Смекни!
smekni.com

История психологии от античности до середины XX в Ярошевский М Г (стр. 50 из 82)

Что касается физических структур и полей, то они действительно не имеют другого основания, кроме физического. К сознанию такой подход неприменим. Сознание не является самостоятельным миром, и его динамика не может быть научно объяснена из него самого.

9. Теория "поля" Курта Левша

Теория немецкого психолога К. Девица (1890- 1947) сложилась под влиянием успехов точных на ук-физики, математики. Начало века ознамено валось открытиями в физике поля, атомной физи ке, биологии. Заинтересовавшись в университете психологией, Левин пытался и в эту науку внести точность и строгость эксперимента, сделав ее объ ективной и экспериментальной. В 1914 году Левин получил докторскую степень. Получиь приглаше ние преподавать психологию вПсих*элогическом институте Берлинского университета,' он сближа ется с Коффкой, Келером и Вертгеймером, осно вателями гештальт-психологии. Близость их пози ций связана как с 'общими взглядами на природу психического, так и с попытками в качестве объ ективной основы экспериментальной психологии

244

выбрать физическую науку. Однако в отличие от своих коллег Левин сосредоточивается не на ис следовании когнитивных процессов, а на, изучении личности человека. После эмиграции в США Левин преподает в Станфордском и Корнельском уни верситетах. В* этот период он занимается главным образом проблемами социальной психологии и в 1945 году возглавляет исследовательский центр групповой динамики при Массачусетском техноло гическом институте.

Свою теорию личности Левин разрабатывал в русле гештальт-психологии, дав ей название "тео рия психологического поля". Он исходил из того, что личность живет и развивается в психологиче ском поле окружающих ее предметов, каждый из которых имеет определенный заряд (валентность). Эксперименты Левина доказывали, что для каждо го человека эта валентность имеет свой знак, хотя в то же время существуют такие предметы, кото рые для всех имеют одинаково притягательную или отталкивающую силу. Воздействуя на человека, предметы вызывают в нем потребности, которые Левин рассматривал как своего рода энергетиче ские заряды, вызывающие напряжение человека. В этом состоянии человек стремится к разрядке, т. е. удовлетворению потребности.

Левин различал два рода потребностей - биоло гические и социальные (квазипотребности).

Потребности в структуре личности не изолирова ны, они находятся в связи друг с другом, в опреде ленной иерархии. При этом те квазипотребности, ко торые связаны между собой, могут обмениваться на ходящейся в них энергией. Этот процесс Левин называл коммуникацией заряженных систем. Возмож ность коммуникации, с его точки зрения, ценна тем, что делает поведение человека более гибким, позво ляет ему разрешать конфликты, преодолевать раз личные барьеры и находить удовлетворительный вы ход из сложных ситуаций. Эта гибкость достигается благодаря сложной системе замещающих действий, которые формируются на основе связанных, комму-ницирующих между собой потребностей. Таким об разом; человек не привязан к определенному дейст вию или способу решения ситуации, но может ме-245

пять их, разряжая возникшее у него напряжение. Это расширяет его адаптационные возможности.

В одном из исследований Левина детей просили выполнить определенное задание, например по мочь взрослому помыть посуду или убрать комна ту. В качестве награды ребенок получал какой-то приз, значимый для него. Поэтому все дети доро жили возможностью выполнить задание. В конт рольном эксперименте взрослый приглашал ребенка помочь ему, но в тот момент, когда ребенок при ходил, оказывалось, что кто-то уже помыл всю по суду. Дети, как правило, расстраивались, особенно в том случае, если им говорили, что их опередил кто-то из сверстников. Частыми были и агрессив ные высказывания в адрес возможных конкурен тов. В этот момент экспериментатор предлагал выполнить другое задание, подразумевая, что оно тоже значимо. Большинство детей мгновенно пе реключалось. Происходила разрядка обиды и аг рессии в новом виде деятельности. Однако неко торые дети не могли быстро сформировать новую потребность и приспособиться к новой ситуации, а потому их тревожность и агрессивность увеличи вались.

Левин приходит к мнению, что не только невро зы, но и особенности когнитивных процессов (такие феномены, как сохранение, забывание) связаны с раз рядкой или напряжением потребностей.

Исследования Девица доказывали, что не только существующая в данный момент ситуация, но и ее предвосхищение, предметы, существующие только в сознании человека, могут определять его деятель ность. Наличие таких идеальных мотивов поведения дает возможность человеку преодолеть непосредст венное влияние поля, окружающих предметов, "встать над полем", как писал Девиц. Такое поведе ние он называл волевым, в отличие от полевого, ко торое возникает под влиянием непосредственного сиюминутного окружения. Таким образом, Левин приходит к важному для него понятию временной перспективы, которая определяет поведение челове ка в жизненном пространстве и является основой це лостного восприятия себя, своего прошлого и бу дущего.

246

Появление временн6й перспективы дает возмож ность преодолеть давление окружающего поля, что особенно важно в тех случаях, когда человек нахо дится в ситуации выбора. Демонстрируя трудность для маленького ребенка преодолеть сильное давле ние поля, Левин провел несколько экспериментов, которые вошли в его фильм "Хана садится на ка мень". В нем, в частности, был заснят сюжет о девочке, которая не могла отвести взгляд от понравившегося ей предмета и это мешало ей до стать его, так как нужно было повернуться к нему спиной.

Большое значение для формирования личности ребенка имеет система воспитательных приемов, в частности наказаний и поощрений. Левин считал, что при наказании за невыполнение неприятного для ребенка поступка дети попадают в ситуацию фрустрации, так как находятся между двумя барье рами (предметами с отрицательной валентностью). Для того чтобы произошла разрядка, ребенок мо жет или принять наказание, или выполнить непри ятное задание. Однако намного легче для него по стараться выйти из поля (пусть даже в идеальном плане, в плане фантазии). Поэтому система нака заний, с точки зрения Левина, не способствует раз витию волевого поведения, но только увеличивает напряженность и агрессивность детей. Более по зитивна система поощрений, так как в этом случае за барьером, т. е. за предметом с отрицательной валентностью, следует предмет, вызывающий по ложительные эмоции. Однако оптимальной явля ется система, при которой детям дается возмож ность выстроить временную перспективу, с тем что бы снять барьеры данного поля.

Левин создал серию интересных психологических методик. Первую из них подсказало наблюдение в одном из берлинских ресторанов за поведением официанта, который хорошо помнил сумму, при читавшуюся с посетителей, но сразу же забывал ее, после того как счет был оплачен. Полагая, что в данном случае цифры удерживаются в памяти бла годаря "системе напряжения" и исчезают с ее раз рядкой, Левин предложил своей ученице Б. В. Зей-гарник экспериментально исследовать различия в

247

запоминании незавершенных (когда "система на пряжения" сохраняется) и завершенных действий. Эксперименты подтвердили левиновский прогноз. Первые запоминались приблизительно в два раза лучше'. Был изучен также ряд других феноменов. Все они объяснялись исходя из общего постулата о динамике напряжения в психологическом поле.

Принцип разрядки мотивационного напряжения объединял многие психологические школы. Он ле жал в основе и бихевиористской концепции, и пси хоанализа Фрейда с его представлением о присущем каждому организму "квантуме" - стремящейся рас сеяться психической энергии.

Левиновский подход отличало два момента. Во-первых, он перешел от представления о том, что энер гия мотива замкнута в пределах организма, к пред ставлению о системе "организм-среда". Индивид и его окружение выступили в виде нераздельного ди намического целого. Во-вторых, в противовес трак товке мотивации как биологически предопределен ной константы, Левин полагал, что мотивационное напряжение может быть создано как самим индиви дом, так и другими людьми (например, эксперимен татором, который предлагает индивиду выполнить за дание). Тем самым за мотивацией признавался соб ственно психологический статус. Она не сводилась более к биологическим потребностям, удовлетворив которые организм исчерпывает свой мотивационный потенциал.

Это открыло путь к новым методикам изучения мотивации, в частности уровня притязаний лично сти, определяемого по степени трудности цели, к ко торой она стремится. Уровень притязаний устанав ливался самим испытуемым, принимающим решение взяться за задачу другой степени трудности, чем уже выполненная им (за которую он получил от экспе риментатора соответствующую оценку). По его ре-' Установленная зависимость приобрела в психологии известность как "эффект Зейгарник" (или "коэффициент Зейгарник" выражающий отношение завершенных дей ствий к незавершенным). Изучению этого эффекта посвя щена большая литература.

248

акции на успех или неуспех, связанный с выполне нием новой задачи и последующими выборами (ког да он выбирает либо еще более трудные, либо, на против, более легкие задачи), определяется динами ка уровня притязаний. Эти опыты позволили подвергнуть экспериментальному анализу ряд важ ных психологических феноменов: принятие решения, реакцию на успех и неуспех, поведение в конфликт ной ситуации.