Смекни!
smekni.com

История психологии от античности до середины XX в Ярошевский М Г (стр. 60 из 82)

А. Фрейд и норвежский пси-Эрик Эриксон: хоаналитик Э. Эриксон являют-Эга-психология ся основателями концепции, ко торая получила название "Эго-психология" Согласно этой концепции главной ча стью структуры личности является не бессознатель ное Ид, как у 3. Фрейда, а ее сознаваемая часть Эго, которая стремится к сохранению своей цель ности и индивидуальности. В теории Э. Эриксона (1902-1994) не только пересматривается позиция Фрейда в отношении иерархии структур личности, но и существенно изменяется понимание роли сре ды, культуры, социального окружения ребенка, ко торые, с точки зрения Эриксона, имеют огромное значение для развития.

Отправным пунктом для Эриксона были его изы скания в области культурной антропологии, соци альной этологии и этнопсихологии, которые он осу ществил, изучая жизнь индейцев различных племен, проживающих на севере Калифорнии и в штате Юж ная Дакота. Результаты этих исследований стимули ровали интерес Эриксона к изучению личностей, групп и этносов, которые впоследствии стали тради ционными объектами внимания психоисториков. В годы второй мировой войны Эриксон исследовал аме риканских подводников и личность Адольфа Гитле ра, что послужило одним из стимулов к созданию психоистории.

Наиболее существенным моментом "психоисто-рического" метода Эриксона стало стремление объ единить в "психоисторическом контексте" психо логию индивида и общества на основе синтеза те оретических представлений и результатов полевых наблюдений.

Утверждая доминирующее значение психических факторов в историческом процессе, Эриксон подчер-293

кивал особую роль личностного начала в жизни. Он полагал, что психическая жизнь людей почти зеркаль но отражает исторические события и что их личност ные кризисы соответствуют социальным кризисам и характеризуются той же структурой. В силу этого, ана лизируя развитие личности, можно с большой степенью точности реконструировать развитие истории.

Утверждая, что личность вообще, а выдающаяся в особенности может выступать и выступает в роли своеобразного индикатора исторического процесса, Эриксон подчеркивал, что особая роль в истории, которую играют лидеры, обусловливается способно стью этих людей выводить разрешение различных ин дивидуальных кризисов за пределы собственной лич ности и умением возлагать преодоление их на все свое поколение.

Эриксон считал, что развитие личности продол жается всю жизнь, a' не только первые шесть лет, как полагал Фрейд. Влияет на этот процесс не только узкий круг людей, как считал традиционный психо анализ, но и общество в целом. Сам этот процесс Эриксон называл формированием идентичности, под черкивая важность сохранения и поддержания лич ности, цельности Эго, которое является главным фак тором устойчивости к неврозам.

Он выделил восемь основных этапов развития идентичности, в течение которых ребенок переходит от одной стадии осознания себя к другой, причем каждая стадия дает возможность для формирования противоположных качеств и черт характера, которые осознает в себе человек и с которыми он себя иден тифицирует.

Первая стадия - до одного года. В это время раз витие детерминируется в основном близкими людь ми, родителями, которые формируют у ребенка чув ство базового доверия или недоверия, т. е. открыто сти к миру или настороженности, закрытости.

Вторая стадия - от одного года до трех лет. В это время у детей развивается чувство автономности или чувство зависимости от окружающих - вследствие то го, как взрослые реагируют на первые попытки ре бенка добиться самостоятельности.

Третья стадия - от трех до шести лет. В это время у детей развивается либо чувство инициативы, либо

294

чувство вины - в зависимости от того, насколько бла гополучно протекает процесс социализации ребен ка, насколько строгие правила поведения ему пред лагаются и насколько жестко взрослые контролиру ют их соблюдение.

Четвертая стадия - от шести до четырнадцати лет. В это время у ребенка развивается либо трудолюбие, либо чувство неполноценности. В этот период шко ла, учителя и одноклассники играют доминирующую роль в процессе самоидентификации. От того, на сколько успешно ребенок учится, как у него склады ваются отношения с учителями и как они оценивают его успехи в учении, и зависит развитие этих качеств.

Пятая стадия - от четырнадцати до двадцати лет. Она связана с формированием у подростка чувства ролевой инициативы или неопределенности. На этой стадии главным является общение со сверстниками, выбор профессии, способа достижения карьеры, т. е. выбор путей построения своей дальнейшей жизни. Поэтому в это время большое значение имеет адек ватное осознание себя, своих способностей и своего предназначения.

Шестая стадия - от двадцати до тридцати пяти лет-связана с развитием близких, интимных отно шений с окружающими, особенно противоположно го пола. При отсутствии такой связи у человека раз вивается чувство изоляции..

Седьмая стадия - от тридцати пяти до шестиде сяти-шестидесяти пяти лет - является одной из важ нейших, так как она связана со стремлением челове ка либо к постоянному развитию, творчеству, либо к покою и стабильности. В этот период большое зна чение имеет работа, тот интерес, который она вызы вает у человека, его удовлетворение своим статусом, а также его общение со своими детьми, воспитывая которых он может развиваться и сам. Желание ста бильности, отверженце и боязнь нового останавли вают процесс саморазвития и являются гибельными для личности, считает Эриксон.

Восьмая, последняя, стадия наступает после ше стидесяти-шестидесяти пяти лет. В этот период че ловек пересматривает свою жизнь, подводя итоги прожитым годам. У него формируется чувство удов летворения, осознание идентичности, целостности

295

своей жизни, принятие ее в качестве своей. В про тивном случае человеком овладевает чувство отча яния, жнзмь кажется состоящей из отдельных, не связанных между собой эпизодов и прожитой зря. Такое чувство является гибельным для личности и ведет к ее невротизации.

Это чувство отчаяния может появиться и раньше, но всегда оно связано с потерей идентичности, с "от вердением", частичным или полным, каких-то эпи зодов жизни или свойств личности.

Эриксон постоянно подчеркивал важность сохра нения цельности, непротиворечивости структуры лич ности, пагубность внутренних конфликтов. Психо логи до Эриксона не подвергали сомнению необхо димость преодоления чувства неполноценности или вины. Эриксон, хотя и не считал эти качества поло жительными, тем не менее утверждал, что для детей с развитым чувством базового недоверия, зависимо стью гораздо важнее оставаться в русле уже заданно го пути развития, чем менять его на противополож ный, не свойственный им, так как он может нару шить цельность их личности, их идентичность. Поэтому для ребенка попытки развить инициативу, активность могут оказаться губительными, в то вре мя как неуверенность в своих силах поможет ему най ти адекватный для него способ жизни. Эти взгляды Эриксона особенно важны для практической психо логии, для коррекции и формирования индивидуаль ного стиля поведения.

Большое значение придавал Эриксон и внешней стабильности системы, в которой живетчеловек, так как изменение ориентиров, социальных норм и цен ностей также нарушает идентичность и обесценива ет жизнь человека.

$ 13. Теория Штерна

Немецкий психолог Вильям Штерн (1871-1938) получил Образование в Берлинском университете, где он учился у Г. Эббингауза. После получения док торской степени бго приглашают в 1897 году в уни верситет в Бреслау, где он проработал профессо-296

ром психологии до 1916 года. Оставаясь профессо ром этого университета, Штерн основывает в 1906 году в Берлине Институт прикладной психологии и одновременно начинает издание "Журнала при кладной психологии", в котором он, вслед за Мюн-стербергом, развивает концепцию психотехники. Однако наибольший интерес у него вызывают ис следования психического развития детей. Поэтому он в 1916 году принимает предложение стать пре емником детского психолога Э. Меймана на посту заведующего психологической лабораторией в Гам бургском университете и редактора "Журнала по педагогической психологии". В это время Штерн является также одним из инициаторов организа ции Гамбургского психологического института, ко торый был открыт в 1919 году. В 1933 году Штерн эмигрирует в Голландию, а затем переезжает в США, где ему предложили должность профессора в Дьюкском университете, которую он и занимал до конца жизни.

Штерн был одним из первых психологов, поста вивших в центр своих исследовательских интере сов анализ развития личности ребенка. Изучение целостной личности, закономерностей ее форми рования было главной задачей разработанной им теории персонализма. Это было особенно важно в начале века, так как исследования детского разви тия в то время сводились преимущественно к изу чению познавательных процессов. Штерн также уделил внимание этим вопросам, исследуя этапы развития мышления и речи. Однако он стремился исследовать не изолированное развитие отдельных когнитивных процессов, а формирование целост ной структуры, персоны ребенка.

Штерн считал, что личность - самоопределяюща яся, сознательно и целенаправленно действующая це лостность, обладающая определенной глубиной (со знательным и бессознательным слоями). Он исходил из того, что психическое развитие - саморазвитие, которое направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок. Эта теория получила назва ние теории конвергенции, так как в ней учитыва лась роль двух факторов - наследственности и сре ды - в психическом развитии. Влияние этих двух

297

факторов Штерн анализировал на примере некото рых основных видов деятельности детей, главным об разом игры. Он впервые выделил содержание и фор му игровой деятельности, доказывая, что форма яв ляется неизменной и связана с врожденными качествами, для упражнения которых и создана иг ра. В то же время содержание задается средой, по могая ребенку понять, в какой конкретно деятель ности он может реализовать заложенные в нем каче ства. Таким образом, игра служит не только для упражнения врожденных инстинктов, но и для со циализации детей.