Смекни!
smekni.com

История психологии от античности до середины XX в Ярошевский М Г (стр. 54 из 82)

263

ли на природное, с одной стороны, и социальное - с другой, который неизменно служил открытию спе цифической детерминации психических процессов в качестве отличных как от физиологических, так и от социальных.

Поведение страдающих истерией указывало, что в заболевании "замешаны" особые межличностные отношения, которые представляют собой иной по рядок явлений, чем нарушение баланса энергии в организме. Введенное Фрейдом понятие о транс фере и было еще одним когнитивным "гибридом", синтезировавшим в новый продукт прежнюю вер сию о нервной энергии и прежнее представление о роли связей индивида с другими людьми в его пси хической жизни.

Сами по себе эти связи имеют объективные, не зависимые от сознания субъекта основания. Неза висимой от психики мыслилась и нейродинамика, представление о которой использовалось врачами как объяснительный принцип. Исторический же смысл шага, совершенного Фрейдом, заключался в том, что знание, отнесенное к разным полюсам - организму и социальным связям (и организм, и со циальные связи мыслились в непсихологических терминах), вошло в синтез, породивший знание о собственно психологических детерминантах пове дения человека. Это знание выступило в превра щенных формах, но за ним скрывалась психиче ская реальность.

Взгляды Фрейда можно разделить на три области: метод лечения функциональных психических забо леваний, теория личности и теория общества. При этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности.

Фрейд считал, что психика состоит из трех сло ев - сознательного, предсознательного и бессозна тельного, - в которых и располагаются основные структуры личности. Содержание бессознательного, по мнению Фрейда, недоступно осознанию практи чески ни при каких условиях. Содержание предсоз-нательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий.

В бессознательном слое располагается одна из структур личности - Ид, которая фактически явля-264

ется энергетической основой личности. В Ид содер жатся врожденные бессознательные инстинкты, ко торые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом детерминируют деятельность субъ екта. Существуют два основных врожденных бессоз нательных инстинкта - инстинкт жизни и инстинкт смерти, которые находятся в антагонистических от ношениях, создавая основу для фундаментального, биологического внутреннего конфликта. Неосознан ность этого конфликта связана не только с тем, что борьба между инстинктами, как правило, происхо дит в бессознательном слое, но и с тем, что поведе ние человека вызывается одновременным действием обеих этих сил.

С точки зрения Фрейда, инстинкты являются ка налами, по которым проходит энергия, формирую щая нашу деятельность. Либидо, о котором так мно го писали и сам Фрейд и его ученики, и является той специфической энергией, которая связана с инстин ктом жизни. Энергии, связанной с инстинктом смер ти и агрессии, Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании. Он также счи тал, что содержание бессознательного постоянно рас ширяется, так как те стремления и желания, кото рые человек не смог по тем или иным причинам ре ализовать в своей деятельности, вытесняются им в бессознательное.

Вторая структура личности - Эго, по мнению Фрейда, также является врожденной и располагает ся как в сознательном слое, так и в предсознании. Таким образом, мы всегда можем осознать свое Я, хотя это может быть для нас и нелегким делом. Если содержание Ид расширяется, то содержание Эго, на оборот, сужается, так как ребенок рождается, по вы ражению Фрейда, с "океаническим чувством Я", включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и ок ружающим миром, локализовать Я до своего тела, сужая таким образом объем Эго.

Третья структура личности - Супер-Это - не врожденная; она формируется в процессе жизни. Ме ханизмом ее формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого и становятся содержанием Супер-Это. В

265

процессе идентификации у детей формируется так же Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек), то есть комплекс амбивалент ных чувств, которые испытывает ребенок к объекту идентификации.

Фрейд подчеркивал, что между этими тремя структурами личности существует неустойчивое равновесие, так как не только их содержание, но и направления их развития противоположны друг дру гу. Инстинкты, содержащиеся в Ид, стремятся к удовлетворению, диктуя человеку такие желания, которые практически невыполнимы ни в одном об ществе. Супер-Эго, в содержание которого входят совесть, самонаблюдение и идеалы, предупрежда ет человека о невозможности осуществления этих желаний и стоит на страже соблюдения норм, при нятых в обществе. Таким образом, Эго становится как бы ареной борьбы противоречивых тенденций, которые диктуются Ид и Супер-Это. Такое состоя ние внутреннего конфликта, в котором постоянно находится человек, делает его потенциальным не вротиком. Поэтому Фрейд подчеркивал, что не су ществует четкой грани между нормой и патологией. Возможность поддерживать свое психическое здо ровье зависит от механизмов психологической за щиты, которые помогают человеку если не предот вратить, то хотя бы смягчить конфликт между Ид и Супер-Это.

Фрейд выделял несколько защитных механизмов, главными из которых являются вытеснение, регрес сия, рационализация, проекция и сублимация.

Вытеснение является самым неэффективным ме ханизмом, так как при этом энергия, протекающая по инстинктивным каналам, не реализуется в дея тельности, но остается в человеке, вызывая рост на пряженности. Желание вытесняется в бессознатель ное, человек о нем совершенно забывает, но остав шееся напряжение, проникая сквозь бессознательное, дает о себе знать в виде символов, наполняющих на ши сновидения, в виде ошибок, описок, оговорок. Символ, по мнению Фрейда, является не непосред ственным отражением вытесненного желания, а его трансформацией. Поэтому он придавал такое значе ние "психопатологии обыденной жизни", т. е. тол-266

кованию таких явлений, как ошибки и описки, сно видения человека, его ассоциации. Отношение Фрей да к символике было одной из причин его расхожде ния с Юнгам, который считал, что существует не посредственная и тесная связь между символом и стремлением человека, и возражал против толкова ний, придуманных Фрейдом.

Регрессия и рационализация являются более ус пешными видами защиты, так как они дают возмож ность хотя бы частичной разрядки энергии, содер жащейся в желаниях человека. При этом регрессия представляет собой более примитивный способ вы хода из конфликтной ситуации. Человек может на чать кусать ногти, портить вещи, жевать резинку или табак, верить в злых или добрых духов, стремиться к рискованным ситуациям и т. д., причем многие из этих регрессий настолько общеприняты, что даже не воспринимаются таковыми. Рационализация связа на со стремлением Супер-Это хоть как-то проконт ролировать создавшуюся ситуацию, придав ей "доб ропорядочный" вид. Поэтому человек, не осознавая реальные мотивы своего поведения, прикрывает их и объясняет придуманными, но морально приемле мыми мотивами.

При проекции человек приписывает другим те же лания и чувства, которые испытывает сам. В том слу чае, когда субъект, которому было приписано какое-либо чувство, своим поведением подтверждает сде ланную проекцию, этот защитный механизм действует достаточно успешно.

Наиболее эффективным является механизм, ко торый Фрейд назвал сублимацией. Он помогает на править энергию, связанную с сексуальными или аг рессивными стремлениями, в другое русло, реализо вать ее, в частности, в художественной деятельности. В принципе Фрейд и считал культуру продуктом суб лимации и с этой точки зрения рассматривал произ ведения искусства, научные открытия. Наиболее ус пешным этот путь является потому, что на нем про исходит полная реализация накопленной энергии, катарсис, или очищение, человека.

Либидозная энергия, которая связана с инстинкт том жизни, является также основой развития лично сти, характера. Фрейд говорил о том, что в процессе

267

жизни человек проходит несколько этапов, отлича ющихся друг от друга способом фиксации либидо, способом удовлетворения инстинкта жизни. При этом важно, каким именно способом происходит фикса ция и нуждается ли человек при этом в посторонних объектах. Исходя из этого Фрейд выделял три боль ших этапа.

Первый этап - либидо-объект - характерен тем, что ребенок нуждается в постороннем объекте для реализации либидо. Этот этап длится до одного года и носит название оральной стадии, так как удов летворение происходит при раздражении полости рта. Фиксация на этой стадии происходит в том случае, когда ребенок в этот период не смог реа лизовать свои либидозные желания. Для этого ти па личности характерна определенная зависимость, инфантильность.

Второй этап, который длится до начала полово го созревания, называется либидо-субъект и харак теризуется тем, что для удовлетворения своих инс тинктов ребенку не требуется никакой внешний объект. Иногда Фрейд называл эту стадию нарцис сизмом, считая, что для людей, у которых произош ла фиксация на этой стадии, характерна ориента ция на себя, стремление использовать окружающих для удовлетворения собственных нужд и желаний, эмоциональная отгороженность. Этап состоит из нескольких стадий. Первая, которая длится при мерно до трех лет, - анальная, при которой ребе нок не только учится навыкам туалета, но у него начинает формироваться и чувство собственности. Фиксация на этой стадии формирует анальный ха рактер, который характеризуется упрямством, час то жесткостью, аккуратностью и бережливостью. С трех лет ребенок переходит на следующую, фалли ческую стадию, на которой дети начинают осозна вать свои сексуальные отличия, интересоваться сво ими гениталиями. Эту стадию Фрейд считал кри тической для девочек, которые впервые начинают осознавать свою неполноценность в связи с отсут ствием у них полиса. Это открытие, считал он, мо жет привести к позднейшей невротизации или аг рессивности, которая вообще характерна для лю дей, фиксированных на этой стадии. В этот период