлер подчеркивал, что люди - не пеш ки, но сознательные целостности, самостоятельно нетворчески создающие свою жизнь.

279

Если чувство общности определяет направление жиз ни, его стиль, то два других врожденных и бессозна тельных чувства-неполноценности и стремления к превосходству-являются своеобразными носителями энергии, необходимой для развития личности. Оба эти чувства являются позитивными, это стимулы для лич-ностногЬ роста, для самосовершенствования. Если чув ство неполноценности воздействует на человека, вы зывая в нем желание преодолеть свои недостатки, то стремление к превосходству вызывает желание быть лучше всех-не только преодолеть недостаток, но и стать самым умелым и знающим. Эти чувства, с точки зрения Адлера, стимулируют не только индивидуаль ное развитие, но и развитие общества в целом. Суще ствует и специальный механизм, помогающий разви тию этих чувств, - компенсация.

Адлер выделял четыре основных вида компенса ции: неполная компенсация, полная компенсация, сверхкомпенсация и мнимая компенсация, или уход в болезнь.

Соединение видов компенсации с жизненным сти лем и уровнем развития чувства общности дало воз можность Адлеру создать одну из первых типологий личности детей.

Он считал, что развитое чувство общности, опреде ляя социальный стиль жизни, дает возможность ре бенку создать достаточно адекватную схему апперцеп ции. При этом дети с неполной компенсацией меньше чувствуют свою ущербность, так как они могут ком пенсироваться при помощи других людей, при помо щи сверстников, от которых они не чувствуют отгоро женности. Это особенно важно при физических де фектах, которые часто не дают возможности полной их комвенсации и тем самым могут послужить причи ной изоляции ребенка, остановить его личностный рост. В случае сверхкомпенсации человек старается обратить свои знания и умения на пользу людям, его стремле ние к превосходству не превращается в агрессию. При мером такой сверхкомпенсации при социальном жиз ненном стиле для Адлера служили Демосфен, преодо левший свое заикание, Ф. Рузвельт, преодолевший свой физический недуг.

При неразвитом чувстве общности у ребенка на чинают уже в раннем детстве формироваться невро-280

тические комплексы, которые приводят к отклоне ниям в развитии личности. Неполная компенсация приводит к возникновению комплекса неполноцен ности, который делает неадекватной схему апперцеп ции, изменяет жизненный стиль, делая ребенка тре вожным, неуверенным в себе, завистливым, конфор мным и напряженным.

Невозможность преодолеть свои дефекты, особен но физические, часто приводит и к мнимой компен сации, при которой ребенок (а позднее взрослый че ловек) начинает спекулировать своим недостатком, стараясь извлечь привилегии из внимания и сочув ствия, которым его окружают. Такой вид компенса ции несовершенен: он останавливает личностный рост, формируя неадекватную, завистливую, эгоисти ческую личность.

В случае сверхкомпенсации у детей с неразви тым чувством общности стремление к самосовер шенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Та кие люди используют свои знания для приобрете ния власти над людьми, для порабощения их, ду мая не о пользе других, а о своих выгодах. При этом формируется неадекватная схема апперцеп ции, изменяющая стиль жизни. Эти люди подозре вают окружающих в желании отнять у них власть и потому становятся подозрительными, жестокими, мстительными, тиранами и агрессорами. Для Ад лера примерами такой личности были Нерон, На полеон, Гитлер и другие авторитарные правители, а также тираны - не обязательно в масштабах це лого народа, но и в рамках своей семьи.

Таким образом, одним из главных качеств лично сти, которое помогает ей устоять в жизненных не взгодах, преодолеть трудности и достичь совершен ства, является умение сотрудничать с другими. Ад лер писал, что если человек умеет сотрудничать, он никогда не станет невротиком, в то время как недо статок кооперации является корнем всех невротиче ских и плохо приспособленных стилей жизни.

Теория Адлера явилась своеобразной антитезой фрейдовской концепции человека, оказала огромное влияние на гуманистическую психологию, психоте рапию и психологию личности.

281

12. Неофрейдизм

К-Хорни (1885-1952) получи-Карен Хори>: Ла образование на медицинском обрел Я факультете Берлинского уни верситета. В 1918 году она посту пила на работу в Берлинский психоаналитический институт, где проработала до 1932 года. Затем она переезжает в США, куда перебираются и другие из вестные немецкие ученые в связи с приходом к вла сти Гитлера. Хорни занимает пост заместителя ди ректора Чикагского психоаналитического института, потом переезжает в Нью-Йорк, где преподает в Пси хоаналитическом институте, занимаясь параллельно терапевтической практикой. Как и многие последо ватели Фрейда, она постепенно разочаровывается в ортодоксальном психоанализе и основывает свою ас социацию, преобразованную позднее в Американский институт психоанализа.

В отличие от Юнга и Адлера, которые подчер кивали, что разошлись с Фрейдом по принципи альным вопросам, Хорни говорила, что она лишь стремится исправить некоторые недостатки его те ории. Однако ее стремление раздвинуть рамки ор тодоксального фрейдизма на самом деле привели и ее к пересмотру отдельных положений теории Фрейда. Хорни приходит к выводу о доминирую щем влиянии общества, социального окружения на развитие личности человека. Она доказывала, что развитие не предопределено только врожденными инстинктами, что человек может изменяться и раз виваться в течение жизни. Эта возможность опро вергает фатальную обреченность на невроз, о ко торой говорил Фрейд. По мнению Хорни, есть чет кая грань между нормой и патологией и потому есть надежда на полное выздоровление даже у невроти-зированных людей.

Хорни исходила из того, что доминирующим в структуре личности являются не инстинкты агрес сии или либидо, а бессознательное чувство беспо койства, которое Хорни называет чувством корен ной тревоги. Хорни писала, что оно связано с "име ющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему ми-282

PC". Таким образом, в ее теории сохраняется не толь ко идея Фрейда о значении бессознательного, но и его мысль об антагонизме между внешним миром и человеком.

Хорни считала, что причинами развития трево ги могут быть и отчуждение родителей, и чрезмер ная их опека, подавляющая личность, враждебная атмосфера и дискриминация или, наоборот, слиш ком большое восхищение ребенком. Каким же об разом все эти противоречивые факторы могут стать основой развития тревоги? Отвечая на этот воп рос, Хорни выделяет прежде всего два вида трево ги: физиологическую и психологическую. Физио логическая тревога связана со стремлением ребен ка удовлетворить свои насущные потребности - в еде, питье, комфорте. Ребенок боится, что его вов ремя не перепеленают, не покормят, и потому ис пытывает такую тревогу постоянно в первые неде ли своего существования. Однако со временем, если мать и окружающие о нем заботятся и удовлетво ряют его нужды, это беспокойство уходит. В том же случае, если его потребности не удовлетворя ются, тревога нарастает, являясь фоном для общей невротизации человека. Если избавление от физи ологической тревоги достигается простым уходом и удовлетворением основных потребностей детей, то преодоление психологической тревоги - более сложный процесс, так как оно связано с развитием адекватного "образа Я". Введение понятия "образа Я" - одно из важнейших открытий Хорни. Она счи тала, что этот образ состоит из двух частей - зна ния о себе и отношения к себе. При этом в норме адекватность "образа Я" связана с его когнитив ной частью, т. е. со знанием человека о себе са мом, которое должно отражать его реальные спо собности и стремления. В то же время отношение к себе должно быть позитивным. Хорни считала, что существует несколько "образов Я" - Я реаль ное, Я идеальное и Я в глазах других людей, В иде але эти три "образа Я" должны совпадать между собой: только в этом случае можно говорить о нор мальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам. В том случае, если идеальное Я отлича ется от реального, человек не может к себе хорошо